На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

«И случилось нечто чрезвычайно дивное»

Предыдущая Следующая

(Из Киево-Печерского Патерика)

В этом году исполнилось 825 лет со дня преставления преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского

Поликарп, отрекшись от житейских благ и мирской жизни, принял иноческое пострижение в монастыре, прославившемся пещерами, и здесь, как на удобренной и вспаханной ниве, он стал воспитывать свой дух, умерщвляя телесные страсти и похоти и стремясь к единению с Богом.

И таким путем он принес много прекрасных плодов покаяния: нелицемерную, искреннюю любовь к Богу и ближним, благодушие, радость непорочной совести, мир и душевный покой после победы над страстями, кротость, незлобие, воздержание в пище и питии и победу над похотями телесными.

Все эти плоды духовные в Поликарпе возрастил сам, своею благодатию, и насадил их святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Будучи родственником Поликарпа по плоти, он не хотел, чтобы тот и духом удалялся от него, но, будучи добрым корнем, старался воспитать и отрасль добрую. Поэтому, когда он, волею Божиею и властию князя, взят был из Печерской обители на епископскую кафедру во Владимир, то с собою взял и Поликарпа. И здесь, побуждая его словом и примером к добродетельному житию, часто в беседах с ним рассказывал душеполезные предания, заимствованные им или из словесных рассказов или из писаний, о прежних святых черноризцах Печерских, как много они потрудились и Богу угодили, так, что на земле просияли чудесным нетлением своих мощей и на Небе получили нетленные венцы.

Все, слышанное от святого Симона о великом подвижничестве и Богоугодном житии Печерских иноков, он старался записать на пользу и прочим ищущим спасения.

Хотя впоследствии Поликарп телом и удалился от своего наставника Симона и опять возвратился в Печерский монастырь, но духовное единение между ними никогда не прекращалось. И в разлуке с ним Поликарп старался хранить в сердце наставления своего руководителя и быть близким к нему своим добродетельным житием. С другой стороны, и святой Симон не переставал и в разлуке поучать его своими посланиями, исполненными Богодухновенных наставлений и многих добродетельных примеров Печерских святых.

После блаженной кончины преподобного игумена Печерского Акиндина вся братия Печерского монастыря единодушно, единомышленно избрала своим игуменом преподобного Поликарпа как мужа святого, достойного и способного держать кормило правления святой великой Лавры Богородицы и преподобных основателей и устроителей ее святого Антония и Феодосия, в княжение в Киеве Ростислава Мстиславовича, при митрополите Киевском Иоанне.

Приняв начальство и управление великой Печерской Лаврой, Поликарп усердно старался сохранить в точности все уставы монастырские, переданные ей преподобным Феодосием. И был он искусным наставником и руководителем братии ко спасению. Многие из благородных и славных князей приходили к нему за советом и наставлениями и многих он побуждал и направлял к добродетельной жизни, а некоторые даже оставляли княжеские престолы и мирское житие, чтобы жить с ним и под его руководством в монастыре.

Так, известно, что киевский князь Ростислав Мстиславович, часто слушая беседы и наставления Поликарпа, принял за обычай: в Великий пост, всякую субботу и воскресение питал у себя за обедом 12 Печерских черноризцев, тринадцатым же игумена Поликарпа и, напитав их, отпускал, богато их одарив. Сам же князь еженедельно приобщался Святых Тайн, обливая лице свое горькими слезами покаяния во грехах. Князь этот неоднократно просил Поликарпа принять его иноком в свой монастырь, но святой Поликарп говорил ему: «Князь благочестивый! Бог повелел Вам жить так: творить правду, судить праведным судом и неизменно стоять в крестном целовании». Князь возражал: «Отче святый! Княжение в этом мире не может обойтись без греха и уже измучило и изнурило меня вседневными заботами и трудами, хотел бы я хоть немного в старости моей послужить Богу». Выслушав это, Поликарп сказал: «Если желаешь этого от сердца, воля Божия да будет». Князь, однако, не успел выполнить своего желания, но что оно было у него искренне и от сердца, это он доказал таким образом.

Началом и причиною добродетельной жизни этого князя был святой Поликарп, божественные наставления и беседы коего и особенно живой личный пример его неотразимо действовали на душу князя. Он не только братию иноческую привлекал своим примером к добродетели, но и мирских людей наставлял на путь спасения. Блаженный Поликарп дожил до глубокой старости и мирно почил в том же монастыре 24 июля 1182 года.

После смерти Поликарпа в Печерском монастыре некоторое время продолжалось безначалие, так как братия никак не могла выбрать себе игумена. Хотя в Лавре много было старцев, вполне способных и достойных принять сан игумена, но никто из них, вследствие смирения и кротости, не хотел принять на себя этот великий сан, предпочитая жить в полном повиновении и проводить время в уединенном богомыслии и молитве, чем управлять другими и развлекаться многоразличными заботами и внешними трудами.

И вот, во вторник, по звону колокола, вся братия собралась в церковь и стала молиться о нужде своей Господу Богу, Его Пречистой Матери и преподобным Антонию и Феодосию и новопреставленному своему игумену Поликарпу, чтобы сей последний открыл им, угоден ли он Богу, чрез указание лица взамен себя. И случилось нечто чрезвычайно дивное. Как бы по некоему велению свыше, многие из братии вдруг единогласно сказали: «Пойдем к Василию, благословенному иерею на Щековице, пусть он будет наш игумен и правит иноческим чином Печерского монастыря».

И, придя, все поклонились иерею Василию, говоря: «Мы, вся братия, иночествующая в Печерском монастыре, кланяемся тебе и хотим иметь тебя отцом и игуменом себе». Иерей же Василий в великом изумлении пал и поклонился им до земли и сказал: «Отцы святые, я держал в сердце лишь иночество, зачем же вы имели в виду мою худость для игуменства». Долго отговаривался он и только вследствие настоятельных и усердных просьб наконец согласился и пошел с ними в монастырь.

Управляя обителью, блаженный Василий все время был для всех образцом добродетелей во славу и честь небесному Наставнику и Начальнику пастырей, Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.


Источник:      Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Поздравления
Протоиерей Сергий Модестов: «Открывается образ восхождения человеческой души»
Должно делать добро ближним тайно
Преподобный Антоний Великий: Устав отшельнической жизни
Валаамский старец игумен Назарий: «Возьми иго на себя похвальное»
Святитель Иоанн Златоуст: Выписки
Инокиня Илария (Харченко), НА. Свердлова: Монастырь на "Ивановской горе"
«И случилось нечто чрезвычайно дивное»
Епископ Вениамин (Милов): В стенах Покровской обители
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам
Архимандрит Георгий (Тертышников): Дела, близкие сердцу русской женщины
С. П. Дорофеева: Об иконографической терминологии
А.П. Лебедев: Великий в малом
К.Е. Скурат: Святитель Филарет позвал
"Скорый на помощь"
Видение-вразумление
Вопросы читателям
Игумен Виссарион (Остапенко): Наставление духовным чадам


Публикация:
Журнал "Русский инок" декабрь 2007 г.
стр. 38
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011