На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Варвара (Знаменская) /Настоятельница подворья Свято-Успенского Вышенского монастыря на Быковой горе
Варвара (Знаменская)
Настоятельница подворья Свято-Успенского Вышенского монастыря на Быковой горе

Работы этого автора

Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

«СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»

Предыдущая Следующая

 

Интервью с настоятельницей подворья Свято-Успенского Вышенского монастыря монахиней Варварой (Знаменской)

(Окончание. Начало см.: «Русский инок», 2009, март-апрель)

 

— Матушка, а когда и как Вы приняли монашество?

Раньше, в советское время, монастырей в России почти не было, а монашество все равно не прекратило свое существование. Совершались тайные постриги. Своих постриженников имели духовные отцы Троице-Сергиевой Лавры, старцы, изгнанные из монастырей и несшие свое служение в миру.

После окончания института в 1959 году я с сестрой (игуменией Нонной - Н.С.) стала часто ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Господь сразу привел нас к архимандриту Тихону (Агри-кову). Он стал нашим духовным отцом. Вскоре он нас с матушкой постриг. Никаких мыслей о монашестве до этого не имела.

Все было по послушанию, по избранию Божию. Вечером, накануне праздника святой великомученицы Варвары, батюшка предупредил, что у меня будет постриг. Мне было двадцать три года. Все это происходило тайно, чтобы никто не знал. Такое было время.

 

Матушка, как Вы жили в миру до того, как поступили в обитель?

Тридцать один год я работала в энергетической отрасли, сначала на должности руководителя группы, затем заместителем главного инженера. Батюшка не благословлял никуда переезжать, а можно было уехать в Киев, Днепропетровск, где я бывала в служебных командировках. Могла уйти в Пюхтицы, но, видимо, тогда нам была необходима связь с Сергиевым Посадом.

Мы жили в квартире, сторонясь мира, боялись вызвать врача, водопроводчика — всего боялись, но Господь вел и вел до того времени, пока не появилась возможность жить в монастыре.

 

Что Вы можете посоветовать современным девушкам, думающим о монашестве?

Мне кажется, что решение о монашестве должно исходить от духовного отца, а не от самого человека. Самому принимать решение опасно. Если есть духовный отец и он для вас, как говорится, - все, тогда как он скажет, так и нужно исполнить. Бывает, придет человек в монастырь, наденет подрясник, идет на клирос, а через два-три месяца уходит, и не просто уходит, а с таким чувством, что никакого желания ни молиться, ни причащаться больше нет.

Другое дело, если есть желание приобщиться к монастырской жизни, тогда стоит приехать на какое-то время в обитель, потрудиться, помолиться. Но это совсем не значит, что человек должен становиться монахом.

 

Вы были много лет монахиней в миру. А что изменилось в Вашей жизни с приходом в монастырь?

Сейчас такое время, что можно объединиться, образовать монашескую общину, жить в обители, вместе молиться, друг другу помогать, и все это — не скрываясь. А тогда было иначе.

Пребывая в женском монастыре, чувствуешь себя на месте, появилось внутреннее успокоение оттого, что живешь среди сестер, в близкой сердцу духовной среде. Живешь свободнее и проще.

 

Что в монастыре самое главное для монаха?

Для новоначальных надо научиться послушанию. Отец Тихон в наставлении нам писал: «Имейте послушание с рассуждением». В монастыре слушаются игумена, но для этого добавляется рассуждение, потому что духоносных старцев уже нет. Наш монастырский духовник — протоиерей Василий Кузнецов, к нему мы ходим исповедоваться, он для нас, как говорится, свет в окошке. И, конечно, наша матушка-игумения. Это те люди в монастыре, которых мы слушаемся и к кому обращаемся с любыми вопросами.

 

А как обучаете молитве?

Собираемся вместе, читаем утренние и вечерние молитвы, это обязательно. Люди-то приходят из мира. Кто не читал раньше — потихоньку приучаем.

И, конечно, необходима молитва в храме, на богослужениях. Если есть свободное время — сразу отпускаем в храм. Это необходимо.

Сестры встают очень рано. У каждой свое послушание. Но те, кто принимает иночество, уже исполняют особое молитвенное правило. Конечно, для духовной жизни важно регулярное чтение Евангелия.

 

Матушка, а можно ли научиться вниманию и чуткости, которые необходимы монаху по отношению к другим людям?

Конечно, этому надо учить с детства. Но человека, собирающегося посвятить себя Богу, надо со всей строгостью наставлять, чтобы не было с его стороны проявления непочтительности по отношению к людям, особенно к тем, кто еще не знает, как вести себя в храме. И тогда придет и внимание и любовь.

 

Матушка, как Вы обучаете совмещать труд и молитву?

Все можно делать одновременно. Прочитать утренние и вечерние молитвы не составляет особого труда. И когда работаем, надо молиться: «Господи, помилуй!» и Иисусову молитву читать. Кто как может. Конечно, все люди разные, но когда человек хочет быть с Богом, он всегда найдет, как ему помолиться.

 

А советуете ли Вы читать определенные духовные книги?

Советы не даю. Сама читаю немного и выборочно. Если ко мне попадает книга, я не сразу ее читаю. Посмотрю, и, если она не по мне, я ее не читаю.

Как-то попала мне книга святителя Феофана — неизданные письма. Я далеко не все его книги читала. Больше избранно. А от этой книги не могла оторваться, по ночам зачитывалась. Читаешь и чувствуешь близость святителя Феофана, ощущаешь его духовный мир, как он жил здесь в затворе. Ему присылали вопросы, даже нелепые, и удивительно, как у него хватало терпения — порой во время болезни, при его напряженной духовной жизни — писать ответы, причем не просто короткие ответы, а с подробным изложением и с такой старательностью, чтобы вопрошающим было все понятно. Поражаешься его способности отвечать на все письма и его любви к каждому конкретному человеку. Вот какая-то женщина обращается к нему. Он подробно распишет ей, какое лекарство взять, чтобы голова не болела, и что он сам предпринимает при таких болях.

Повторюсь, что я не все подряд читаю, поэтому и сестрам предоставляю выбор. Библиотека у нас очень большая, и лавка церковная постоянно обновляется. Они сами могут найти себе книгу по душе. Сестры любят жизнеописания: преподобного Серафима Саровского, святой праведной Матронушки, старца Виталия и других святых и подвижников.

 

Как у Вас в обители назначаются послушания?

Мы приглядываемся к каждому. Если человек аккуратный, прилежный, то его можно поставить помочь готовить. Смотрим, кто что умеет — кто в огороде любит работать, кто на что-то другое способен. А просто по списку не назначаем.

 

Часто ли приходится Вам отлучаться из монастыря?

Мы из монастыря почти не отлучаемся. Нет желания, да и здоровье не позволяет.

 

Как проходят у Вас церковные праздники?

Все присутствуем на праздничном богослужении. После Литургии у нас совершается чин панагии, все дружно собираемся и идем в трапезную, которую построили не так давно. Важно чувствовать праздник. После трапезы мы отдыхаем и готовимся к вечерней молитве.

 

С какой периодичностью у Вас проходят богослужения?

Богослужения у нас ежедневные утром и вечером. Служит отец Пимен (Лоханов). Он бывший насельник Иоанно-Богословского монастыря.

 

Какую просветительскую работу ведет Вышенский монастырь?

С 2007 года у нас в обители проводятся Феофановские чтения. Они посвящены изучению жизни и деятельности святителя Феофана. В чтениях принимают участие священники Рязанской епархии, а также студенты духовных и светских учебных заведений. Чтения носят научно-практический и просветительский характер. Сейчас, по милости Божией, появилась возможность проводить чтения на достаточно высоком уровне.

 

Матушка, какое значение, на Ваш взгляд, имеют обители в жизни нашего народа?

Сейчас народ тянется к Православию, приходит к вере. Это заметно во всех возрастных категориях, начиная от детей и молодежи. Люди душой стремятся в церковь, порой даже ничего не зная, и этим все определяется. Если люди приехали в монастырь, надо к ним проявить особое внимание. Мне кажется, каждый из насельников монастыря должен стремиться помочь человеку: что-то объяснить, познакомить с церковными Таинствами, привлечь своей любовью, чтобы они почувствовали, куда попали. Самое главное — приводить людей к вере, чтобы Бога узнавали как можно больше людей. Это внешнее наше назначение. А внутреннее назначение монастыря — это, конечно, молиться за всех. Не то, что мы за весь мир молимся, — это очень громкие слова. К нам в обитель приезжают люди, часто с тяжелыми скорбями, просят святителя о помощи. И нас просят помолиться. Иногда придешь, а голова переполнена страданиями людей. Монах должен молиться и за себя, и за тех, кто его окружает, и за тех, кто нуждается в утешении и просит духовной поддержки.

 

Матушка, позвольте Вам пожелать, чтобы Ваш тихий святой уголок на Рязанской земле открыли для себя как можно больше православных людей.

 

Беседовала Н.А. Свердлова

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Преподобный Серафим Вырицкий. «ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО»
Новости
Поздравления
Архиепископ Аверкий (Таушев): ЗАВЕТЫ СВЯТОГО КНЯЗЯ
Архимандрит Мефодий (Морозов): «НЕ СООБРАЗУЙТЕСЬ С ВЕКОМ СИМ, НО ПРЕОБРАЗУЙТЕСЬ ОБНОВЛЕНИЕМ УМА»
Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий): ОТ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ
Протоиерей Александр Пидвысоцкий, Н.А. Свердлова: ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
В.М. Вальков: ПЕРВЫЕ ПАРФЕНИЕВСКИЕ
Иеромонах Леонтий (Козлов), Н.А. Свердлова: «СТОЛЬКО ЧУДЕС, СКОЛЬКО МЫ МОЖЕМ ВМЕСТИТЬ»
Иумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
СКАЖИ МНЕ, ОБИТЕЛЬ СВЯТАЯ...
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" июль-август 2009 г.
стр. 53
07.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011