На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Меньшенина Светлана Витальевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Преподаватель Московской педагогической академии
Меньшенина Светлана Витальевна
Кандидат педагогических наук
Доцент
Преподаватель Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наша речь

Культура речи и риторическая грамотность педагога

Предыдущая Следующая

 

В школьном образовании умение правильно и ясно излагать свои мысли, хорошо говорить на своем родном языке должно занять достойное место. Важно, чтобы формирование этого умения осуществлялось на уроках по всем предметам образовательного цикла. Огромное влияние на этот процесс оказывает речь самого педагога, которая должна являться образцом для подражания. С сожалением приходится констатировать, что не всегда речь педагога можно назвать образцовой. Так, вместе с задачей формирования речевой культуры школьников необходимо решать проблему повышения уровня речевой и риторической культуры самого учителя.

Наука, которая определяет правила убедительной и эффективной речи, называется риторикой.

Риторика зародилась в Древней Греции, в общественной жизни которой ораторское искусство играло значительную роль. Яркая и убедительная речь могла изменить ход политического события, решение суда, судьбу человека. Этим объясняется интерес к ораторскому искусству, стремление овладеть им. Именно поэтому риторика была одним из главных предметов классического образования. Аристотель считал, что риторика помогает человеку в общении, в самораскрытии личности, в достижении поставленной цели.

Риторика развивает коммуникативную компетенцию, основанную на понимании правил функционирования языка, способность объективно анализировать свою и чужую риторическую деятельность. Обучая школьников риторике, педагог формирует речевую индивидуальность, мыслительную активность, ибо мышление и речь неразрывно связаны между собой. Наука риторика опирается на такой основополагающий закон общения, как Аналогичность. Это не только умение вступать в контакт со своими слушателями, владеть техникой поддержания внимания, но и способность устанавливать доверительные, уважительные отношения с аудиторией. Это воспитывает такие важные качества, как умение слушать, достигать в нужное время компромиссов, быть терпимым, ставить себя на место другого.

Хотелось бы обратить внимание еще на один важный аспект в формировании коммуникативных умений школьников на занятиях риторикой - это аспект нравственный. Этос (поведение, образ мыслей), то есть этические, нравственные основания речи, - одно из фундаментальных понятий риторики. Еще в древности культуре считалось, что верить можно лишь человеку добродетельному, не запятнавшему себя неблаговидными поступками. Очень важно и в наше время, как мы учим и кого мы обучаем влиятельному слову. Если риторика понимается как технология и не сопровождается установкой нравственной, то мы можем породить опасных людей. Древние говорили о риторике: «Не дадим же это опасное оружие в руки недостойных». Убеждать, воздействовать словом не должны люди бездуховные, безнравственные, именно поэтому задачей риторики является не только обучение речемыслительным, коммуникативным навыкам, но и формирование, воспитание человека, способного отвечать за свое слово перед собой и обществом. Такое понимание слова и отношение к речи должно воспитываться в детях с самых ранних лет.

Риторика преобразует личность через слово: ведь речь, способность и умение говорить высвечивает человека, отражает его взгляды, его нравственный потенциал. Недаром в одном из определений говорится, что «риторика - это наука о воспитании гражданина своей страны».

Мы наблюдаем это на примере политической сферы, где от умения высказываться, оппонировать, находить допустимые компромиссы, вступать в диалог зависит решение многих, важных для каждого вопросов. Учить всему этому необходимо уже в школе, ведь именно здесь формируется речевая и риторическая культура будущих политиков, юристов, журналистов, менеджеров - тех профессий, которые связаны со сферой общения.

Обучение риторике начинается со знакомства с историей ораторского искусства, что является одной из интересных страниц в истории человеческой культуры, обогащает учеников духовно. Далее следует освоение теоретических знаний, накопленных этой древней и уважаемой наукой. Риторические знания позволяют грамотно выстраивать речевое произведение с точки зрения ораторской цели. Целеполагание определяет целый свод правил, которым должен руководствоваться оратор при разного рода выступлениях. Грамотное ораторское выступление предполагает умение выстроить материал сообразно его характеру, теме, приводимой аргументации. Риторика учит выражаться ясно. При этом оратор должен заботиться о чистоте, правильности, логичности, точности, богатстве и выразительности речи. Важно умение оценивать ситуацию и тип аудитории, учитывать ее особенности и интересы, уметь использовать приемы привлечения внимания слушателей. Грамотное ораторское выступление - это гармоничное сочетание его содержания и формы, умение владеть собой, быть в постоянном взаимодействии с аудиторией, донести до слушателей нравственное содержание.

Обучение речевому мастерству происходит в реальной практической деятельности: в постоянных выступлениях, самоанализе, анализе риторических выступлений.

Риторика большое значение имеет в христианстве. Особенно для пастыря, педагога. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) обращал внимание на то, что «истинный пастырь более всего заботится о том, чтобы заложить в глубине сердца слушателей сознание неотразимой правды и абсолютной чистоты проповедуемого учения. Для этого ему необходимы не только большие теоретические знания, но и собственная жизнь. Хотя пастырь говорит красноречиво, но если предписываемые им правила жизни не оправдываются его собственной жизнью, то слушатели не могут понимать проповедуемого в строгом смысле и применить к себе».

Таким образом, риторическое образование позволяет формировать высокую культуру общения как в публичной сфере, так и в межличностном общении. Учитель, повышая свою речевую и риторическую грамотность, способствует становлению гражданской позиции ученика, обогащает его духовно.

 

Меньшенина С.В.,

кандидат педагогических наук,

преподаватель риторики


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 71
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011