На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ
Меркурий (Иванов)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Работы этого автора

Аннотация
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Зарайский Меркурий ответил на вопросы журнала «Регион-Центр» 12 октября 2009 г.
Также по этой теме:
Метлик И.В.: Ценностное ядро гражданского воспитания школьников
В статье рассматриваются методологические аспекты развития воспитания школьников в современных социокультурных условиях Российской Федерации. Обосновано и представлено содержание ценностного ядра гражданского... (Далее)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Выступление на пленарном заседании VI Образовательных чтений ЦФО «Нравственные ценности ― основа образования и воспитания»
29 сентября 2011 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной... (Далее)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интервью радиостанции «Благовест»
19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных... (Далее)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Более всего я благодарю Бога за вас…». Слово на церемонии закрытия III Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. ВИДЕО
5 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил... (Далее)
Протоиерей Всеволод Чаплин: Не все пути ведут к Богу
Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в выпуске «НГ-Религии» от 3.11.2010 г.... (Далее)
Все публикации по теме...

«Думать надо об одном: что нам делать сегодня, чтобы будущие поколения жителей России сберегли нашу страну как великое достояние наших предков»


Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Зарайский Меркурий ответил на вопросы журнала «Регион-Центр»
12 октября 2009 г.



Ваше Преосвященство, Вы участвуете в рабочей группе по доработке стандарта начального общего образования. Не могли бы Вы сказать о целях этой рабочей группы, какие задачи стоят перед ней на сегодняшнем этапе и каковы должны быть итоговые результаты?


Стандарт начального общего образования в том виде, в котором он действует до настоящего времени, требует внесения некоторых изменений и уточнений в области духовно-нравственного воспитания.

За последние два с половиной месяца в данной области произошло немало позитивных перемен. Напомню, что было направлено письмо Святейшего Патриарха Кирилла, адресованное министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко, а вскоре после этого лидеры традиционных религий направили письменное обращение в адреc Президента России Д.А.Медведева. В результате обращения Святейшего Кирилла к А.А.Фурсенко председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации был приглашен войти в состав Совета Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам и мы получили возможность влиять на процесс доработки стандарта начального общего образования. В этом нам благоприятствует то обстоятельство, что определились позиции Президента России и, как следствие, всего образовательного комплекса страны в вопросе преподавания в школе основ религиозной культуры, поставлены конкретные задачи и определены сроки их выполнения. Это позволяет Русской Православной Церкви более активно продолжать работу по обсуждению доработанной версии нового федерального государственного образовательного стандарта с учетом ранее внесенных в него изменений.

Церковь исходит из того, что преподавание основ религиозной культуры в школе имеет огромное духовно-нравственное воспитательное значение, которое должно быть адекватно отражено как в самом тексте нового Стандарта, так и в учебном плане.

В результате обсуждения к настоящему времени удалось согласовать подходы к названию новой предметной области, которое бы отражало главное содержание вводимых в новый федеральный государственный образовательный стандарт дисциплин.

Главное, чего хотелось бы православным специалистам в области педагогики и родительской общественности, это добиться того, чтобы в новом Стандарте была предусмотрена возможность изучения религиозной культуры и этики по всем годам обучения в любой школе, в том числе работающей по пятидневной учебной неделе в основной части учебного плана, как полноценных уроков.

Поддерживая эту позицию православной общественности, Церковь надеется на то, что включение в Стандарт варианта учебного плана для школ с русским языком обучения, предусматривающего преподавание учебных предметов по религии и этике в инвариантной части плана с минимальной учебной нагрузкой по всем годам обучения, даст возможность изучать школьникам предметы данной предметной области во всех российских школах, включая те из них, которые работают по пятидневной учебной неделе. Наши предложения и редакционные правки по тексту нового Стандарта переданы в Министерство образования и науки Российской Федерации. Мы надеемся, они будут изучены и учтены.

Есть еще один важный орган, который возглавляет председатель ОРОиК. Это недавно созданная Комиссия по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Мы связываем с ее деятельностью надежды на успех в деле преподавания православной культуры. В задачи Комиссии, в которую приглашены заместитель министра образования и науки РФ И.И. Калина, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, протодиакон Андрей Кураев, представители епархий Русской Православной Церкви, специалисты органов управления образованием, входит координация текущей работы и практического взаимодействия общественных организаций, канонических учреждений Церкви, представителей образовательных и научных учреждений, родительской общественности по вопросам преподавания православной культуры, духовно-нравственному образованию и воспитанию.


Как известно, Патриархия поручила подготовить новый учебник «Основы православной культуры» известному миссионеру протодиакону Андрею Кураеву, профессору МГУ и Московской Духовной академии. В связи с этим:

- Учебник Кураева должен стать единственным учебником ОПК? Или по- прежнему будет несколько учебников (на выбор школ)?

- ОПК заявлен как культурологический предмет. Почему же написание учебника по этому предмету поручено не какому-нибудь беспристрастному культурологу, но активному проповеднику и полемисту?

- Как будет использован при подготовке нового учебника уже имеющийся опыт практической педагогики, ведь с 2002 по 2009 годы были разработаны учебные пособия для учащихся и методические пособия для учителей: «Православная культура» и Л.Л. Шевченко (для 1- 9 классов), «Основы православной культуры» А.В.Бородиной (для 1-7 классов), «Истоки» А.В.Камкина (для 1- 8 классов)...


Давайте внесем ясность в суть дела. Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы. Протодиакон Андрей Кураев является секретарем Совета и председателем Коллегии, но в Совет входит 25 человек, а в Коллегию – 12. Среди них известные ученые, академики, профессора, клирики Русской Православной Церкви и Ваш покорный слуга. Так что будущий учебник явится плодом коллективного творчества, симбиозом тех учебных пособий по курсу ОПК, которые в настоящее время уже существуют. И потом, не будем забывать, что экспериментом будут охвачены 18 регионов, преимущественно тех, где до сих пор ОПК не преподавали. И он не затронет учебный процесс по ОПК в других регионах, где эту дисциплину будут преподавать по-прежнему, пользуясь своими учебниками и методическими разработками. Кроме того, имеющиеся в настоящее время учебники по ОПК рассчитаны на разные школьные классы, и даже на дошколят. А то, что будет создано – конкретно будет распространяться на определенную возрастную группу.


Сейчас много говорят об острой нехватке квалифицированных учительских кадров для преподавании ОПК. Насколько Вас беспокоит данное обстоятельство? И какую именно помощь могла бы оказать РПЦ Министерству образования для скорейшего решения данной проблемы?


Дело это во многих регионах новое, поэтому неудивительно, что не хватает кадров преподавателей. Уверен, что Министерство образования и науки России с честью выйдет из положения, справится с этой проблемой. Многие учителя будут только рады дополнительной нагрузке, а значит – дополнительному заработку в условиях кризиса и урезания семейных бюджетов по причине безработицы. Повышать квалификацию им придется на курсах, которые будут организованы в ВУЗах, где имеются кафедры теологии, и институтах повышения квалификации. Смею заверить всех тех, кого это волнует, в том, что всестороння помощь Министерству со стороны Церкви будет оказана в той мере, в какой она потребуется, и тогда, когда это будет нужно.


Оправдывают ли себя теологические факультеты в светских вузах? Какое применение могут найти себе «светские теологи»?


Думаю, что такие факультеты всегда были нужны. Ведь духовные школы занимаются подготовкой будущих пастырей, а образование мирян – привилегия православных университетов, институтов и факультетов теологии светских высших учебных заведений. Выпускники теологических факультетов, как представляется, сегодня востребованы как никогда ранее. Они призваны составить костяк тех преподавательских кадров, которые уже весной будущего года потребуются для того, чтобы начать эксперимент по изучению в школах основ религиозной культуры.


Изучение в рамках школьной программы русской литературы нередко приводит к тому, что у школьников вырабатывается стойкое отвращение к произведениям классиков. Не допускаете ли Вы, что введение ОПК в школах приведет к примерно такому же эффекту?


Все зависит от личности педагога, от того, насколько интересно для детей будут вестись эти уроки. И трудно не согласиться с тем, что, как считает заместитель министра образования и науки России И.И.Калина, сначала должна быть создана общая книга для учителя, причем не поурочная, а именно для вхождения учителя в тему. И нужна будет также очень серьезная брошюра для директора школы.

К вышесказанному остается только добавить, что, конечно, преподавать основы культуры той или иной религии должен человек, который эти основы хорошо знает. И не только как специалист, но и как человек, который разделяет, может быть, во многом эти взгляды.


В чем на Ваш взгляд, истинные причины сопротивления со стороны части российского общества введению в российских школах ОПК? Есть ли за рубежом аналоги ОПК?


Если называть вещи своими именами, то сопротивляется именно та часть общества, которая – не с Богом, или слишком далеко отстоит от Него. Но многие люди просто не задумываются о том, что ими движет. Они уверены в том, что отстаивают справедливость, умозрительные идеалы гражданского общества, подлинные или мнимые свободы, ложно трактуемые и превратно понимаемые права. А думать всем надо только об одном: что нам делать сегодня, чтобы будущие поколения жителей России сберегли нашу страну как великое достояние наших предков. А как воспитать, например, чувство любви к Родине? Думаю, что не только и не столько на приобщении к окружающей нас современной действительности. Скорее наоборот. На лучших примерах истории прошлого, которая неразрывно связана с Православием, его значением для сохранения государственности, отражения многочисленных нападений иноземных захватчиков, отстаивания отечественной веры как стержня национальной культуры.

Нужно отметить, что по подобной модели работают школы большинства европейских стран. Например, в Финляндии, Бельгии, в католической Литве Православие в государственных школах по выбору могут изучать дети из русских семей. Это не «клерикализация школы», а нормальная деятельность демократического государства по удовлетворению образовательных потребностей своих граждан. Осуществление данной модели образования сможет обеспечить равенство прав и свобод граждан в сфере образования – вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности – в интересах общества и гармоничного развития нашего государства.

Думаю, что будет уместно ознакомить наших оппонентов с высказыванием на этот счет Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который ясно дал понять, что «наша Церковь никогда не искала легких путей, не стремилась создать для себя социальную нишу, в которой было бы уютно и тепло. Мы, православные христиане, прекрасно понимаем, что именно сегодня, когда идет борьба за умы и сердца людей, нам надо заботиться о каждом, кто с нами рядом, обо всем народе. Нужно просвещать тех, кто далек от веры, укреплять тех, кто уже обрел ее. Церковь не может не чувствовать своей ответственности перед ныне живущими и грядущими поколениями. Ведь от того, каким будет общество, зависит и будущее самой Церкви».


Как бы Вы оценили сегодняшний уровень «религиозной грамотности»: а) российского населения в целом; б) прихожан РПЦ; в) духовенства РПЦ?


Очевидно, что деятельность Русской Православной Церкви по возрождению духовности и нравственности российского общества через его воцерковление приносит свои плоды, и немалые. По данным фундаментального социологического исследования, опубликованного в 2006г. в книге «Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества», исповедующих Православие в нашей стране в то время было 62% населения, при этом отмечалась постоянная тенденция прироста верующих, что объяснялось социологами феноменом значительного роста количества храмов (если в 1986 году в нашей стране насчитывалось лишь 6800 православных храмов, то через 20 лет их было уже 27 тыс.) и монастырей (В Русской Православной Церкви на конец 2008 года имелось 804 монастыря; из них в России мужских — 234, женских — 244). Кроме того, в данном исследовании подчёркивался рост воцерковлённых верующих, которые регулярно посещают православные храмы, отмечалось, что эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Как предполагается в данном исследовании, этот процесс будет продолжаться в такой же динамике ещё около 15-20 лет, затем количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75%, после чего будет расти только число воцерковлённых, которое ориентировочно может составить порядка 30-40 % от всего населения страны. Причем вышеупомянутым исследованием установлено, что воцерковлённые люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было ещё 15-20 лет назад.

Есть и более свежие данные, которые основаны на результатах различных опросов, о том, что сегодня около 80% жителей России называют себя православными, однако число тех, кто «реально понимает и принимает православие», гораздо ниже. Доля этих людей пока еще не велика, она составляет около 10% от числа тех, кто считает себя православными. Но это вдвое выше показателей, достигнутых в 1990-е годы, когда доля таких верующих не превышала 3-5%.

Степень «религиозной грамотности» напрямую связана с мерой воцерковления людей. Например, кандидат в члены Церкви или, как его у нас называют, оглашенный, должен перед принятием таинства Крещения прочитать Евангелие, понимать содержание катехизиса, выучить символ веры и некоторые другие молитвы, осознанно принять догматы. А у нас в стране, по данным опроса, проведенного ВЦИОМ весной прошлого года, из десяти заповедей, принятых в христианстве, все десять знают всего 2% жителей страны.


Какие задачи стоят на данный момент перед Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, помимо подготовки к введению в российских школах основ православной культуры?


В отличие, например, от Учебного комитета Русской Православной Церкви, который занимается специальной подготовкой священнослужителей, деятельность Отдела религиозного образования и катехизации направлена на создание и развитие системы религиозного образования мирян на всех ее ступенях и уровнях: в воскресных школах всех типов при приходах Русской Православной Церкви (на сегодня их более 11 тысяч), в дошкольных православных воспитательных учреждениях (9 детсадов и православные группы еще в 45 детсадах), в православных гимназиях и лицеях (таких православных общеобразовательных учреждений насчитывается более 200), в высших православных учебных заведениях (в настоящее время в ведении Русской Православной Церкви находится 3 православных университета и 2 богословских института).

Отдел содействует подготовке православных педагогов и катехизаторов, а также православных специалистов в области фундаментальных наук и культуры. ОРОиК занимается религиозным просвещением в государственных и частных учебных заведениях всех типов, продвижением информации о религиозном образовании через печатные и электронные СМИ, включая радио и телевидение.

В ведение Отдела входит также работа с учреждениями культуры, издание учебной литературы, а также кадровое, методическое и информационное обеспечение православных образовательных учреждений, включая координацию их деятельности.

Особую роль в работе Отдела играет правовое обеспечение системы религиозного образования. Проводятся аттестация и повышение квалификации законоучителей воскресных школ на курсах, созданных при отделе в 1998 г.; осуществляются координация и оказание помощи епархиям в развертывании ими образовательной деятельности. Важное место занимает рецензирование православной учебной литературы.

Ежегодно с 1993 г. совместно с государственными структурами проводятся Международные Рождественские образовательные чтения под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ставшие крупнейшим образовательным форумом страны. Лучшие доклады издаются отдельными сборниками.



Источник:      Prokimen.ru


Основы Православной культуры
Общие проблемы и вопросы

Публикация:
Prokimen.ru
12.10.2009

Также у этого автора:
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Выступление на пленарном заседании VI Образовательных чтений ЦФО «Нравственные ценности ― основа образования и воспитания»
29 сентября 2011 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной... (Далее)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интервью радиостанции «Благовест»
19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма». Выступление на I Съезде учителей православной культуры Смоленщины
В докладе епископа Зарайского Меркурия на первом... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Нужно объединить наши усилия в деле просвещения»
(Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Только с верой жизнь обретает смысл». Интервью журналу «Православная беседа»
В журнале «Православная беседа» (№ 1, 2010. С. 18–25) опубликовано интервью с епископом Зарайским Меркурием: «Только с верой жизнь обретает смысл»... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий, В.М. Вальков: Стать украшением первопрестольного града
(Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Монастырь - остров спасения»
Интервью епископа Зарайского Меркурия интернет-изданию «Татьянин день»... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Нам очень дорог Форт Росс»
Интервью епископа Зарайского Меркурия Агентству религиозной информации «Благовест-инфо»... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011