На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Колонка учредителя

НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ

Предыдущая Следующая

 

Прежде чем раскрыть смысл словосочетания «нравственный подвиг учителя», подумаем, чем отличается нравственный подвиг педагога от нравственного подвига солдата, воина, уточним само понятие подвига. Для получения правильного ответа обратимся к учению святых отцов. Где заветы святых отцов, там — победа. Святитель Феофан Затворник сказал, что монастырь — это врачебница, т.е. больница. Это же можно сказать и о нашей земной жизни. Людей Бог поместил сюда для того, чтобы они лечились. Когда Адам и Ева преступили заповеди, жизнь их изменилась, тела их стали другими, порочными, появились болезни. Действительно, святитель Феофан Затворник прав: наша земная жизнь — это больница, и мы все здесь, на земле, проходим курс лечения. Нужно исходить из православного учения о спасении, проясняющего, какова цель жизни человека. Показательно: Адам с Евой видели Бога, они наверняка рассказывали об этом своим детям, но уже один их сын убивает другого — и так вся жизнь рода человеческого. Прошло немного времени, и народ так пал нравственно, что Бог был вынужден уничтожить людей всемирным потопом. Спаслась одна семья: Ной с женой и трое сыновей с женами, которых Бог оставил для продолжения рода. Святитель Московский Филарет (Дроздов) отмечал, а всемирная история дает этому подтверждение: если народ падает нравственно, Бог его удаляет из истории. Этот закон определяет жизнь каждого человека, семьи, рода. Господь сказал: «Греха без казни не бывает». Это неизменный закон. Опыт показывает, что родовой грех из поколения в поколение возрастает. И именно поэтому Церковь является лечебницей, где лечат человека, где изгоняют из него грех. Когда человек, раскаявшись, уменьшает греховность в своей родословной, Бог продлевает ему жизнь. Святитель Филарет пишет, что если среди предков не было хоть одного праведника, этот род прерывается. Если посмотреть, как менялась политическая карта на земном шаре в течение тысячи или двух тысяч лет, то предстает картина постоянной смены государств: одни возникали, другие исчезали. Если вспомнить известные в течение многих поколений династии, описанные подробными родословными, то многие исчезли уже тысячу лет назад. Когда Авраам шел в землю обетованную, то Господь остановил его и на этой остановке убрал отца Авраама, поскольку в род отца Авраама вкралось язычество, отступление от истинной веры. Господь сорок лет водил еврейский народ по пустыне, чтобы удалить неверующих. Может показаться, что это жестоко, но Бог создал землю и законы ее бытия — и Он Судия. Когда кто-то из нас пытается говорить, что мы что-то изменим к лучшему, напишем какие-то новые законы и завтра... Нет, завтра ничего не произойдет, если мы как члены Церкви не будем соблюдать эти законы. Вот простой закон жизни человека на земле. Есть основополагающее утверждение: «От пастыря зависит благополучие общества». Именно пастыря. И если нравственно падет вся Церковь — так говорит Священное Писание, — Господь посылает пророков, если народ не слушает пророков — возникают смуты, войны, наводнения, стихии.

Кратко коснусь сегодняшнего дня. Мы провели анализ грузинского вторжения в Южную Осетию. Показателен замалчиваемый факт, наглядно демонстрирующий, как Бог управляет миром. В боевой группировке в 6000 человек 4000 грузинских солдат бросили оружие и бежали. На каждого беглеца сейчас грузинскими властями заведено уголовное дело. Почему они бросили оружие? Все беглецы говорят одну и ту же фразу: «Страх! Нас обуял сильный страх». 60000 грузин бежали из города Гори в течение часа, когда 14 российских танков показались в 20 километрах от границы. Все говорят одно и то же: «Страх». Ветераны Великой Отечественной войны, впоследствии ставшие священнослужителями, вспоминали, что многие пленные немцы свидетельствовали о своем страхе. Хороший пример — штурм Кенигсберга. Когда в ходе ожесточенного боя в небе появилась Богоматерь, многие немцы стали бросать оружие и сдаваться, ни одно немецкое орудие не выстрелило, все в панике восклицали: «Русская Мадонна защищает русских!» Многие подобные факты сокрыты, мы их просто не знаем. Если восстановить историческую связь времен и сравнить нравственное состояние народа и соответствующие условия народной жизни, сразу становится ясно: нравственность народа и его благополучие — неразделимы. Падают нравы — растлевается народ, поднимаются нравы — возрождается народ.

В XIX веке русское образованное общество отошло от Церкви, начались либеральные реформы. В России традиционно без благословения священноначалия ни одного педагога в школу не назначали. После священства преподаватели, учителя были наиболее уважаемы в обществе. Когда это правило перестали повсеместно соблюдать, то через тридцать лет последовала революция. В конце XIX века великий Глинский старец Порфирий (Левашов) предсказал, что со временем вера в России падет, блеск земной славы ослепит разум, слово истины будет в поношении. Далее подвижник благочестия сказал фразу, которая пророчески должна нас всех одухотворять и воодушевлять: «Но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное». Мне кажется, что сегодня наступил тот момент, когда малое стадо, о котором говорит Господь, должно восстать за веру и восстановить попранное. Сегодня эта тенденция к восстановлению веры, возрождению народа постепенно набирает силу. Обратимся непосредственно к нравственному подвигу учителя. Мы часто путаем смысл и значение слов, поэтому неправильно принимаем решения. В современных толковых словарях даны различные определения слова «подвиг». «Это героический поступок, самоотверженный поступок», — можно прочесть в словаре Ожегова. В словаре по этике читаем: «Героизм — это поступок, требующий от человека предельного напряжения, он преодолевает необычайные трудности, по своим результатам и масштабам превосходит обычные действия человека». Значение слова «подвиг» в традиции православного русского народа — это нечто более глубокое и более широкое, чем приведенные определения. Очевидно, что подвиг возникает во время борьбы, сражения, когда есть враг. Усердие и навык обеспечивают человеку победу. В принципе — это формула существования человека на земле. Человек — это постоянная борьба. С кем же он борется? Человек борется с сатаной, с врагом, которого Бог выгнал за непослушание. И жизнь есть непрестанная брань, непрестанное сражение; каждый человек или со Христом или с сатаной, третьего не дано — так утверждает в своих трудах святитель Тихон Задонский. Дьявол есть начальник и изобретатель греха. Поэтому подвига без брани, без врагов не бывает. И христианину следует всю жизнь бороться с врагом. «Почему враг борется с человеком?» — часто задают такой вопрос. Дьявол враждует не с человеком, а с Богом, который его выгнал, но через человека, поскольку он Богу ничего сделать не может. Враждует через человека, желая лишить его спасения, как бы отбирая у Бога его детей. Тогда в чем же состоит подвиг и является ли он актом героизма? Подвиг не является актом героизма. Подвиг — это процесс целой жизни. И подвиг состоит в том, чтобы победить в этой борьбе самого себя. Чтобы очистить свою совесть и жить по совести. Потому что совесть человека — это закон Божий, написанный в сердце каждого. И чем выше и чище совесть у человека, тем лучше его поступки. Итак, подвиг — это постоянная борьба плоти и духа. Святые отцы учат человека непрестанно совершать этот подвиг, потому что вся жизнь христианина - подвиг, это нужно подчеркнуть. Святой Исаак Сирин писал: «Телесный подвиг, телесное делание предваряет духовное». Возникает вопрос, почему телесный подвиг впереди духовного? Потому что Бог сначала сотворил тело в Адаме, а потом вдунул в него душу. Так и телесный подвиг предшествует духовному. Не стяжавший телесного подвига не способен к духовному подвигу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Телесный подвиг необходим для того, чтобы землю сердечную сделать способной для принятия духовных семян». Часто в Церкви люди сразу налагают на себя огромную тяжесть духовного подвига. Как правило, они всегда погибают. Это справедливо по отношению и к простому мирянину, и к духовному лицу. Только тот человек, который приобрел навык телесного подвига, становится способным приступить к подвигу духовному. «Не бывает мелочей в деле спасения человека». Святой Василий Великий описал, как начинать телесный подвиг и почему его нужно начинать. Отец Церкви причисляет к подвигу человека правильное поведение, манеры, походку и одежду. Все это важно для образования и воспитания личности. Церковь утверждает: не научившись управлять своим внешним поведением, невозможно управлять внутренним миром, — это закон. Упорядочение внешних чувств человека приводит к упорядоченности внутреннего мира. Телесный подвиг является началом подвига внутреннего. Показательна традиция пеленания младенца. Пастухи увидели Младенца Христа в «пеленах лежащего». Это телесный подвиг для младенца, когда его связывают по рукам и ногам. Учеными доказано, что 70% всех чувств воспитывается в младенце до полуторагодовалого возраста. И пеленание для младенца есть телесный подвиг, который формирует терпение, смирение и послушание родителям. Это очень важный момент в формировании человека. Ученые доказали, что для воспитания детей, которых не пеленали в младенчестве, приходится использовать более жесткие методы воздействия. Подвиг — это перемена внешнего и внутреннего состояния человека. Каково должно быть внутреннее состояние человека? Оно должно быть естественным, таким, каким оно было до грехопадения у Адама и Евы — наших прародителей. Есть естественное состояние человека, есть падшее и есть сверхъестественное. Возникает вопрос: каково падшее состояние, мы же являемся образом и подобием Божиим? Церковь утверждает: человек имел естественное состояние в раю до грехопадения. Грех поразил всю природу человека, и он стал другим, даже тело, которое мы сегодня имеем, разительно отличается от тела, первоначально созданного Богом. Сверхъестественное состояние человека может проявляться после того, как Господь пришел на землю. Его пришествие дало возможность изменить к лучшему человеческую природу. Каким же был сотворен первый человек, каким он был создан? Во-первых, Адам и Ева не были причастны злу, были нравственно добрыми, свободными от забот. В этом состоянии Адам имел знание общих свойств и законов всего, что сотворил Бог. Именно Адам давал имена животным, травам, цветам, деревьям. Это предполагало знание их сущности, их естества. По свидетельству преподобного Серафима Саровского, Адам не подлежал воздействию ни одной из стихий. Он мог ходить по водам, проходить сквозь огонь. Адам повелевал стихиями. Он видел и разумел Бога. Все силы человеческие — ум, сердце и воля — находились в гармонии; в душе человека при сотворении не было ни одного порока. Вспомним преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского — им служили лесные звери. В житии преподобной Марии Египетской сказано, что старец пришел ее хоронить, но в пути обессилел. Тогда появился лев, выкопал могилу, в которую старец положил тело преподобной Марии, и лев закопал могилу. Святые люди при жизни достигали тех естественных свойств, которыми Бог изначально наделил человека. Эти подвиги свидетельствуют о сказанном, а их жизнь — доказательство этому.

Что такое нравственный подвиг? Воспитание ума и сердца человека — это и есть нравственный подвиг. Задача человека восстановить в себе то естественное начало, те естественные свойства, которые были заложены при сотворении человека Богом. Нравственный подвиг — ежедневный подвиг — позволяет человеку обрести те свойства, которыми Бог наделил человека. Человек — это венец природы, и сегодня жизнь святых является тому подтверждением. Даже монахи XX века — это запечатлено в патериках — ходили по водам, читали мысли, исцеляли людей от болезней, предсказывали. Это и есть те адаманты церковного духа и жизни нашего общества, которые и сегодня нам подсказывают, к какому идеалу мы должны стремиться.

Педагог, как и пастырь, учит и воспитывает людей, в этом его великая миссия. В завершение напомню слова святителя Иоанна Златоуста, которые можно отнести ко всем воспитателям:

«Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания».

 

Н.В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

магистр богословия, доктор педагогических наук

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В. Маслов: НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ
А.С.Бочков: КРЕСТНЫЙ ХОД ВОКРУГ РОССИИ
ПЕРВЫЙ В ПРАВОСЛАВНОМ МИРЕ
События церковной жизни
Поздравления
Святейший Патриарх Алексий II: «НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА»
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: СЛОВО В ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА
А.С. Александров: «ОДИН У НАС УЧИТЕЛЬ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.А. Константинова: АРХИЕРЕЙ БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ
Неделя 21 -я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
Неделя 22-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «АЗ ЕСМЬ С ВАМИ, И НИКТОЖЕ НА ВЫ»
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим: АРХИСТРАТИГ БОЖИЙ МИХАИЛ И ПРОЧИЕ НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ БЕСПЛОТНЫЕ
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Паисий Святогорец: УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЧЕЛОВЕК ОЧИСТИВШИЙСЯ
Е.В. Лебедева: НА «БЛАГОТВОРЕНИЕ СТРАЖДУЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Вечный покой
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
А.Н. Апухтин: СОВРЕМЕННЫМ ВИТИЯМ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.
стр. 5
11.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011