На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Паломничество

ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ

Предыдущая Следующая

 

(Окончание. Начало см. «Русский инок», март 2008 г.)

 

Закваску доброй подвижнической жизни отец Андроник получил в Глинской пустыни, наставляясь у схиархимандрита Серафима (Амелина). Большое влияние на его духовный рост оказал и епископ Калужский Павлин (Крошечкин), ныне прославленный в лике новомучеников. Отец Андроник стал его духовным чадом после закрытия Глинской пустыни и окормлялся у него вплоть до ареста и мученической гибели епископа. Весьма удивительным в отце Андронике было то, что высочайшего духовного преуспеяния он достиг не в монастырских стенах и не под опекой мудрого наставника, а в условиях, казалось бы, никак не способствующих духовному росту, — в тюрьме, среди жестокостей и ругани уголовников, пыток и унижений, которым подвергали его тюремные надсмотрщики. Об этом сестрам рассказали игумен Вениамин (Селиванов) и игумен Филарет (Кудинов), бывшие некогда келейниками отца Андроника.

По их словам, отец Андроник был арестован в начале 1930-х годов и провел в заключении пять лет. Он совсем недолго пробыл на свободе, после чего последовал новый арест. В камере он добровольно выбрал худшее место — у двери, возле нужника, потому что только там его не было видно в глазок, а это позволяло свободно молиться и читать акафисты. Однажды, в одну из бессонных ночей, он сподобился видения: ему явилась его покойная мать, которая при жизни отличалась крайним благочестием. Она утешила отца Андроника словами: «Сынок, не скорби, Божия Матерь тебя не оставит». Тюремщики часто издевались над ним, избивали, подвергали таким пыткам, что порой отец Андроник уже не надеялся выжить: то держали на морозе запертым в железный ящик, то избивали, а однажды подвели к раскаленной печи и велели прыгать туда. Отец Андроник лишь спросил: «Так или снять одежду?» — его остановили. Возможно, он действительно бы погиб, если бы по Промыслу Божиему обстоятельства не сложились наилучшим для него образом: кроткого заключенного взяли в дом начальника лагеря присматривать за детьми. Когда у отца Андроника окончился срок, вся семья горевала и плакала, никто не хотел с ним расставаться. А сам глава семьи, также весьма опечаленный, сказал монаху, что если в монастыре ему не понравится, то он всегда готов принять его обратно.

Из лагеря отец Андроник сразу же отправился в недавно открытую Глинскую пустынь. Схиархимандрит Серафим (Амелин), бывший тогда настоятелем обители, с радостью принял его и почти сразу же благословил духовно окормлять братию. Вскоре обнаружились духовные дарования, которыми Бог наградил Своего мужественного исповедника…

В Грузии сестры Ново-Тихвинского монастыря познакомились со схимонахиней Ксенией, которая рассказала им, что, когда впервые приехала в Глинскую пустынь и попала на исповедь к отцу Андронику, то он сам перечислил ей все ее грехи. Незадолго до повторного закрытия обители (в 1961 году) отец Андроник благословил ее ехать в Грузию. Такое же благословение он давал и некоторым другим своим чадам. Многие уезжали со скорбью, не понимая значения этого благословения, однако ослушаться своего наставника никто не посмел. И лишь позже все прояснилось: обитель закрыли, в Грузию переехали многие глинские насельники, в том числе и отец Андроник. К тому времени из духовных чад старцев там уже сформировалась целая монашеская община. Некоторые глинские монахи ушли в горы, где вели жизнь отшельническую. Окормлялись они у отца Серафима (Романцова), поселившегося в Сухуми. Другие насельники закрытой Глинской пустыни поселились в Тбилиси, их наставниками стали схимитрополит Серафим (Мажуга) и схиархимандрит Андроник (Лукаш).

Об отце Андронике сохранилось множество воспоминаний его духовных чад, бережно хранят они в своих сердцах наставления любимого наставника. Так, по воспоминаниям инокини Натальи, с которой сестры также познакомились в Тбилиси, часто ее духовник говорил ей такие слова: «Будь немая, глухая, слепая — и спасешься», «Где мир и любовь, там Сам Бог», «Фундамент монашества — это терпение, смирение и молитовка Иисусова».

 

Мудрый послушник

Одним из духовных чад отца Андроника (Лукаша) был игумен Андрей (Машков), который также последовал за своим наставником из Глинской пустыни в Грузию. Людям, знавшим его, он запомнился как простой, боголюбивый и необычайно скромный человек. Наставника своего любил всей душой. Когда тот умер, то отец Андрей не мог вспоминать о нем без слез. Столь же искренно отец Андрей был привязан и к Глинской обители, он все надеялся, что когда-нибудь она вновь будет открыта. По его словам, Глинская пустынь была таким местом, в котором невозможно было не молиться. А молитву отец Андрей, как и все глинские подвижники, считал солью монашеской жизни.

Несколько лет отец Андрей подвизался в горах Кавказа. Об этом подробно рассказал сестрам игумен Вениамин (Селиванов), который отшельничал вместе с ним и еще одним глинским монахом – отцом Исаией. Из его воспоминаний стало известно, что жили они порознь, в маленьких келейках, отстроенных своими руками, а вместе сходились лишь на богослужения. Еду и все необходимое им приносил из Сухуми один брат, благословленный на это послушание отцом Серафимом (Романцовым), жившим в Сухуми и окормлявшим всех отшельников. Имели подвижники и свой огородик, выращивали кукурузу. Отец Вениамин с улыбкой рассказывал, что водившиеся в тех местах медведи частенько «грабили» огороды местных жителей, но на их огородик никогда не приходили.

Животные не обижали монахов, а вот люди порой проявляли в отношении их звериную злобу: несколько раз в убогие кельи отшельников приходили для разбоя местные жители. Всегда вооруженные, он вели себя развязно и грубо, однажды приставили пистолет к голове отца Андрея, угрожая, что сейчас выстрелят. Отец Андрей вел себя в этот момент мужественно, в ответ на угрозу лишь кротко ответил: «Тело — ваше, душа — Господня». Бандиты не тронули его. После этого случая старцы благословили отшельников уходить с гор.

Схиархимандрит Андроник часто говорил про своего послушника, что в будущем он станет старцем и многих приведет к Богу. Так и вышло: с годами под опытным руководством схиархимандрита Андроника, а затем и других глинских старцев отец Андрей приобрел истинную духовную мудрость, стал делателем непрестанной Иисусовой молитвы и опытным пастырем. Примером собственной жизни он научил нелицемерному служению Богу многих и многих людей. У отца Андрея окормлялся и духовник нашей обители схиигумен Авраам.

 

Вместо заключения

Глинские старцы… Порой даже сложно поверить, что эти люди жили в совсем близкое к нам время. Их жизнь (а хочется уже сказать: житие) — укор тем, кто считает, что в наши дни жить по Евангелию невозможно. Но Священное Писание учит нас другому: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Глинские подвижники верили богодухновенным словам и презирали мнения мира, за что Бог уже прославил их на небесах славой неизреченной. И мы верим, что недалек тот день, когда и на земле пропоют им достойные величания.

 

Материал подготовлен сестрами Екатеринбургского

Ново-Тихвинского женского монастыря

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Сергий Модестов: С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Святитель Филарет Московский: Мысли о духовном
Митрополит Лавр: НАДО САМИМ ПОЕХАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Епископ Серпуховской Роман, Вальков В.М.: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Монахиня Елисавета (Семенова): МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Алексеев А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бочков А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Евангелия Лагопулу: СВЯТЫНЯ НА ОСТРОВЕ АНДРОС
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ СВЯЩЕННИКОМ
Вопросы читателям
Духовная помощь
Мария Сладкова: ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
Архимандрит Исаакий (Виноградов): РАЗГОВОР МИРСКОГО ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЛАЮЩИМ ИДТИ В МОНАХИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.
стр. 47
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011