На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский хоровой дирижёр, педагог В.Н. Минин (р. 1929)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский хоровой дирижёр, педагог В.Н. Минин (р. 1929)



В.Н. Минин

Владимир Николаевич Минин родился 10 января 1929 года в Ленинграде.

Родители были уроженцами Петербурга. Николай Юрьевич в 1915 году добровольцем ушёл на фронт, затем служил в 1-й Конной армии в должности связиста. После окончания войны перебрал много разных профессий. В 1927 году он женился на Марии Вячеславовне Соковниной.

Владимир рос музыкально одарённым ребенком. В его памяти сохранились первые музыкальные впечатления: крестьянские песни в деревне, где он проводил лето, пение курсантов артиллерийского училища, напротив которого находился их дом в Ленинграде. С удовольствием он и сам пел в школьном хоре.

По рекомендации школьной учительницы в 1937 году А.В. Свешников принял мальчика в детскую хоровую школу при Ленинградской капелле. Но тогда Владимир ещё не связывал свое будущее с музыкой. Он, как и все подростки Ленинграда, мечтал о морском флоте, и в 1942 году направил заявление в школу юнг.

Но судьба его сложилась по-другому. Владимир рано лишился матери. В 1934 году она умерла в результате несчастного случая. Отца, который с 1930 года служил в органах НКВД, в 1937 году арестовали, приговорили к лагерям по статье 58-10 – контрреволюционная пропаганда. В тот момент Николая Юрьевича спас его друг – А.С. Яковлев (тоже военный связист), командовавший училищем связи. Он, рискуя многим, приехал в Москву и добился пересмотра дела.

В 1939 году Николай Юрьевич Минин вернулся домой. Но это был уже другой, сломленный человек. 4 марта 1942 года он погиб в Ленинграде.

В начале войны хоровая школа, где учился будущий дирижёр, была эвакуирована из Ленинграда в село Арбаж Кировской области. Из 30 учеников двух классов, принятых в школу в 1937 году, к 1944 году осталось 10 человек. После переезда в Москву они и составили первый выпуск Московского хорового училища – выпуск 1945 года.

Общение с педагогами хоровой школы во многом определило тот сознательный выбор, который сделал Владимир Николаевич Минин много позже, избрав профессию дирижёра делом своей жизни. Её руководитель Александр Васильевич Свешников «формально» не вёл индивидуальных уроков. Но он поощрял стремление самостоятельно овладевать секретами профессионального мастерства.

Другой педагог – Палладий Андреевич Богданов, проводивший все музыкальные занятия и имевший огромное влияние на учеников, воспитывал в детях ответственное отношение к учёбе и здоровое профессиональное честолюбие. Владимир Николаевич Минин вспоминает, как однажды весь класс не выучил урок. «…Палладий Андреевич подвел нас к окну. “Вот и глядите, – указал он на дворника, сгребавшего в совок лошадиный навоз, – на что в будущем вы можете рассчитывать, если не будете учить уроков.”».

Став учеником Московского хорового училища, Владимир Николаевич Минин, как и другие выпускники школы Свешникова, с увлечением отдавали всё свободное время занятиям, особенно в фортепианном классе. В этот период большое влияние на Минина оказал его преподаватель по фортепиано В.М. Шатерников.

После окончания училища весь выпуск был принят на дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории.

Первым местом профессиональной работы для Минина стал Государственный хор СССР, куда он был принят в 1948 году концертмейстером. Затем, в 1949 году, он стал хормейстером хора.

В 1954 году Минин был призван на службу в Советскую Армию и направлен художественным руководителем и главным дирижёром в Ансамбль песни и пляски Северной группы войск в Польше. После демобилизации он поступает в аспирантуру Московской консерватории и одновременно работает хормейстером в Государственном хоре Союза ССР.

По окончании аспирантуры при Московской консерватории в 1958 году получает предложение стать художественным руководителем и главным дирижером заслуженной капеллы Молдавской ССР «Дойна». Пять лет успешной работы с этим высокопрофессиональным коллективом принесли Минину орден и первое звание, в газетах появлялись похвальные статьи. Но успех и профессиональное признание не давали ему полного удовлетворения.

В эти годы определяющее влияние на формирование творческих взглядов дирижёра оказала дружба с Георгием Васильевичем Свиридовым.

Их первое знакомство произошло ещё в 1957 году, когда Г.В. Свиридов принёс в Государственный хор Союза ССР свою ораторию «Поэма памяти Сергея Есенина». Свешников, руководивший тогда хором, поручил работу над ораторией В.Н. Минину. Свиридов создавал свои произведения для хора, считая пение a cappella поистине глубоко национальной традицией, таящей в себе огромные возможности для композитора. Музыка Свиридова, его взгляды на хоровое искусство открыли перед молодым дирижёром новые творческие перспективы, послужили импульсом к осознанию своей профессии как истинного призвания и дела всей жизни.

В 1963 году Минин оставляет капеллу «Дойна» и переезжает в Новосибирск, где он возглавил кафедру хорового дирижирования Новосибирской консерватории. В поиске новых творческих путей он включает в репертуар хора современную русскую музыку – в первую очередь, музыку новосибирского композитора А.Ф. Мурова.

В 1965 году Министерство культуры России предлагает Минину возглавить Ленинградскую академическую капеллу имени М.И. Глинки. За два с половиной года его творческие взгляды так и не нашли воплощения в работе с давно сложившимся коллективом, и в 1967 году он переезжает в Москву. В это время он преподает на кафедре хорового дирижирования в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

В 1971 году Минин становится ректором этого учебного заведения, а в 1972 году в стенах института под его руководством начинает свою деятельность камерный хор, составленный из студентов, аспирантов и выпускников «гнесинки».

В основе работы коллектива лежала идея создания Камерного русского современного хора. «Мне хотелось создать хор, который бы составляли не хористы, а артисты, – говорит В.Н. Минин. – Чтобы это был не столько в общепринятом смысле слова хор, сколько ансамбль солистов. Не элементарная, нарабатываемая механическим трудом бесфальшивная слитность голосов, а гармония индивидуальностей и самое полное и яркое раскрытие способностей каждого в рамках ансамблевого пения и поставленной задачи... И ещё, быть может, самое главное: хотелось бы этому искусству вернуть его древнейшую духовную значимость, его истинное место не только в нашей культуре, но и в повседневной жизни».

Первая программа хора, показанная 23 апреля 1972 года в зале московского Дома учёных, была чисто русской. Её составили народные песни в авторских обработках и оригинальные сочинения Свиридова, Щедрина, Калистратова, Бляхера, Никольского.

По мнению Минина, «хор воспитывался и рос на музыке Свиридова и других современных русских композиторов».

В последующие годы в репертуар хора вошли такие крупные сочинения Г.В. Свиридова, как «Пушкинский венок» (1979), кантата «Ночные облака» (1980, посвящена В.Н. Минину), «Курские песни».

В 1973 году состоялось первое исполнение программы церковных произведений - песнопений, что продолжило традицию исполнения русской духовной музыки, заложенную Александром Юрловым.

Создание Московского камерного хора стало заметным явлением не только в творческой биографии Минина, но и событием музыкальной культуры России. Появился коллектив с яркой, только ему присущей исполнительской эстетикой. Именно в исполнении хора под руководством В.Н. Минина возродились на мировом исполнительском уровне запрещённые ранее духовные произведения русских композиторов: сочинения Рахманинова «Всенощное бдение», «Литургия святого Иоанна Златоуста», «не рекомендованные к исполнению» произведения Чайковского, Гречанинова, Чеснокова, Танеева и других русских композиторов.

В начале 1974 года хор Минина стал профессиональным, а осенью прошли первые зарубежные гастроли. Выступление тогда ещё никому не известного коллектива произвело сенсацию на хоровом фестивале в Чехословакии.

В 1975 году состоялась первая запись на фирме «Мелодия».

В 1979 году было положено начало исполнению таких крупных произведений, как «Маленькая торжественная месса» Россини, «Глория» Вивальди, «Stabat Mater» Перголези.

Особо следует отметить исполнение хором под руководством В.Н. Минина симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина. За написание этого сочинения автор был удостоен Государственной премии.

На протяжении более чем 30 лет существования Камерного хора выдающиеся мировые исполнители: И. Архипова, Е. Образцова, Е. Нестеренко, З. Соткилава, А. Ведерников, а также оркестры под управлением Е. Светланова, В. Федосеева, Ю. Темирканова, М. Плетнева, В. Спивакова, Ю. Башмета, - остаются сценическими партнерами Минина.

Значительными событиями последнего времени являются эталонная запись Гимна Российской Федерации совместно с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, первое исполнение в России сочинения Г. Свиридова «Песни безвременья», участие в концерте с Монтсеррат Кабалье, Пасхальном фестивале, проводимом В. Гергиевым в Москве.

Особую миссию несет Минин как лучший интерпретатор русской духовной музыки, которая благодаря его дирижёрскому мастерству становится достоянием слушателей во всём мире. В лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Китая, Южной Кореи, Японии звучат бессмертные творения русских гениев.

В 1997 году Святейшим Патриархом всея Руси Алексием Минину вручен орден Святого князя Владимира за возрождение церковной музыки.

Как педагог профессор Минин сумел привить своим студентам не только профессиональные, но и духовные, нравственные ценности, что подтверждает своей работой В.Г. Захарченко – художественный руководитель Кубанского казачьего хора.

В XXI век коллектив вошёл с новыми оперными постановками. В Цюрихском оперном театре ставится «Демон» Рубинштейна, «Хованщина» Мусоргского, на летнем фестивале в Брегенце (Австрия), сцена которого расположена на воде Боденского озера, – оперы «Бал-маскарад» Верди, «Богема» Пуччини.

Летом 2003 года на фестивале в Брегенце хор Минина принимал участие в постановке оперы «Лисички» Яначека и мюзикле Бернстайна «Вестсайдская история».

В 2003 году известная звукозаписывающая фирма «Deutsche Grammophone» впервые выпустила компакт-диск «Русские голоса» Московского камерного хора с русской светской хоровой музыкой a cappella. Европейскому слушателю были представлены сочинения С. Танеева, М. Мусоргского, С. Прокофьева, Г. Свиридова. В целом дискография хора под руководством Минина составляет более 30 наименований.

Английская компания NVC также выпустила видеокассеты с записью русской духовной музыки в исполнении Московского государственного академического камерного хора.

Исполнение русских народных песен в сотрудничестве с известными певцами, исполнение оратории «Иван Грозный» Прокофьева с Аллой Демидовой – свидетельство полноты и динамизма ощущений сегодняшнего времени, которые присущи Минину.

«В руках Минина хор – оркестр самых древних и вечно самых выразительнейших музыкальных инструментов, на которых он с благородной эмоциональностью исполняет великую музыку, великие страсти и великие страдания. Минин умеет заставить петь не слова, а бессмертную мелодию человеческой души. ...Хор Минина – Художественный театр, Главный режиссёр которого не только ставит спектакли, но и сам играет, не может не играть. Минин – большой художник, большой музыкант, большой артист» (Э. Котлярский).

За заслуги в области хорового искусства Владимир Николаевич Минин удостоен Государственной премии СССР (1982), званий «Народный артист СССР» (1988) и «Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР», награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени.



МОБЦ

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011