На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Нефедова Юлия Викторовна /Кандидат педагогических наук, Методист Московской педагогической академии
Нефедова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук
Методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 28 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

О различии подходов к образованию ума ребенка в современной и традиционной системах обучения


Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 28 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области


Нефёдова Юлия Викторовна. Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 28 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области

Современная педагогическая наука и практика имеет ряд существенных отличий от отечественной педагогики в некоторых ключевых вопросах воспитания и обучения. Одним из главных отличий является отношение к образованию ума ребенка.

Умственное развитие ребенка, по мнению многих современных психологов, это, главным образом, накопление отработанных и прочно закрепленных умственных приемов. В педагогической психологии (в частности, в пособии Н.Ф. Талызиной «Педагогическая психология») приобретение ребенком интеллектуального опыта, или развитие умственных способностей, связано с процессом обучения, приобретение же опыта нравственного рассматривается в контексте процесса воспитания (11). Если мы обратимся к традициям отечественной педагогики, то обнаружим интересный факт: развитие нравственных качеств ребенка, различение им добра и зла лежит в основании образования ума. Без этого человек является обученным, но не образованным, не просвещенным. Это изменение понимания сущности процесса образования ума нашло отражение, например, в толковании слова «просвещение» в словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» (7) ПРОСВЕЩЕНИЕ – это «свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни». Очевидно, что в данном определении развитие ума не мыслится без воспитания нравственных качеств человека.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова (9) понятие «просвещение» толкуется более упрощенно: «Просвещение – это знания, образованность, их распространенность». Мы видим, что произошли существенные изменения в понимании сущности этого весомого для системы образования понятия в сторону его упрощения.

Почему же так важно было для отечественной педагогики считать основанием образования ума человека различение им добра и зла? В соответствии с учением святых отцов, нравственность дает уму человека особые свойства: проницательность, ясность, способность к быстрому восприятию знаний.

Кроме того, она восполняет недостаток разума, то есть компенсирует недостаток знаний, которые мы не успели получить. Почему? Потому что чистый ум проницателен.

На Руси традиционно истинно умным человеком считался тот, кто был благочестивым и добродетельным. Для воспитания таких качеств в детях необходимо, по советам святых отцов, прежде всего, научить их вере, а потом – другим наукам, раскрыть им основные понятия о Боге, о правилах богоугодной жизни.

Другое важное отличие современной педагогической системы от традиционной отечественной касается подхода к обучению понятиям. Работа с понятиями – эта одно из важнейших направлений в образовании ума человека. Оно включает в себя искоренение ложных представлений и изучение истинных.

По наблюдениям современных психологов, что отражено в целом ряде исследований, до систематического обучения в школе взрослые не ведут специальной работы по формированию понятий у детей. Они обычно ограничиваются лишь указанием на то, верно или неверно ребенок отнес предмет к соответствующему понятию. Вследствие этого ребенок усваивает понятия путем «проб и ошибок», в результате чего он зачастую не осознает существенных признаков понятий (8). Это приводит к тому, что у детей не формируется ясной картины мира. В то же время в ряде серьезных работ, касающихся психологии развития умственной деятельности (среди которых нужно отметить труд Ю.А. Самарина «Очерки психологии ума», в котором автор обобщил богатый опыт собственных наблюдений и экспериментов, а также опыт многих других педагогов и психологов), отмечается, что физиологическая специфика протекания нервных процессов человека такова, что уже с самого маленького возраста у ребенка появляется стремление к обобщению и систематизации предметов и явлений (10). Следовательно, давать знания в системе - значит отвечать природе детского ума, который способен к систематизации и обобщению. Психофизиологическое состояние ребенка-дошкольника готово к восприятию важнейших для жизни человека знаний, из которых и выстраивается картина мира.

Из каких же «кирпичиков» она должна складываться? Прежде всего, картина мира строится из ответов на такие основополагающие вопросы человеческого бытия, как: что такое человек, что такое жизнь и смерть, каковы смысл и цель человеческой жизни, отношение к Богу, к людям, к себе и к окружающему миру.

В практике современной системы образования не ставится проблема серьезного обучения понятиям детей дошкольного возраста. В трудах святых отцов (Феофана Затворника, Тихона Задонского и др.) семилетний возраст рассматривается как важный этап в жизни человека, когда он может осознавать свои поступки и нести за них полную ответственность. Возможно ли это в том случае, если ребенок не имеет ясного представления об окружающей его жизни, не владеет умением различать добро и зло? Безусловно, невозможно. К сожалению, не секрет, что и современное школьное обучение, ориентированное преимущественно на накопление знаний, не решает этой проблемы и к моменту окончания ребенком школы.

 Могли ли мы предположить, что проблемы подросткового возраста и так называемый «подростковый комплекс» являются в немалой степени производными от той дошкольной системы воспитания, в которой у ребенка не формируются системные представления о мире? Интересный факт: в истории отечественной педагогики и святоотеческой психологии подростковый возраст рассматривается как один из наиболее спокойных периодов в жизни человека, исключающий конфликтность, резкие перепады настроения.

 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в статье «Тайны жизни и смерти»(2) делает очень важное для педагогики и психологии наблюдение: трудности в воспитании подростка возникают в том случае, если в семье отсутствует православное воспитание. При правильном православном воспитании к 7 годам у ребенка накапливаются истинные ответы на жизненно важные вопросы, из которых выстраивается картина мира, те ответы, которые согласуются с нравственными законами. Святитель Феофан Затворник писал: «Истина доступна всякому. Что малое христианское дитя премудрее философов – показал опыт» (1).

Образование ума ребенка в детстве

Святитель Феофан Затворник в труде «Начертание христианского нравоучения» советует начинать образование ума ребенка «вместе со словом», когда растущий человек начинает говорить. Ребенку необходимо передать, прежде всего, «здравые начала для суждений о вещах, кои потом не изгладятся надолго, если не на всю жизнь. Таким способом в самом корне будут подавлены мирское мудрование и пытливость злая, ненасытная. Истина связывает ум тем, что насыщает его. Мирское же мудрование не насыщает и тем разжигает пытливость. Избавив от него, большое благо доставят детям. И это еще прежде, чем они возьмутся за книги»« (1).

Средства образования ума

1. В труде Н.В. Маслова «Основы русской педагогики» родителям дается совет «читать детям Священную историю и жития святых для ясного понимания цели их жизни, незаметно сея в детях семена страха Божия и христианской жизни. Особенно важно, с помощью Божией, суметь внушить детям, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от их нарушения».

В наставлениях схиархимандрита Иоанна (Маслова), касающихся вопроса о страхе Божием, говорится, что «без страха Божия человек даже не может увидеть и понять, кто он и какова цель его жизни на земле; он духовно безоружен и абсолютно беззащитен от греха».

«Без внушения страха Божия, - говорил преподобный Амвросий Оптинский, - чем детей ни занимай, это не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни» (5).

В одном из рассказов В.И. Даля «Личинка и мотылек» (6) описана ситуация, в которой дети спрашивают бабушку о том, чего нужно бояться. Бабушка, отвечая на их вопрос, ставит на первое место страх Божий: «Я боюсь прогневить Бога, то есть не послушаться Его заповедей; я боюсь обидеть или огорчить кого-нибудь; я боюсь не слушаться царя и его законов; еще боюсь всего вредного мне или другим, например, ядовитой змеи, вредного кушанья…».

2. В разговоре с ребенком необходимо давать ему суждения об основных понятиях христианских: что такое добро и зло, что хорошо и худо (1).

Святитель Василий Великий писал: «Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем с кротостью и долготерпением, и сколько зависит от них, не подавать никакого повода к гневу и скорби» (3).

  1.  Разговоры родителей между собой должны ориентироваться на такие важные темы, как: что значит настоящая жизнь, чем она кончится, от кого все получается, что такое удовольствия, какое достоинство имеют те или другие обычаи и т. д.

«Пусть говорят, – наставляет святитель Феофан родителей, – с детьми и толкуют им или прямо, или, всего лучше, посредством рассказов: хорошо ли, например, наряжаться, счастье ли это, когда получишь похвалу и проч.» (1).

 «Дети прислушиваются и почти всегда усваивают себе не только мысли, но даже обороты их речи и манеры» (1).

  1. «Можно задавать ребенку вопросы, как он думает о том или ином и поправлять ошибки» (1).
  2. «Среди добродетелей, которые насаждать в сердцах детей следует с особенной настойчивостью, важное и коренное значение имеет правдивость, или чувство любви к истине и отвращения ко лжи» (4).
  3. Не давать детям книг с растленными понятиями, и «ум их сохранится целым, во здравости святой и Божественной» (1).

7. Дети должны быть окружены благочестием всех окружающих, церковностью, таинствами. Лучшее время должно назначаться на дела благочестия(1).

Ориентируясь на эти важнейшие средства образования ума ребенка в процессе его постепенной подготовки к взрослой жизни, родители и наставники смогут избежать многих серьезных заблуждений и ошибок, препятствующих юным сердцам находить путь достойного прохождения земного поприща в соответствии с высшей целью и смыслом человеческой жизни.

 

                                       Источники

  1. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. По изданию: Начертание христианского нравоучения Епископа Феофана. Издание второе Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М. 1985.
  2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., «Самшит», 1995.
  3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., «Самшит-издат», 2003.
  4. Беседы о воспитании детей. Издание Священного Синода, 1902.
  5. Н.В. Маслов. Основы русской педагогики. Православное воспитание как основа русской педагогики (по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова), изд-е 4-е, доп., М., «Самшит», 2007.
  6. В. И. Даль. Картины из быта русских детей. В 2-х томах. Т.1.М., «Самшит-издат», 2009.
  7. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Второе издание в 4-х томах, Т.1,1880 г.
  8. Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. М., Изд-ва «Смысл», «Эксмо», 2004.
  9. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 3-е издание, стереотипное, М., «АЗЪ», 1996.
  10.  Ю.А. Самарин. Очерки психологии ума. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  11.  Н.Ф. Талызина. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание
Святые и Святыни

Публикация:
Глинские чтения
15.09.2011

Также у этого автора:
Нефёдова Ю.В.: Возрастные периоды в жизни человека (младенчество, детство, отрочество)
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Нефедова Ю.В.: Святоотеческое учение о юношестве: особенности возраста, цели и средства воспитания
Доклад на пленарном заседании Межденародного образовательного форума «Глинские чтения» 28 июля 2009 года. Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев... (Далее)
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
(Далее)
Нефедова Ю.В.: О воспитании детей
Доклад на форуме "Глинские чтения" в г. Полоцке 6 марта 2008 г.... (Далее)
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
(Далее)
Нефедова Ю.В.: Христианские принципы взаимообщения
Доклад на пленарном заседании Международного педагогического форума Глинские чтения 27 января 2008 года.... (Далее)
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011