На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Бобылев Борис Геннадьевич /доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета
Бобылев Борис Геннадьевич
доктор педагогических наук
профессор
зав. кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Православная вера глазами орловских студентов: итоги социологического опроса


Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.


Бобылев Борис Геннадьевич. Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года

2 декабря на гуманитарном факультете Орловского государственного технического университета был проведен семинар «Молодежь и религия», посвященный  результатам социологического опроса, проведенного среди   студентов г.Орла Исследование было осуществлено студентами гуманитарного факультета нашего университета под руководством Фетисовой Людмилы Николаевны, которая, будучи студенткой 4 курса, принимала участие в первых выездных Глинских чтениях, проведенных 29-30 мая 2002 г. в городах Орле и Болхове. Следует отметить ту особую благодатную атмосферу, которая царила в аудитории, особый настрой студентов, принимавших участие в семинаре. В ходе семинара у его участников было ощущение, что происходит не рядовое, но выдающееся, этапное событие в жизни университета. Студенты выступали здесь уже не в качестве управляемых объектов воспитательного воздействия, но в качестве самостоятельных активных деятелей и организаторов, проявивших незаурядную научную и духовную зрелость. Солидный объем выборки (было опрошено 400 студентов 8 вузов Орла), объективность и глубина анализа сочетались с ясной и строгой нравственной позицией.

         В ходе исследования было выявлено следующее: 79 %  студентов считают себя верующими, из них 71,5 % относят себя к Православию; воцерковленными в разной степени при этом являются 15,9 % (принимают участие в Таинствах Церкви). Однако из этих 16 % только 4,1 % посещают церковь еженедельно. Среди тех, кто относит себя к православным людям, 12 % посещают церковь 2-3 раза в месяц,  26 % ходят в храм только по праздникам, 49,1 % посещали церковь несколько раз в жизни. 8,9 % верующих не посещают церковь вообще.

Надо сказать, что сами организаторы опроса оценили эту картину как неутешительную, при этом свою задачу они видят в первую очередь в том, чтобы определить пути воцерковления молодежи, при этом рассматривают приобщение к жизни Церкви как главное средство решения существующих проблем духовно-нравственного воспитания..

Однако можно сопоставить полученные результаты с теми, которые получены 10-15 лет тому назад.. Так, социолог Григоренков в 1997 году в работе «Молодежные организации России и религия» писал о том, что к верующим себя относят 39-46 % молодежи. По данным опроса, осуществленного в 1999 году под руководством доктора исторических наук Сурайкина, около 50 % молодых людей 17—30 лет считают себя верующими. Если сопоставить эти результаты с орловскими данными, можно сделать вывод о том, что количество верующих молодых людей, за последние полтора десятилетия выросло весьма значительно

         Приведем еще некоторые результаты, полученные орловскими студентами-социологами. Так, например, 66 %  респондентов, отвечая на вопрос о роли Церкви в современном российском обществе указали, что Церковь способствует духовно-нравственному развитию, 43 % опрошенных указали на то, что будущее России должно быть неразрывно связано с Православием.

Представляют интерес также данные, отражающие причины обращения молодых людей к Церкви. 34 %  указали в качестве причины внутреннюю потребность, 28 % - жизненные проблемы, 20 % - «необходимость исполнения принятых обрядов» (с не различением таинств и обрядов), 7 % - семейная традиция, 4 % - эстетическое удовольствие и др.

Таким образом, на первом месте среди мотивов обращения к Церкви стоит внутренняя потребность. Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы помочь как можно большему числу наших воспитанников почувствовать и осознать тот факт, что все возникающие в их жизни проблемы имеют духовный источник.

Очень точно и глубоко об этом сказано у святителя Феофана Затворника: «Дух из Бога, сочетавшись с душой, возвел ее на степень души человеческой, и стал человек двояк. Одно тянет его горе, другое – долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божиим водится. И совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольной, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, а дух этой безмерностью желает заглушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его».

Подводя итог, замечу, что исследование орловских студентов представляет интерес для нас, православных педагогов, не только результатами, но и самим фактом своего проведения. В этом можно увидеть свидетельство о том, что в среде самих студентов  все больше появляется активных и рассудительных молодых людей, которые не только сами горячо верят в Бога, но и готовы способствовать воцерковлению других.


Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание
Глинские чтения

Публикация:
Глинские чтения
11.02.2011

Также у этого автора:
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Бобылев Б.Г.: Под покровом благодати: жизнь русской семьи в изображении С.Т. Аксакова
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Эпопея Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника, Детские годы Багрова-внука» в последние годы... (Далее)
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
(Далее)
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
(Далее)
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
(Далее)
Б.Г.Бобылев: Средство воспитания единомыслия народа
(Далее)
Б.Г.Бобылев: О любви к отечеству и родному языку: уроки адмирала А.С.Шишкова
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011