На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Монахи - свет мирянам К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Архиепископ Верейский Евгений: Как воспитать хорошего пастыря? Интервью порталу Фонда «Русский мир»
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений в интервью информационному порталу Фонда «Русский мир» рассказал о жизни... (Далее)
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Все публикации по теме...

Подвиг духовного окормления. Старец-наставник

Предыдущая Следующая


  

Важнейшим в служении отца Иоанна в Московских Духовных школах было духовничество. Еще в годы учебы в Академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев.

Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником. К нему стекался народ – все, кто хотел узнать волю Божию в том или ином случае жизни, кому необходимы были добрый совет и наставление, кто жаждал утешения в скорби и печали. Помещение перед ризницей, где он трудился, никогда не бывало пустым: утром, днем и вечером здесь можно было видеть преподавателей и учащихся Духовных школ, прихожан храма, москвичей, жителей других городов, приезжавших к отцу Иоанну на исповедь или для душеспасительной беседы.

Его отличало живое, опытное познание Бога. Рядом со старцем каждый чувствовал, что мир иной, «жизнь будущего века» реально существуют. Это чувство, что отцу Иоанну открыт мир духовный, что сам он – житель этого мира, и было самым сильным в общении со старцем. Этот мир для людей сокровенен, в нем действуют свои законы, которые не укладываются в обычные мерки ограниченного человеческого разумения. Можно лишь наблюдать внешние проявления этого небесного мира, которые выражаются в поступках и словах святых Божьих избранников. Проникая в отягощенное страстями сердце тихой благодатью, эти слова и поступки поражают, смиряют ум человека необычным для него сиянием иного, высшего порядка и влекут души к таким дивным избранникам, как отец Иоанн. Он был не только великим проповедником Царства Христова, но и живым носителем этого Царства. Благодатная красота и величие отца Иоанна, сила его духа, ощутимая связь с вечной жизнью вызывали у приходивших к нему трепет и благоговение, искреннее стремление к спасению. Под влиянием только одного его слова или взгляда в людях совершалось глубокое нравственное обновление и возрождение. Здесь, на земле, в нем светился отблеск небесной славы, светился в тех благодатных дарованиях, которыми старец особо был наделен от Господа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II пишет: «Своими мудрыми наставлениями отец Иоанн мог исправить грешника. Как истинный духовник он благодатью Духа Святого преображал и перерождал сердце человека».

Имя отца Иоанна передавалось из уст в уста. Все более и более расширялся круг лиц, которые пользовались его духовными советами и руководством: монахи и монахини, священники, известные ученые, рабочие, деревенские жители, студенты, школьники, военные, врачи, учителя. Бесед с отцом Иоанном искали и епископы, и министры. И для каждого у него находилось соответствующее слово «на пользу».

Протоиерей Владимир Кучерявый в своих воспоминаниях об отце Иоанне пишет,

что его всегда удивляла «редкая способность батюшки говорить с каждым человеком на языке его уровня, исходя из духовной зрелости. Такой индивидуальный подход к каждому и получаемая помощь привлекали к отцу Иоанну множество людей, так что слух о нем, можно сказать, проходил по всей Руси Великой».

Множество людей тянулось к отцу Иоанну благодаря особому дару Святого Духа, который он имел, – старчеству. «Старца, – писал протоиерей Сергий Четвериков, – выдвигает действующая в нем сила благодати Божией. Эта сила благодати чувствуется верующими. Каждое слово старца, совет, наставление сопровождаются очевидными добрыми результатами; в его словах обнаруживается явная прозорливость, они обладают даром чудотворений – все это привлекает к ним людей. И никакие препятствия, никакие запрещения и угрозы не могут остановить это движение людей к тому, от кого они получают очевидную для себя духовную пользу, кто заставляет их души переживать новые, неведомые дотоле чувства нравственного обновления и живой веры в Бога, реальности вечной жизни».

Истинный старец – это, прежде всего, изъявитель воли Божией. Так и отец Иоанн ни одного своего решения старец не принимал без ясного указания Божия.

Он обладал такими дарами, как духовное рассуждение, непрестанная молитва Иисусова, проникновение в тайники человеческих душ, исцеление душевных и телесных болезней и др.

Батюшка обладал исключительным смирением. По учению святых отцов, смирение – это одна из основных христианских добродетелей, на которой зиждутся все остальные добродетели. Смирение – это степень совершенства, через которую определяется наше восхождение к Богу. Заслуженный профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории К.Е. Скурат пишет: «Отец Иоанн – это образ истинного смирения. Знаю об этом из личного опыта общения с батюшкой».

Все, знавшие батюшку, говорят о свойственном ему даре прозорливости. Силой любви он прозревал душу человека, открывал потаенные помыслы, забытые грехи, предсказывал будущее. Для него не существовало тайн. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а батюшка рассказывал ему его жизнь, ее обстоятельства, его душевное состояние и зачем он к нему пришел.

Часто старец отвечал не на тот вопрос, который задавал человек, а на ту мысль, которая была главной в душе вопрошавшего. Дар проникновения в тайники человеческих сердец удивлял многих и побуждал всецело отдаваться его руководству. У людей появлялась уверенность, что старец лучше их знает, в чем они нуждаются и что им полезно.

Схиархимандрит Иоанн обладал даром предвидения, он прозревал будущее как настоящее. Предсказания его продолжают сбываться. Примеров прозорливости старца множество.

Отец Иоанн имел дар непрестанной умно-сердечной молитвы Иисусовой. Близкие люди знали, что он не перестает молиться и во сне. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) говорил, что «Иоанн день и ночь вопиет». Велика сила его молитв.

Имя духоносного старца стало известно не только в России, но и за ее пределами. С каждым годом число посетителей отца Иоанна возрастало, и можно только удивляться тому терпению, с которым он принимал ждавших его духовного утешения, наставления, – никого он не отпускал не утешенным.

Какая же сила влекла к этому старцу людей всех званий и положений? Какой мощью он неверующих приводил к вере, в отчаявшихся вселял надежду, злых делал добрыми? Что помогало ему творить чудесные деяния: исцелять от болезней и душевных страстей, прозревать будущее? На это можно ответить словами апостола Павла: «Не аз [я], но благодать, яже [которая] во мне» (1 Кор. 15, 10).

Отец Иоанн поистине воплотил в своей душе Христово учение и был носителем в своем сердце Духа Святого. Главное – старец стяжал величайший дар благодати: беспредельную, деятельную, спасающую христианскую любовь.

Всего себя, все свои силы, разум, сердце и волю отец Иоанн принес Богу и людям. Как часто он освобождал других от болезней, скорбей, душевных печалей, принимая их на себя! Так он душу свою полагал за ближних. Самоотверженная любовь, горевшая желанием всем помочь, всех утешить, всем дать возможность спастись – характерная черта отца Иоанна. Подвиг его любви к ближнему изумляет знавших старца и волнующе захватывает души людей, узнавших о нем уже после его преставления.

Отец Иоанн был настоящим отцом для всех, обращавшихся к нему с верой. Старец «брал на себя» всего человека со всеми его немощами и скорбями. Для него не было мелочей, он все принимал близко к своему любвеобильному сердцу.

Вот разгадка всеобщей любви и уважения к старцу со стороны тех, кто к нему обращался. Ему было дорого, прежде всего, спасение души, которая вверяла себя его попечению. Поэтому все его отношения с людьми были святы, просты и значительны. Оттого так и тянулись к нему души, стремясь полностью открыться перед ним. А если кто и не умел этого сделать, то сам старец помогал ему, так как имел редкий дар разъяснять людям то, что они сами не понимали и даже не замечали. Удивительно было при этом его умение направлять все силы людей к добру.

В своих советах он, как правило, был немногословен, умел одним метким словом, шуткой, одним движением, поговоркой, стихом из псалма попасть в самое «больное» место вопрошавшего, ободрить его, утешить и указать выход из жизненной ситуации. Если он говорил с кем-то при других, то поучал так искусно, что его обличения были понятны лишь тому, к кому они относились.

Поразительно было искусство батюшки давать исчерпывающие квалифицированные советы во всех областях человеческой деятельности, будь то медицина, экономика, живопись, математика, строительство, искусствоведение или просто домашнее хозяйство. Под руководством батюшки многие защищали кандидатские и докторские диссертации, причем старец часто сам выбирал им тему, писал план, объяснял, как провести исследование, а главное, определял основное направление работы и то, зачем она нужна людям. В миру этот дар старца назвали бы исключительной эрудицией. Это был благодатный, обильный Божий дар рассуждения.

Старец жил свято, Дух Господень обитал в его сердце, и поэтому из его души так щедро изливалась на людей благодатная чудодейственная сила.

У старца была высшая черта христианского подвижничества: живя вне мира, он умел служить миру.

Особое воздействие оказывали на людей совершаемые отцом Иоанном богослужения. Они отличались благоговейностью, красотой, духовностью и величием, потрясали человеческую душу, влекли ее к Небу. Отношение к священнодействию было у него духовное, святое. Дней, когда служил отец Иоанн, всегда особенно ждали. Нельзя было без чувства глубокого умиления присутствовать при совершаемых им богослужениях. Дух молитвы, почивавший на нем, переливался, казалось, в сердца предстоящих, и все находили особое утешение в том, чтобы молиться вместе с ним.

Очевидно, что отец Иоанн своей жизнью и служением подтверждал каждое слово того учения, которое он проповедовал.

С большой любовью рассказывает об отце Иоанне митрополит Симон (Новиков), который в 1965–1972 годах был инспектором Московских Духовных академии и семинарии: «Отец Иоанн – человек очень высокой духовной жизни. Я видел в нем старца-наставника. Не было дня, чтобы я не советовался с ним. Старался исполнять то, что он говорил. Слова его всегда сбывались, советы оказывались полезными, и это укрепляло доверие к нему. Отец Иоанн и лечил меня, врачом моим был.

Отец Иоанн – воплощенная кротость, очень скромный, смиренный, во всем имел послушание. Никогда никому ни в чем не отказал. Все знали, что он всегда поможет. Безотказный пастырь.

Его смирение, кротость – это, конечно, всегда передавалось окружающим, когда он священнодействовал. С такими людьми легко служить, легко жить. Такие люди являются украшением Церкви. Отец Иоанн – соль земли; свеча, которую ставят на подсвечник, чтобы всем светила.

Прежде всего он – Духовник. Очень много исповедовал. Когда бы ни зашел к нему в келию, всегда кто-то ждет исповеди. Такими людьми Господь Сам управляет. Он всегда умел утешить, если случались неприятности. Заботился о студентах. Был энергичный, быстрый, всегда в делах, а ведь сердечко-то слабое у него было».

Отец Иоанн терпеливо нес тяжкий крест болезней до самой кончины. Но, несмотря на это, старец каждую минуту своей жизни посвящал служению Богу и ближним. Он не щадил себя. Однажды он сказал духовной дочери: «Будь свечой горящей!» – и потом тихо добавил: «А свеча сгорает дотла».

Несмотря на болезни, старцу была присуща необыкновенная бодрость духа, которую он не терял даже в самых тяжелых страданиях. Он учил: «Главное – дух бодрый держать». Преподобный Амвросий Оптинский в своих письмах объясняет: «Бодрость – от единения с Господом». Душа отца Иоанна была преисполнена благодатного мира Христова. Неоценим дар батюшки передавать ближним это духовное сокровище – умиротворять их души.

Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения, которые теперь питают Церковь Божию. Ректор Московских Духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений называет отца Иоанна подвижником церковной науки и православной духовности.

Статьи и проповеди отца Иоанна публиковались в самых разных изданиях, в том числе в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП), в журналах «Голос Православия» (Среднеевропейский Экзархат), «Православный вестник» (Украинская Православная Церковь), «Церковный вестник», «Единая церковь», «Тыгодник Полаский» (Польша), в сборнике «Богословские труды».

Отец Иоанн пользовался огромным авторитетом у всех, кто когда-либо к нему обращался. Многие иерархи Русской (и не только Русской) Православной Церкви понимали, какое большое духовное влияние оказывал отец Иоанн на воспитанников Московских Духовных школ. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) (в схиме Серафим) писал батюшке: «Берегите себя для будущих пастырей». Святейшие Патриархи Алексий I и Пимен высоко ценили его заслуги. В 1967 году отец Иоанн был возведен в сан игумена и награжден палицей, а в 1973 году – в сан архимандрита. В 1972 году утвержден доцентом Академии. Он был награжден двумя орденами Преподобного Сергия, удостоился права служения Литургии с открытыми Царскими вратами по «Отче наш», имел два креста с украшениями и высшую церковную награду – Патриарший крест. Святейший Патриарх Алексий II назвал отца Иоанна выдающимся подвижником XX века.



Источник:      Глинские чтения



 Во время хиротонии духовного сына отца Иоанна архимандрита Симона (Новикова) во епископа. Отец Иоанн слева. 1972 г Отец Иоанн советом Академии утвержден в ученом звании доцента в 1972 г.
Во время хиротонии духовного сына отца Иоанна архимандрита Симона (Новикова) во епископа. Отец Иоанн слева. 1972 г

Отец Иоанн советом Академии утвержден в ученом звании доцента в 1972 г.

 Начало учебного года в Московских Духовных школах. Отец Иоанн четвертый справа У мощей преподобного Сергия. Отец Иоанн первый слева
Начало учебного года в Московских Духовных школах. Отец Иоанн четвертый справа

У мощей преподобного Сергия. Отец Иоанн первый слева

0 В Московской Духовной Академии. Отец Иоанн стоит второй слева1 Профессорско-преподавательский состав МДАиС. Отец Иоанн во втором ряду третий справа. Начало 1970-х гг.
В Московской Духовной Академии. Отец Иоанн стоит второй слева

Профессорско-преподавательский состав МДАиС. Отец Иоанн во втором ряду третий справа. Начало 1970-х гг.

2 Профессорско-преподавательский состав МДАиС. (Отец Иоанн сидит четвертый справа). Конец 1970-х гг. Отец Иоанн в алтаре Академического храма
Профессорско-преподавательский состав МДАиС. (Отец Иоанн сидит четвертый справа). Конец 1970-х гг.

Отец Иоанн в алтаре Академического храма

 В день возведеня в сан архимандрита 1 мая 1973 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в Московских духовных школах на лекции доцента схиархимандрита Иоанна (Маслова). Отец Иоанн 30 ноября 1977 г.
В день возведеня в сан архимандрита 1 мая 1973 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в Московских духовных школах на лекции доцента схиархимандрита Иоанна (Маслова). Отец Иоанн 30 ноября 1977 г.

 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благодарит отца Иоанна (Маслова) (второй слева) за прекрасную подготовку учащихся Духовных школ. Отец Иоанн - наставник духовных школ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благодарит отца Иоанна (Маслова) (второй слева) за прекрасную подготовку учащихся Духовных школ.

Отец Иоанн - наставник духовных школ

 Во время богослужения в храме МДА В алтаре Покровского храма МДА. Отец Иоанн третий слева
Во время богослужения в храме МДА

В алтаре Покровского храма МДА. Отец Иоанн третий слева

 Отец Иоанн совершает богослужение В алтаре Академического храма. Отец Иоанн второй справа
Отец Иоанн совершает богослужение

В алтаре Академического храма. Отец Иоанн второй справа

 Во время богослужения Отец Иоанн в алтаре Академического храма. Подает крест
Во время богослужения

Отец Иоанн в алтаре Академического храма. Подает крест

 Отец Иоанн молится в алтаре Академического храма (четвертый слева) Водоосвящение в алтаре Академического храма
Отец Иоанн молится в алтаре Академического храма (четвертый слева)

Водоосвящение в алтаре Академического храма

 Отец Иоанн читает молитву перед Святым Причащением Во время богослужения. Отец Иоанн первый слева
Отец Иоанн читает молитву перед Святым Причащением

Во время богослужения. Отец Иоанн первый слева

 Великий пост. Во время богослужения У Святой Плащаницы. Отец Иоанн первый слева
Великий пост. Во время богослужения

У Святой Плащаницы. Отец Иоанн первый слева

 Успение Божией Матери. Чин Погребения. Отец Иоанн второй справа Отец Иоанн - образец ризничего. Конец 1970-х гг.
Успение Божией Матери. Чин Погребения. Отец Иоанн второй справа

Отец Иоанн - образец ризничего. Конец 1970-х гг.

 Богослужение в Академическом храме. Отец Иоанн третий справа Отец Иоанн на звоннице Академического храма
Богослужение в Академическом храме. Отец Иоанн третий справа

Отец Иоанн на звоннице Академического храма

 Победа на викторине. Отец Иоанн получает приз. Конец 1970-х гг. Ректор МДА архиепископ Владимир (Сабодан) награждает отца Иоанна орденом преподобного Сергия. 1980 г.
Победа на викторине. Отец Иоанн получает приз. Конец 1970-х гг.

Ректор МДА архиепископ Владимир (Сабодан) награждает отца Иоанна орденом преподобного Сергия. 1980 г.

 Отец Иоанн благодарит архиепископа Владимира (Сабодана) за награду Отец Иоанн награжден правом служения Литургии с открытыми Царскими вратами по «Отче наш». 1981 г.
Отец Иоанн благодарит архиепископа Владимира (Сабодана) за награду

Отец Иоанн награжден правом служения Литургии с открытыми Царскими вратами по «Отче наш». 1981 г.

 Отец Иоанн награжден правом ношения второго креста с украшением. 1982 г. Ризничий Академического храма. 1982 г.
Отец Иоанн награжден правом ношения второго креста с украшением. 1982 г.

Ризничий Академического храма. 1982 г.

 Заседание Совета Академии. Отец Иоанн первый справа Отец Иоанн - оппонент на защите докторской диссертации К.Е. Скурата
Заседание Совета Академии. Отец Иоанн первый справа

Отец Иоанн - оппонент на защите докторской диссертации К.Е. Скурата

 Выступление отца Иоанна на заседании Совета Академии Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Выступление отца Иоанна на заседании Совета Академии

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о схиархимандрите Иоанне (Маслове)
Введение
Детство
Служба в армии
Монашество в Глинской пустыни. Старчество
Обучение в Московской духовной семинарии. Духовная связь с Глинскими старцами
Рукоположение в сан иеромонаха. Учеба в Московской духовной академии
Преподавание в Московских духовных школах
Образец ризничего
Подвиг духовного окормления. Старец-наставник
Защита магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». 11 марта 1983 г.
Духовничество в Жировицком монастыре
Последний год жизни. Блаженная кончина
Духовное наследие отца Иоанна
«В память вечную будет праведник»


Публикация:
Глинские чтения
стр. 46
18.02.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011