На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Доронина Татьяна Геннадьевна /Педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Карачева Брянской области
Доронина Татьяна Геннадьевна
Педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Карачева Брянской области

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 29 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Надежда как всепобеждающая сила


Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 29 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области


Процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и духовного развитие в целом, не может осуществляться без надежды на получение ожидаемого результата, как самим учителем, так и его учениками.

По словам глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) «надежду как уверенность в получении желаемых плодов своего труда – (свойства): духовного или физического имеет в своем сердце каждый человек.»

Надежда имеет различные:

- источник

- прочность

- предмет

- цель

Земледельца побуждает к труду надежда получения плодов, торговец принимаясь за торговлю, надеется приобрести богатство, воин надеется на победу и славу, ученика побуждает к учению надежда приобрести знание и мудрость(2:215).

 

ВИДЫ НАДЕЖДЫ: ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

 

ЛОЖНАЯ НАДЕЖДА

Объекты ложной надежды

 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) указывает на объекты ложной надежды: «Одни люди надеются на людей, их мнимое величие и могущество… другие возлагают надежду на свое богатсво, третьи – на свой разум, четвертые на силу. Иные надеются на деньги, иные – на время или случай, иные на что-либо другое. Такие люди… надежду имеют не истинную, а ложную. Это люди плотские.»

 

На чем основывается ложная надежда?

Отец Иоанн подводит к мысли: «Ложная надежда всегда утверждается и зиждется на временных(земных) благах…»

 

Виды ложной надежды

Ложная надежда все равно, что Обманутая надежда, которую так или иначе испытал на себе каждый человек.

Испытывал ли ты обманутую надежду? Увы, как она поразительна! Ее испытали девы юродивые. Чаяли встретить Жениха; и не удалось. И это бы не так еще тяжело. Можно б было утешаться надеждою еще как-либо увидеть Его. Но то беда, что сам Жених отверг их однажды и навсегда (Святитель Феофан Затворник).

 

 Слепая надежда

По мнению св. Филарета к ложной (слепой) надежде приводит две мысли: 1) мир идет по своим законам; 2)человечество само собою идет к совершенству.

Педагогу важно знать, что подобное представление основывается на ложной (слепой) надежде и «отчаянной беспечности по отношению к будущему.»

Плоды отчаянной беспечности учащихся известны каждому педагогу: плохая успеваемость, потеря нравственности, противоправные нарушения, суицид.

 

Кровавая надежда

Еще один вид ложной надежды, о котором ученик должен иметь представление, чтобы предостеречь его от непоправимых ошибок и страшных последствий на жизненном пути, это – надежда добычи или кровавая надежда. Особенно следует уделить внимание разговору на тему о «жажде наживы любой ценой» и о ее последствиях.

 Здесь уместно привести цитату Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: Когда становятся известны страшные события из нашей жизни, как трагедия в Кущевской станице Краснодарского края, вся Кубань, вся страна вздрагивает, ужасается весь мир. Это есть плод того, что сегодня прививается нашему народу: бери от жизни все, удовлетворяй свою плоть, и на этом пути нет преград и человек становится зверем.

Бедствие людей от того, - говорит Святой Праведный Иоанн Кронштадский,- что не имеют истинной надежды. Вот у человека на сердце тоска, скука нестерпимая; если надежды истинной нет у него на сердце, то что он делает? Прибегает к искусственным средствам прогнать тесноту и скуку, к развлечениям преступным, а не ко Христу, Коего иго благо сердцу нашему и бремя легко (Мф. 11, 30) .

 

Надежда на людей

Надежда на людей есть ложная и обманчивая. В день смерти человека оставят друзья и братья, сила и разум, честь и богатство и ничем не смогут помочь ему (Симф.с.581).

 

 Надежда на себя

…в надежде на самого себя заключается безумие (Святитель Митрополит Московский Филарет).

 

Итоги проявления ложной надежды

Как видим, итог любых проявлений ложной надежды может привести к потере нравственности, деградации личности, принести большое горе близким людям и обществу.

 

Плоды ложной надежды

Святитель Тихон предупреждает: «Ложная надежда строго запрещается Богом» потому что она ведет: к умноженю зла и вечной смерти. Таковы плоды ложной надежды.

Страшный и назидательный пример приводи Святитель Феофан Затворник: «Невозможно помилование тех, которые упорно противятся Богу…многие из таких и на тот свет отходят богоборцами и богоненавистниками, и этого, полагаю, отрицать не станете. Что же их там ожидает? Как они Бога знать не хотели, то и Бог скажет им: «Не вем вас, отойдите». Вот и вечное отвержение, – печать ада! Остается строить надежду, нет ли покаяния за гробом? О, когда бы возможно было это?! Какое бы облегчение было нам грешным! Господь столько милосерд, что только покайся, хоть бы то и за гробом, непременно простит. – Но то наше горе, что надежды-то такой не на чем основать».

 

Дорожить временем

Давая представление о ложной надежде, педагогу важно предупредить учащихся о том, что человек должен дорожить каждым днем, каждым часом на земле. Приучить ребенка работать над собой каждый день и каждый час – непростая задача для воспитателей.

Образно и поучительно рассказыват об этом святитель Филарет Московский: «В юности говоришь: подумаю о душе в летах разсудка и зрелости; в зрелых летах…успокоиваешь себя надеждою, что под старость непременно будешь жить для Бога и для души своей; приходит старость, и ты вновь успокаиваеешь себя мыслию, что еще можно принести чистое покаяние во время последней болезни. Так пропадают и утро, и полдень, и вечер. После сего… тебя не готоваго застигнет смертная нощь...

День земли всегда оканчивается вечером. В таком случае куда пойдут надежды откладывающих, если не в адскую нощь, в которой никто не может делать, чего не сделано в продолжение дня земной жизни, невозвратно прошедшаго…»

 

ИСТИННАЯ НАДЕЖДА

Святые отцы формируют истинное представление о надежде. Святитель Тихон дает определение истинной надежды:

«Несомненная уверенность в том, что Бог непрестанно заботится о нас, о нашем спасенииБолее кратко можно сказать, что «истинная надежда есть жизнь вечная»(2:115). Такое понимание святителем сущности истинной надежды согласуется с определением Второго Вселенского Собора (2:115).»

Если источники ложной надежде различны, то источник истиной надежды один - «есть Господь наш Иисус Христос (1:96-97). Поэтому святитель Тихон с полным основанием называет Иисуса Христа надеждою христиан (1:198).

Невозможно надеяться на Бога и на создание (Симф.с.581).

На этом этапе, воспитанникам необходимо понять: что дает человеку истинная надежда?

По свидетельству отца Иоанна (Маслова) истинная надежда наделят человека:

 - помощью

- силой

- уверенностью в обновлении всех духовных сил

Здесь святитель Тихон дает определение: «под именем христианской надежды следует понимать такое чувство человека, когда он и умом своим, и сердцем, и волею полагается на одного Бога.

Почему надо надеяться на одного Бога?

Почему следует возлагать надежу на одного Бога, мы видим из свойств Бога: премудрый, благий, вечный, всесовершенный, всемогущий, праведный судья.

Размышления о свойствах Божиих помогают человеку утвердиться в истинной надежде.

Далее святитель говорит о том, что надежда человека на Бога не может быть напрасной. Она и «во время смерти и после смерти не посрамит его»(2:320). Что здесь имеется ввиду?

Святитель Филарет Московский: «Первое: молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия. Второе: не живи сам небрежно, а старайся чистою верою и неотлагательным исправлением от злых дел, упрочить себе надежду, что и за тебя, по твоей кончине, молитвы принесут душе твоей отраду, и помогут ей в достижении вечнаго покоя и блаженства в Боге.

 

Что может разрушить истинную надежду?

Святитель митрополит московский Филарет предупреждает: «Смотрите… и со вниманием примечайте, как одна страсть в человеке может повредить многим добродетелям; как пристрастие к земным вещам отягощает душу, омрачает ум, связует волю…удаляет от благодати…разрушает надежду вечной жизни…»

Чтобы этого не случилось надежда должна быть деятельной: не усыплять нравственность, а возбуждать ее.

Говорим о надежде, не для того, чтобы почивать на ней, как на возглавии, но, чтобы не упадать духом пред мыслию о нашем недостоинстве, чтобы не колебаться маловерием. Не усыплять должна благая надежда, но к благим подвигам возбуждать нас, часто напоминающих себе Апостольское увещание: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою совестью (1 Тим. IV. 12).

Чтобы достичь таких плодов, рассмотрим:

 

Связь истинной надежды с другими добродетелями

Святитель Тихон отмечает: «Наиболее тесно истинная НАДЕЖДА связана с ВЕРОЙ и ЛЮБОВЬЮ.»(3: 349).

Истинная надежда происходит из веры, как растение из семени, как ручей из источника (Митрополит Московский Филарет).

Педагогу важно объяснить учащимся, что отсутствие ВЕРЫ или потеря ее, немедленно приведут к ложной надежде, т.к. утрачивается надежда на Бога.

Надежда и Покаяние

По словам отца Иоанна (Маслова) «надежда» тесно связана с покаянным чувством» и даже лежит в основе его. Каждый ученик должен понимать, что осознав свои ошибки, он всегда может исправить их.

Надежда к добрым переменам свойств души, работа над собой - не позволят ему оставаться пассивным, бездеятельным, безучастным. Надежда на Бога не позволит отчаяться, напротив, поможет стать лучше, добрее, поможет развить творческую активность, повысить свой уровень успеваемости.

В чем же надежда дает уверенность?

 - Бог слушает и принимает кающихся

 

Истинная надежда и терпение

«Терпением она утверждается и терпением испытывается. Надежда без терпения быть не может»(2:322). В данном случае учащиеся должен уяснить: терпеливый человек «не требует, чтобы Бог подал ему ожидаемое незамедлительно, когда хочется ему, но терпеливо ждет, зная, что Бог подаст ему все в свое время, когда это будет полезно и спасительно.» (Иоанн (Маслов)).

Святой Праведный Иоанн Кронштадский предупреждает: «Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что Господь совершенно бросил и покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы искушения веры, надежды, любви и терпения христианина.»

Из выше сказанного, можно сделать вывод: смысл истиной надежды заключается в испытаниях верности Богу .

 

 Надежда и Скорби

Св. Апостол Павел говорит: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает (Рим.5, 3-5)

Скорби, - говорит святитель Тихон,- укрепляют надежду, делают ее твердой. «Невзгоды и напасти обращают человека к Богу, «учат на Него надеяться и у Него одного просить помощи и заступления». Другими словами: несчастья воспитывают душу, приучают надеяться не на создание, а на Создателя. Вот почему скорби являются основанием надежды. При их помощи она рождается, ими укрепляется и в них познается (1:196). Отец Иоанн обращает наше внимание : «скорби способствуют распознанию истинной надежды от ложной.»

 

Надежда и Молитва

 - спасительная сила истинной надежды проявляется во всех сторонах

 жизни человека

 - она способна сделать действенной молитву человека к Богу.

 

Отнятие временных благ

Иногда Господь испытывает людей в истинной надежде через

отнятием временных благ:

 - здоровья

 - чести

 - богатства

 - мира

 - тишины

 - посещением страданий

 - внушением лукавых помыслов

 - внушением отчаяния

 

Отчаяние – отсутствие надежды.

Чем опасно отчаяние?

Отчаяние опасно тем, что побуждает человека к злым мыслям и поступкам. Иногда плоды отчаяния могут быть непоправимыми.

 - Надежда христианская! Сколь многие впадают в отчаяние и лишают себя жизни! Вспомним добровольных удавленников, утопленников и иным образом налагающих на себя руки, затем пьяниц и проч. (Иоанн Кронштадский).

Для того, чтобы отчаяние не обратилось для человека непоправимой бедой, отец Иоанн (Маслов) предлагает средства укрепления истинной надежды, которыми являются:

- чтение Священного Писания

- слышание Священного писания

Потому, что «Слово Божие подобно живому источнику утоляет духовную жажду человека и влечет его ум и сердце к высшим сферам небесной жизни.»

Как отмечает отец Иоанн, «живая надежда на Бога требует от человека постоянной, деятельной борьбы с искушениями и терпения злостраданий», это в свою очередь приводит его «к получению благ вечной жизни», в то время как «бездеятельная надежда слабеет, мертвеет и совсем исчезает».

Как должен жить человек, имеющий истинную надежду?

Далее святитель Тихон Задонский как бы подводит итог, обращая внимание на то, что человек, имеющий истинную надежду не может жить:

 - по своему соизволению

 - не может быть пассивным

 - не может быть безучастным

 - должен бодрствовать

 - много трудиться

Таким образом, по учению святителя Тихона: «… если ложная надежда всегда утверждается и строится на временных, земных благах, то истинная и совершенная имеет своим основанием «помощь Божию…» (1: 45). Только такая надежда приносит великое благо человеку.

«истинная надежда - добродетель, которая помогает человеку не только побеждать зло, но и побуждает его к деятельному участию в обновлении всех свойств духовных сил»(2:320).

 

 Литература

  1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.
  2. Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М, 1995.
  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004.
  4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.
  5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1995.

Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание
Святые и Святыни

Публикация:
Глинские чтения
1.09.2011

Также у этого автора:
Доронина Т.Г.: Вера - педагогический аспект
Тезисы доклада на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. В земной жизни существует только два пути – добра или зла. Каждый человек наделен свободой выбора, - по какому пути будет проходить... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011