На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Нефедова Юлия Викторовна /Кандидат педагогических наук, Методист Московской педагогической академии
Нефедова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук
Методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Методический кабинет

Зло, посеянное в детях, умножается во внуках

Предыдущая Следующая

 

Урок литературы в 6-ом классе по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

 

ЦЕЛЬ УРОКА:

Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе изучения произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и его анализа с привлечением святоотеческого наследия.

 

ЗАДАЧИ:

 

Образовательные:

1. Сформировать у учащихся навыки анализа изучаемого произведения классической литературы с использованием трудов святых отцов.

2. Познакомить детей с такими духовно-нравственными понятиями, как послушание, почитание родителей, родительское благословение.

3. Дать представление о роли родителей в воспитании детей.

 

Воспитательная:

Воспитывать у детей чувство любви к родителям, желание помогать им, заботиться о них, почитать их.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Учитель: «Вся наша жизнь подчиняется определенным законам. Так, в науке это законы: всемирного тяготения, превращения энергии и многие другие. Но есть особые законы — нравственные. Они позволяют человеку отличать добро от зла, строить отношения с родными и близкими, со всеми окружающими. Когда люди не придерживаются этих законов, им сложно разобраться в том, что происходит в их жизни, и следствием этого являются многочисленные ошибки. Мы открываем эти законы, читая Священное Писание и труды святых отцов, которые мы называем святоотеческим наследием. Мы будем использовать сегодня на уроке притчу о блудном сыне из Священного Писания и труд отца Иоанна (Маслова) «Симфония по трудам святителя Тихона Задонского». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «симфония» толкуется так: «Свод, указание мест, где поминается одно и то же слово. Симфония на Ветхий Завет, на Новый Завет». У нас с вами сейчас есть прекрасная возможность познакомиться с мудрыми рассуждениями святителя о должном отношении детей к своим родителям. Это окажет нам неоценимую помощь в понимании замысла повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Прежде чем обратиться к источникам, с которыми мы с вами сегодня будем работать, давайте подумаем: как дети должны относиться к своим родителям? Что можно, а что нельзя делать по отношению к родителям?

 

Ученики: Дети должны слушаться родителей, не грубить им, помогать, заботиться о них в старости. Нельзя обманывать родителей, говорить кому-то о них плохо.

 

Учитель: Да, ведь значение родителей для каждого из нас огромно. Благодаря родителям мы появились на свет. Все мы знаем, сколько сил, духовных и физических, отдают нам родители, как они заботятся о нас ежедневно, как глубоко переживают и печалятся, когда, случается, мы болеем, как они радуются нашим успехам и как спешат на помощь, когда мы в ней нуждаемся!

Святитель Тихон Задонский писал так: «Сего ради отцам, родившим нас, должники мы находимся; но отцам, добре воспитавшим и наставившим нас ко благочестию, далеко большие должники». Когда святитель Тихон говорит о «наставлении ко благочестию», то это значит, что родители должны научить своих детей жить по-христиански. И сегодня мы с вами познакомимся с тем, как по-христиански относиться к своим родителям.

 

Учитель: Сейчас я запишу на доске, а вы в тетрадях пятую из десяти заповедей, данных Богом: «Почитай отца твоего и мать твою». Кто может объяснить, что такое заповедь?

 

Ученики: Возможные ответы.

 

Учитель: Прочитаем в «Симфонии...» о заповедях: «Под именем закона Божия разумеются заповеди Божий, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо». Заповедь, которую мы с вами записали, относится к разряду заповедей «сотвори благо». Как бы вы раскрыли смысл этой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою»?

 

Ученики: Почитать - значит уважать родителей, помогать им, любить их.

 

Учитель: А теперь все вместе прочитаем о почитании родителей детьми у святителя Тихона Задонского. (Совет учителю: по возможности использовать на уроке копии текста, чтобы каждый ребенок имел возможность видеть его перед собой):

 

«ПОЧИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ — ПЕРВЕЙШАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ДЕТЕЙ

 

Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать ... Всякое убо почтение отдавай, христианине, родившим тебе, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничим за благодеяния их тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй ибо им сердечную за то благодарность чрез все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли блазе» (Исх. 20, 12). Почтение сие в следующих делах наипаче состоит: любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; пред ними восставать; сидящим предстоять; в случае честнейшее место им отдавать; когда говорят, слов их не перерывать, и в оныя безрассудно не примешиваться; дела никакого без их воли не начинать; ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести (с. 303).

Теперь выполним такое задание: «Запишем в тетрадях «Почитать родителей -это...» и далее под цифрами 1, 2, 3 и так далее перечислим, какими делами дети выражают свое почтение родителям. Для этого еще раз обратимся к тексту со слов «Почтение сие в следующих делах наипаче состоит...» и будем переводить текст святителя Тихона Задонского на современный литературный язык:

 

1. Любить их истинно и чистосердечно.

2. Говорить о родителях уважительно.

3. Вставать перед ними.

4. Стоять перед сидящими родителями.

5. Предоставлять им лучшее место.

6. Не перебивать родителя(ей) в разговоре и не говорить одновременно с ним (ними).

7. Не начинать никакого дела без согласия на то родителей.

8. Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.

 

Посмотрим на пушкинскую Дуню и ответим на вопрос: «Можно ли сказать, что девушка почитала своего отца?»

 

Ученики: Дуня убежала из дома, ничего не сказав отцу, и нарушила тем самым данную Богом заповедь, поэтому нельзя сказать, что Дуня почитала своего отца.

 

Учитель: Да, Дуня ничего не сказала своему отцу о намерении покинуть родной дом, и он никак не ожидал, что Дуня, его Дуня, которую он по-отечески преданно любил, сможет совершить такой поступок. Вспомните: что изображали картинки на стене в жилище смотрителя?

 

Ученики: Картинки изображали историю блудного сына.

 

Учитель: Какие значения есть у слова «блудный»? Открываем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и читаем: «Блуд - слово это, со всеми производными своими, заключает в себе двоякий смысл; народный: уклонение от прямого пути, в прямом и переносном смысле; церковный или книжный: незаконное, безбрачное сожитие». В этой же словарной статье обратим внимание на пословицу: «Блудный сын - ранняя могила отцу». Мы к этой пословице еще вернемся.

Подумаем: зачем понадобилось автору включать в повесть притчу («Притча, по словам В. И. Даля, - иносказание, иносказательный рассказ, нравоучение, поучение в примере») о блудном сыне? Прежде чем ответить на этот вопрос, попрошу вас прочитать отрывок, в котором впервые появляется эта притча.

 

Ученики: Зачитывают фрагмент повести (от слов «Тут он принялся переписывать мою подорожную...» до слов «...и прочие предметы, меня в то время окружавшие»).

 

Учитель: Описывая жилище Самсона Вы-рина, рассказчик останавливает взгляд на висящих на стене картинках, изображавших историю блудного сына. Почему А.С. Пушкин использует именно это слово — «картинки»? Может, он обращает наше внимание на то, что для кого-то они имели преимущественно интерьерное назначение? Для кого?

 

Ученики: Наверное, Дуня не обращала внимания на смысл этих картинок. Они просто украшали жилище.

 

Учитель: Обратимся к тексту. Посмотрите, как рассказчик воспринимает жилище смотрителя: «...Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Все это (притча в картинках) доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие». Таким образом, еще раз словно подчеркивается приоритет предметной стороны картинок над содержательной в доме смотрителя. Возможно, Дуня не обращала внимания на глубокий смысл, который содержит в себе притча о блудном сыне, и эта притча печально отразилась в её жизни. Давайте сопоставим историю блудного сына с историей Дуни. Для этого мы будем находить в тексте эпизоды из жизни дочери смотрителя, соответствующие каждой из четырех картинок истории о блудном сыне. Но сначала прочитаем саму притчу:

 

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

 

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Встал и пошел к отцу своему.

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Этой притчей Иисус еще раз показал, с какой радостью и прощением Небесный Отец принимает всякого грешника, приходящего к Нему с раскаянным сердцем».

(Евангелие от Луки 15:20-32)

 

 

Мы с вами познакомились с текстом притчи. В чем её основной смысл?

 

Ученики: Смысл притчи в том, что возвращение блудного сына явилось великим счастьем для отца.

 

Учитель: В христианском толковании эта притча показывает, с какой радостью и готовностью к прощению Небесный Отец принимает каждого искренне раскаявшегося грешника, то есть человека, преступившего Закон Божий, нарушившего заповедь или заповеди. Раскаяние - путь к духовному возрождению.

Теперь вернемся к нашему заданию. Мы будем читать описание каждой из картинок и затем находить в тексте «Станционного смотрителя» соответствующий эпизод из жизни Дуни:

 

1. Блудный сын спрашивает отеческого благословения и уходит из дому.

Дуня убегает с ротмистром Минским, не только не спросив благословения, но и не предупредив отца о своем намерении. Она принимает решение под влиянием сиюминутного желания, не раздумывая над тем, что заезжий ротмистр — почти незнакомый ей человек, а она доверяет ему свою судьбу.

2. Вторая картинка — развратное поведение молодого человека, окруженного «ложными друзьями и бесстыдными женщинами».

А вот эпизод проигрывается из жизни Дуни: «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».

3. Третья картинка - «промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены печаль и раскаяние».

Третью картинку дорисовывает воображение отца в беседе с рассказчиком: «Много их в Петербурге, молоденьких дур сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Что происходит с Дуней на самом деле? Мы вновь встречаемся с ней немного позже, после смерти Самсона Вырина, и видим ее глазами мальчика, сына пивовара, живущего в доме смотрителя со своей семьей: «Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу... Прекрасная барыня... ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською». В этом описании очевидны внешние признаки благополучия Дуни, но можем ли мы с уверенностью сказать, что она счастлива?

4. Четвертая картинка - «...представлено возвращение его (юноши) к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости».

Дуня уже не застает отца в живых. Будучи проездом, она заглядывает в родные места. Сын пивовара показал ей могилу отца. В тексте находим, как описывается «встреча» Дуни с отцом по рассказу мальчика: «...и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести её. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром - такая добрая барыня!.. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром - славная барыня!»

Какие слова помогают нам понять, что Дуня просит у отца прощения уже после его смерти?

 

Ученики: «Она легла здесь (на могиле) и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала

Есть ли вина Дуни в том, что её отец так рано ушел из жизни? Обоснуйте свой ответ, используя текст повести.

 

Ученики: Вина Дуни состоит в том, что она тайно убежала из дома и в течение нескольких лет не давала отцу никакой весточки о себе. Он тосковал и не смог справиться со своим горем. В повести так описаны его переживания: «Старик не снес своего несчастия; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик... Бедняк занемог сильной горячкой; его свезли в С*** и на его место определили на время другого».

 

Учитель: А теперь выберем из текста отрывки, которые показывают, какая перемена произошла с отцом Дуни в изображении рассказчика.

 

Ученики:

1. «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого...»

2. «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!... Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

3. «Отчего ж он умер?» - спросил я Пивоварову жену. «Спился, батюшка», - отвечала она.

 

Учитель: Помните, в словаре В.И. Даля мы с вами прочитали пословицу «Блудный сын - ранняя могила отцу». Представьте только, какое горе для любого родителя потерять своего ребенка! Рушатся надежды и чаяния всей жизни! А ведь Самсон Вырин, наверное, часто мечтал о том, как его Дуня выйдет замуж за достойного человека (не в пример Минскому, жестоко выставившего его на улицу и откупившегося скомканными бумажками), как он будет воспитывать внуков и помогать Дуне. Найдите в тексте отрывок, который нам поможет понять, каким бы замечательным, добрым дедушкой мог бы быть Самсон Вырин для своих внуков.

 

Ученики: «...оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу.

- Знал ты покойника? - спросил я его дорогой.

- Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!) идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится».

 

Учитель: Обратите внимание, с каким теплом отзывается о смотрителе мальчик. А родные внуки Самсона Вырина так уже никогда и не узнают, какой у них мог бы быть прекрасный дедушка...

А как вы думаете, если бы Дуня следовала заповеди «Почитай отца твоего и мать твою», могла бы сложиться судьба смотрителя иначе?

 

Ученики: Да. Его судьба могла бы сложиться счастливее.

 

Учитель: Теперь мы с вами знаем, какого отношения к своим родителям Бог ждет от людей, чтобы и взрослые, и дети были счастливы. Представим себе (к сожалению, как вы понимаете, в настоящей жизни это невозможно), что мы можем помочь Дуне все изменить. Для этого нам нужно подсказать ей, как исправить её ошибки. Вспомните, с чего начинается история о блудном сыне и чем пренебрегла Дуня, покидая родной дом.

 

Ученики: Дуня не спросила родительского благословения.

 

Учитель: Да, благословение, благое слово необходимо в начале всякого дела. Каждый христианин должен спрашивать благословения Божьего во всех своих начинаниях, а ребенку необходимо всегда спрашивать благословения у родителей. Особенно создавая семью, человек должен просить родительского благословения на счастливый союз.

В «Симфонии...», которую мы с вами уже цитировали, детям даются такие наставления (их предлагается вывести на видеопроектор):

«Дети должны быть благодарны родителям» (с. 302).

«Дети должны проявлять послушание родителям» (с.302).

«Дети должны советоваться со своими родителями о своих делах» (с.ЗОЗ).

«Дети должны беречься оскорбить родителей» (с. 303).

«Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих детей» (с. 303).

«Если у всякого человека оскорбленного следует просить прощение, то детям у родителей тем более» (с. 304).

Кроме того, у святителя Тихона Задонского отдельно выделены «Обязанности детей по отношению к родителям»:

1. Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.

2. Быть послушными.

3. Словом и делом показывать родителям своё почтение.

4. Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои ошибки, просить прощения.

5. В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им.

6. Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет страшные казни.

 

Учитель: Мы с вами рассмотрели, как должны вести себя дети по отношению к родителям. Помните об этом, и благо вам будет.

Вернемся к истории Дуни и подумаем: почему она выросла неблагодарной дочерью? Может, отцу не удалось воспитать в ней почтение к родителям или он не уделял этому должного внимания?

Нам очень важно обратиться к христианскому пониманию роли родителей в жизни ребенка, так как каждого из вас в недалеком будущем будут интересовать вопросы воспитания детей.

Родители несут ответственность перед Богом за воспитание детей.

Вы помните, что Самсон Вырин был очень добрым, но достаточно ли этого, чтобы воспитать достойного человека? Оказывается, нет.

Обратимся к тексту и найдем в нем те отрывки, которые раскрывают нам, на что отец обращал внимание в воспитании дочки в первую очередь.

В этом нам поможет описание первой встречи рассказчика с Самсоном Выриным.

Что мы узнаем об отношении отца к дочери? Что его больше всего радует в собственном ребенке? Давайте прочитаем этот отрывок:

«Это твоя дочка? - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия; - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Обратите внимание, отец гордится своей дочкой.

Где еще в повести мы встречаемся с рассказом отца о своей дочери? Давайте найдем этот отрывок и зачитаем его. Отметим, что в следующий раз смотритель рассказывает о дочери после того, как Дуня бросила отца.

 

Ученики: «Так вы знали мою Дуню?» - начал он. «Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря, с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала...»

 

Учитель: Обратите внимание, что в большей степени восхищает отца в Дуне?

 

Ученики: Умение нравиться, подолгу поддерживать разговор, поражать собеседников своей красотой.

 

Учитель: Обращает ли внимание Самсон Вырин на духовные качества своего чада? Подкрепите свой ответ отрывками из текста.

 

Ученики: В тексте нет упоминания о том, какими духовными качествами отличалась Дуня.

 

Учитель: Посмотрите, даже увидев Дуню в Петербурге рядом с Минским, смотритель по-прежнему невольно восхищается ее красотой: «Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался». Родитель не видит зла, которое происходит с единственной его дочкой. Не создается ли впечатление, что вся «добродетельность» Дуни: проворное ведение хозяйства, усмирение разгневанных постояльцев проистекала не из глубокого чувства любви к родителю и послушания, а имела один единственный источник - желание нравиться? Вспомним, повесть А.С. Пушкина была написана в 1830 году. А в 1866 году появилось сочинение иеромонаха Порфирия (в миру Петра Левашова) «О воспитании девиц в духе истинно христианском», которое поможет нам приблизиться к пониманию причин отношения Дуни к отцу.

Давайте вдумчиво прочитаем размышления отца Порфирия о девичьем воспитании в XIX веке: «Нынешнее воспитание девиц направлено главным образом на развитие у них способности нравиться. Но искусство нравиться поставляет их в самое опасное положение, ибо нравящееся одному не для всех бывает хорошо, тогда как хорошее непременно нравится всем. Поэтому мерами воспитания должно быть насаждаемо в сердце девицы не расположение нравиться, а стремление к тому, что хорошо для всех, что достойно похвалы и уважения каждого беспристрастного ценителя добра и истины».

 

Учитель: Особое внимание обратите на следующие размышления иеромонаха, так как они нам понадобятся для объяснения поведения Дуни: «Искусство нравиться предполагает совершенную бесхарактерность и безволие, чувство раболепное, изменяющееся по обстоятельствам времени и по качеству лиц, которым хочешь нравиться, предполагает душу без положительного понятия о добре, без самостоятельной мысли о лицах, вещах и явлениях».

Посмотрим: где у А.С. Пушкина есть подтверждение тому, что Дуня обладала такими качествами, как «бесхарактерность и безволие, раболепие и отсутствие ясных представлений о добре?»

 

Ученики внимательно просматривают текст и находят ответ на вопрос учителя самостоятельно или частично с его помощью:

 

Ученики: 1. «В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась...»


2. «Ямщик, который вез его (Минского), сказывал, что во всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

 

Учитель: Чем руководствуется Дуня в своем поведении?

 

Ученики (самостоятельно или при помощи учителя отвечают на вопрос):

Эти эпизоды показывают нам, что поведение Дуни определяется в большей степени не отеческими наставлениями и нравственными принципами, а желаниями иных, чаще малознакомых ей людей, но дающих повод думать, что она им нравится.

 

Учитель: Так значит, поведение Дуни -плод неправильного воспитания. Именно от воспитания зависит, насколько добропорядочным вырастет человек. В «Симфонии...» описаны плоды худого и доброго воспитания. Сейчас мы прочитаем с вами об этом, начиная от слов: «От худого воспитания все противное следует (далее ученики поочередно читают и разбирают с учителем прочитанное):

1) злое и развращенное житие; 2) родителям скорбь и печаль о злом детей своих состоянии; 3) тщетные и всуе подъемлемые труды о исправлении развратившихся детей своих, понеже развратившихся детей своих, понеже весьма трудно вкорененное зло исторгается; 4) худая надежда о спасении их, но паче явная погибель; 5) тоежде злонравие и во внуцех уповательно быть может, понеже злый отец не может добру научить сына; 6) родителям тоска, скука, страх належит, что имеют быть истязаны от Бога за худое воспитание детей своих, которых не наказывали, а может быть злым примером и соблазняли; 7) безчестие и укоризна всему роду; 8) отечеству явный и великий вред. От худого воспитания последуют воровства, убийства, грабления, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочая безчисленная злая...

 

 

ПЛОДЫ ДОБРОГО ВОСПИТАНИЯ

 

От доброго воспитания добрые плоды следуют: 1) плод благочистивого жития в воз-растших детях; 2) родителям радость и утеха о добронравии детей своих; 3) несомненная вечного живота надежда; 4) таяжде надежда добрая и предвидится быть и во внуцех, ибо дети, как сами добре наставлены, так и своих детей наставлять не преминут; 5) честь и похвала фамилии; 6) подпора отечеству.

 

Учитель: Обратите внимание на то, что воспитание настоящего гражданина, сына своего отечества, патриота - это задача родителей, и это доброе воспитание. По христианскому учению, «родители за плохое воспитание будут наказаны неблагодарностью детей и дадут ответ перед Богом». Родители, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами». Зло, посеянное в детях, произрастет во внуках.

Выполните домашнее задание: напишите сочинение-размышление на тему: «Почему А.С. Пушкин использует одно и то же слово - «бедный», говоря и о Дуне, и о смотрителе?»

 

Источники

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.,— М.: Терра, 1994.

2. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Борислав Арапович и Вера Маттелмяки. Издатель: Российское Библейское общество, Москва. 1993.

3. Иеромонах Порфирий (Левашов) О воспитании девиц в духе истинно христианском. - М.: Самшит-издат, 2005.

4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М. - Самшит-издат, 2003.

5. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 8: Романы и повести. - М.: Терра, 1998. -384 с.

 

Нефедова Ю.В.,

кандидат педагогических наук,

методист Московской педагогической академии

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 53
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011