На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Аннотация
7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. После литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Покаяние поставляет человека лицом к лицу перед правдой Божией». Слово после Божественной литургии в храме Спаса Преображения на Песках
5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Расточать нынешнее время мы не вправе». Слово в третью годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2012 года, в третью годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном... (Далее)
Все публикации по теме...

«Нам даровано спасение». Слово после Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы


Проповедь Предстоятеля Русской Церкви в Благовещенском соборе Московского Кремля в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2010 г.


Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы совершили службу в историческом Благовещенском соборе Московского Кремля, в этих овеянных молитвой наших благочестивых предков стенах, там, где ярко и сильно исповедовалась православная вера на протяжении столетий. И это придает особое значение Литургии и дает дополнительные духовные силы, ибо соприкосновение духовному опыту предшествующих поколений обогащает и нас, людей XXI века, живущих в то время, когда очевидные Божественные истины для многих перестают быть очевидными. Об одной из этих истин сегодня нам и следует задуматься. В тропаре праздника мы говорим: «Днесь спасения нашего главизна» — сегодня началось наше спасение. Действительно, через Благовещение Пресвятой Богородицы началось служение Бога роду человеческому через воплощение Его Божественного Сына. А именно, воплощение Сына Божия и открыло людям спасение. Мы в Церкви очень часто употребляем это слово «спасение», но не всегда отчетливо понимаем смысл этого слова. Что является антонимом спасения? Гибель. Спасение — и гибель. А в каких случаях мы употребляем слово «гибель» в отношении человека? Мы не говорим, что человек погиб, если, достигнув почтенного возраста, он переступил порог этой жизни и вошел в вечность. Мы говорим об успении человека, о смерти — ни о какой погибели речь не идет. Мы говорим о гибели людей от несчастных случаев, от террористических актов, от убийств. Иногда мы употребляем это слово, когда страшная смертельная болезнь убивает человека в молодом возрасте. Другими словами, с гибелью мы связываем непреодолимое воздействие внешних сил. В каком же смысле спасение является антонимом гибели? А именно в том смысле, что спасение избавляет нас от действия внешней силы — силы диавольской. Все так же, как и до пришествия в мир Спасителя, люди рождаются, возрастают, женятся, входят в зрелый возраст, болеют, исцеляются, радуются, скорбят, грешат. Но эпоха, которая наступила после Благовещения, отличается от предшествующей тем, что нам даровано спасение, что именно через страдания, смерть и Воскресение Господа нам даровано избавление от страшной внешней силы — силы дьявольской, которая господствует с непреодолимой силой над родом человеческим. Господь именно избавил нас от этого внешнего воздействия — но не всех. Спасение не усваивается людям автоматически. Да это было бы и несправедливо: ведь Господь кровь Свою пролил, через страдания прошел не для того, чтобы плодами этого крестного подвига стало безразличное потребление плодов спасения. Люди бы скоро и забыли о том, что было такое спасение, и стали бы воспринимать иной образ жизни как данность. Господь никогда не нарушает нашей свободы. Он дает нам право выбора даже и в том случае, когда речь идет о нашем спасении — принять или отвергнуть. Когда мы принимаем Крещение, входим в Церковь и становимся ее чадами, тогда благодать Божия, которая открылась роду человеческому и излилась на род человеческий через пришествие в мир Спасителя, и начинает оплодотворять нашу жизнь. Благодать начинает работать внутри нас, создавая мощный щит, способный остановить влияние внешней темной силы. Благодатью Божией мы защищаемся от диавола, от греха. Мы действительно обретаем спасение. Трудно сказать, что было бы с родом человеческим, если бы Господь не открыл эту возможность спасения. Скорее всего, никакой человеческой цивилизации больше бы не существовало. Потому что уже тогда, в преддверии пришествия в мир Спасителя, многие сознавали некий тупик в развитии человеческого общества, и даже язычники чаяли пришествия в мир Избавителя, понимая, что так дальше нельзя, что силы человеческие надломлены, что человечество становится неспособным к выживанию. Лучшие философы, лучшие мыслители античной древности сознавали наличие этого духовного тупика человеческого рода. Наша эпоха не является более благополучной, чем та, языческая. Она отличается только одним от той, дохристианской эпохи — перед нами открыты двери спасения. Бог дает нам силу защищать себя, своих родных и близких, свое Отечество, весь род человеческий от силы зла, привлекая молитвой благодать Божию. Сегодня великий день воспоминания о начале этой новой, христианской эры — эры, остановившей тотальное господство зла в мире. И сегодня, по слову Златоуста, ад царствует, ибо многие цари и многие силы, которые способны определять развитие человеческого общества, находятся под властью диавола. Но не вечнует ад над родом человеческим, как говорит тот же Златоуст, и это означает, что есть способность защищаться от силы вражией, устроять свою жизнь по замыслу и воле Божиим. Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы, мы празднуем начало нашего спасения и благодарим Господа за ту великую милость, которую Он даровал нам, за Его страдания, Его смерть, Его Воскресение, за ниспослание Духа Святаго, за все то, что и являет собой тайну спасения рода человеческого. И верим, что до скончания века никогда не будет изъята из человеческого сообщества эта возможность оградить себя силой благодати Божией от силы вражией, устрояя спасение во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.


В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля

Источник:      Патриархия.ру


Святейший Патриарх
Церковные праздники

Публикация:
Патриархия.ру
8.04.2010

Также у этого автора:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Покаяние поставляет человека лицом к лицу перед правдой Божией». Слово после Божественной литургии в храме Спаса Преображения на Песках
5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Расточать нынешнее время мы не вправе». Слово в третью годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2012 года, в третью годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви 30 января 2012 года
30 января 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Потребность общества в православной вере и культуре создаёт поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов». Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях
23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «В этот день обычная вода становится водой святой…». Проповедь в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя
18 января 2012 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011