На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русская балерина Е.С. Максимова (1939-2009)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русская балерина Е.С. Максимова (1939-2009)


День рождения: Февраль 1
День памяти: Апрель 28



Е.С. Максимова

Максимова Екатерина Сергеевна (1939 - 2009) – русская артистка балета. Народная артистка СССР.

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года.

В 1958 году окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, после окончания которого была принята в балетную труппу Большого театра.

Ещё в училище начал складываться дуэт Максимовой с её будущим мужем Владимиром Васильевым, впоследствии признанный эталонным артистическим дуэтом.

Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра: первую ведущую роль, в «Щелкунчике» В.И. Вайнонена (музыка П.И. Чайковского), она исполнила ещё до окончания училища в 1957 году.

В 1959 году получила главную партию - Катерины («Каменный цветок») и приняла участие в первых гастролях балета Большого театра в США, где не только не потерялась на фоне ведущих артистов труппы, но и получила собственную восторженную прессу.

В 1960 году, готовя партию Жизели, начала репетировать под руководством великой Галины Улановой.

«Дитя Большого театра» (точнее «бэби» - так прозвали Максимову на всё тех же американских гастролях), сохранив свою лучезарность, так выгодно отличавшую «максимовскую» исполнительскую манеру, со временем «выросло» в балерину, равно виртуозно владевшую и техникой балета, и актёрской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические.

В 1958–1988 годах Максимова – ведущая артистка балета Большого театра.

Исполняла главные партии в балетах «Жизель» (традиционная редакция, музыка А. Адана), «Дон Кихот» А.А. Горского (музыка Л.Минкуса), «Спящая красавица» (традиционная редакция, потом редакция Ю.Н. Григоровича, музыка П.И. Чайковского) и др.

Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960–1970-х годах, в частности, в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей («Щелкунчик», 1966; «Спартак», музыка А.И. Хачатуряна, 1968, роль Фригии и др.).

Максимова была постоянной партнёршей своего мужа, В.В. Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: «Икар» (музыка С.М. Слонимского, 1976; «Анюта», музыка В.А. Гаврилина, 1986; «Золушка», музыка С.С. Прокофьева, 1991).

За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти («Голубой ангел», на музыку М. Констана), Джона Кранко («Онегин», на музыку П.И. Чайковского).

С Максимовой работал К.Я. Голейзовский, поставивший в 1960 году для неё один из лучших своих номеров – «Мазурку» на музыку А.Н. Скрябина.

Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной плавностью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество её таланта – комедийное дарование («Галатея» по «Пигмалиону» Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И. Когана, хореограф Д.А. Брянцев; «Старое танго», музыка Когана, хореограф тот же).

Попробовала себя на драматической сцене - выступила с моноспектаклями «Песнь песней» (1990) и «Художник читает Библию» (1994) .

Искусство Максимовой и особенно её участие в знаменитом дуэте Максимова – Васильев, запечатлённое в телефильме « Дуэт» (1973) и французском видеофильме «Катя и Володя» (1989), пользуется мировым признанием.


Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 года, в день её 60-летия, в минибалете «Сады Вилландри» на музыку Шуберта.

C 1982 года балерина преподавала в ГИТИСе классическое наследие и композицию танца. В 1996 году она стала профессором этого вуза.

С 1998 года Екатерина Максимова была балетмейстером-репетитором Большого театра. С ней занимались такие молодые звёзды, как Светлана Лунькина, Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Анна Никулина, Мария Богданович.

В числе наград Екатерины Максимовой были премии Анны Павловой и Мариуса Петипа (Парижская академия танца), премия имени Дягилева, медаль имени Пабло Пикассо, орден Дружбы народов и орден «За заслуги перед Отечеством».

Давала мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляла жюри или принимала участие в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета.

В 1992 году на Открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск» в Перми вместе с Владимиром Васильевым учредила именную премию «Лучшему дуэту».

Написала автобиографическую книгу «Мадам нет» (Москва, 2003).

Екатерина Максимова умерла 28 апреля 2009 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Большой, Лента.ру,



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011