На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Фомина Людмила Филипповна /Проректор Московской педагогической академии
Фомина Людмила Филипповна
Проректор Московской педагогической академии

Работы этого автора

Аннотация
Тезисы доклада на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года.
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Семья как субъект образовательного процесса


Тезисы доклада на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года.


О роли и значении семьи для государства и общества

 

Л.Ф. ФоминаСвятитель Филарет Московский утверждает: «Государство - это семейство семейств». Это высказывание подчеркивает важность семьи для благополучия государства. Так как государство состоит из семейств, нарушение части непременно ведет к расстройству целого.  Святитель образно соотносит жизнь государственную и семейную. Семейная жизнь есть корень дерева. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надо, чтобы корень был крепок », - учит святитель.

 

 

Субъекты воспитания: семья, школа, Церковь.

Особенности раскрытия темы семьи в учебнике

 

Обычно в литературе освещается – что должна делать семья, чтобы воспитать доброго нравственного порядочного человека. Описываются методы, средства, приемы воспитания. В учебном пособии все это есть.

В представляемом МПА учебном пособии предложен несколько иной подход к раскрытию темы «Семья как субъект воспитания», более широкий. Чем это обусловлено? 

Встречи с педагогами, работа на курсах повышения квалификации постоянно убеждают нас, что мы, педагоги,  сами плохо представляем себе, как должна быть устроена семья, каков традиционный семейный идеал, который в течение веков помогал хранить семейные устои, а, значит, и крепость самого государства.

Можем ли мы сказать, что в семье, образовательных учреждениях мы готовим детей к их будущим самым главным должностям на земле – быть мужем и женой, быть ответственными родителями? Не можем. Об этом свидетельствует статистика разводов в стране. Каковы их причины?:

- неумение построить жизнь семьи,

- эгоизм, нежелание жертвовать своими прихотями ради другого,

- нетерпимость (семья – это терпение),

- неумение построить семейный бюджет, разумно тратить средства,

- стереотипы построения семейных отношений.

Сейчас уже мало традиционных патриархальных семей, где само ее существование, многообразные иерархические связи между разными ее членами учили умению жить в семье.

 - следствие негативного отношения к институту семьи.  Общая тенденция в мире отношения к браку как архаизму, чему-то совершенно ненужному, мешающему нормальной жизни. К сожалению, в последнее десятилетие это отношение к браку бытует и среди нашей сегодняшней молодежи. Иногда, они принимают брак с оговоркой – ну да, можно попробовать, но если не получится, ведь можно разойтись, что особенного. 

     В главе учебного пособия показывается великая ценность самого института семьи и брака как Божиего установления.

 

Почему педагогу надо знать основы правильного устроения семьи?

 

1) ему предстоит воспитывать и обучать детей в образовательных учреждениях в союзе с семьей, в первую очередь, с родителями своих учеников, и педагог должен иметь представление об истинных принципах устроения семьи и развития отношений в ней;

2) он сам должен в процессе образовательной деятельности прививать детям, а также их родителям отношение к семье как великой ценности, учить правильным отношениям в семье между родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родными, и по мере взросления детей дать им достаточно полное  представление о том, что такое семья и для чего она существует;

3) знание принципов устроения семьи поможет как самому педагогу, так и его ученикам и их родителям  избежать многих заблуждений и ошибок в своей жизни.

 

В учебнике прежде всего дается описание – что же такое семья, для чего она создается, как она должна быть устроена, чтобы в ней всем было хорошо, чтобы она была крепкой и счастливой. Читатель получает ответы на множество вопросов, например: почему в семье должен быть глава семьи и притом в единственном числе? почему все члены семьи должны ему подчиняться? как сохранить любовь и согласие в семье. Почему необходимо каждому члену семьи исполнять свои обязанности, в том числе детям по отношению к родителям (а наши дети и слыхом не слыхивали, что они чем-то обязаны отцу и матери).

 

Многие ли из нас знают, что вопрос о семейном благополучии тесно связан с выполнением каждым из членов семьи предписанных ему обязанностей. В этом – залог крепости семьи, правильного развития отношений в ней. И инструкции нам оставили на все времена, инструкции нравственного поведения в семье (Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского вероучения).

 

Что видим сегодня в семье и школе?

 

Семья, как правило, не занимается подготовкой своих чад к будущему ответственному родительству, а для этого надо еще научить, как построить семью.

А если и сами не знаем, не умеем, не получилось.

Кого готовим? Барби. Светских львиц. Бизнесменов.

Когда же девочка должна осознать свое женское предназначение – быть помощницей мужу, женой, матерью?

Когда мальчик, а затем юноша должен понять, что на его плечи ляжет ответственейшая обязанность – быть главой семьи, мужем и отцом.

 

Вспоминаю недавний год семьи в России. Президент принимает в Кремле многодетные семьи. Прекрасная встреча. Надо видеть эти лица – восхищенные – детей, несколько смущенные от непривычного для них интереса – взрослых – пап и мам. Ну какие же они все красивые! Ну, все. Слава Богу! Наконец! Очень не хотелось верить, что это только в Год семьи. Но вот прошел Год семьи в России – и что? Где фильмы, передачи об успешных семьях – крепких, с хорошо воспитанными детьми? Почему нет на это госзаказа? Или он есть, а мы ничего о нем не знаем?

     Если все понимают важность семьи для человека и государства, наконец, для решения демографической проблемы, (а это проблема нравственная!) – тогда почему мы не бьем во все колокола? Сегодня, как воздух, необходим принятый обществом семейный идеал и работа по его пропаганде.

 

Пример школы.

 

Нужен предмет в базисном учебном плане, учитывая стратегическую важность его для будущего России, который бы рассказывал о духовной ценности семьи, о том, как ее правильно устроить.   

Особо скажем об обучении родителей (прежде был родительский всеобуч). Родителям надо объяснять смысл родительских обязанностей. Чему в первую очередь надо учить детей? Когда, как? и т.д. Обо всем этом есть в нашем учебнике.

 

Оставив проблему подготовки детей к будущему семейному поприщу без внимания – мы соглашаемся с тем, что так и должно быть. И учить этой великой науке – как построить собственную семью не надо. Но если не учить в родительской семье, а затем в школе – то когда учить – когда уже направились регистрировать брак? Не забудем, что многие браки не доживают и до года.

   

Так с чего же начинается Родина?

 

Нет, не с картинки в твоем букваре, и не с хороших и верных товарищей – все это будет потом.

А начинается все в жизни человека с семьи и в семье. И мы, педагоги, должны не только представлять, но и хорошо знать, что такое семья, для чего она установлена, что происходит в семье с ребенком в первые годы его жизни. Потому что от этого слишком многое зависит. Мир ведь не только строится в детской, но и, по мысли русского философа Ивана Александровича Ильина, разрушается из нее: здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели (И.А.Ильин. Путь к очевидности. М.:«Республика», 1993, с.199). Наша задача - делать все, чтобы семья прокладывала путь к спасению.


Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание

Публикация:
Глинские чтения
27.01.2012

Также у этого автора:
Л.Ф. Фомина: «ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОСЛОВИЕ ЛИЦ ЧИСТЕЙШИХ, БОГОИЗБРАННЫХ И СВЯТЫХ»
(Далее)
Фомина Л.Ф.: Святитель Феофан Затворник о семье
Доклад на пленарном заседании Международного педагогического форума Глинские чтения 27 января 2008 года.... (Далее)
Е.О. Крылова, Л.Ф.Фомина: Святитель Филарет Московский о воспитании
(Далее)
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011