На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Филарет Московский /святой, святитель,
Филарет Московский
святой
святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Выписки

Мысли о духовном

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см.: «Русский инок», 2008, январь-апрель)

 

Отношения с людьми

 

Обличать человека по своей воле едва ли нужно, разве сам он подаст случай сказать ему истину. Обличать за себя трудно, чтобы не примешалось самооправдание. Притом обличение может обратиться в неприятность другому человеку, чрез которого перешли речи. Не лучше ли помолиться только, чтобы Бог вразумил каждого смотреть на дело ближнего простым оком, без осуждения и подозрения?

 

***

Имейте мир со своей стороны; и не судите строго, если с другой стороны не довольно явственны выражения мира.

 

***

Не худо поставить щит против нападающего, но не надобно выставлять себя для стрел.

 

***

Входить в спор всегда нежелательно, и особенно когда неправый может наговорить более правого, не боясь быть остановлен и надеясь, в случае нужды, бранью и насмешкою убить соперника, которого не может ранить доказательством.

 

***

Мне кажется, врагов бывает мало, а более недоброжелательствующих по ошибочному пониманию людей и дел их.

 

***

На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь. Грязью грязи не смоешь.

 

***

Клевет бояться не должно, а брать против них осторожность нужно. Клеветы и учат осторожности, а осторожность делает бессильными клеветы.

 

***

Надлежало бы более трудности находить в том, чтобы судить людей, нежели в том, чтобы смотреть на них просто, как смотрят на колеблемые ветром дерева или на текущую реку; но, видно, и в том есть трудность, чтобы не судить.

 

***

Надобно учиться постепенно: сперва осуждать себя за осуждение ближних, потом удерживаться от осуждения словом, когда мысль на то подвигнется, далее удерживать самую мысль.

 

***

Кто довольно знает и судит себя, тому недосужно судить других.

 

***

Не бегайте упорно людей, между ними есть люди Божии.

 

***

Надобно стараться и добрые дела вести с осторожностью, чтобы впереди их не шло наше мудрование и наша воля.

 

***

В отношении к людям разных исповеданий надобно со всею свободой и силою открывать убеждение в достоинстве православного исповедания.

 

***

В обличении заблуждений и заблуждающих терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность так же нужны, как и ревность.

 

***

Легкого ветра легкомысленных слов человеческих не превращайте в бурю.

 

***

Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу, это тяжело. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер? Вниди в клеть твою и не слушай шума ветра.

 

***

Обхождение простое, мирное, спокойное, как без изысканной ласки, так и без ухищряемой холодности, полезно в отношении к немирным и не повредит мирным.

 

***

В уповании на Бога понесем трудности и сохраним наш мир, хотя бы не встречали его со стороны других. Да дарует же Господь и им возлюбить мир.

 

***

Сердиться не полезно. Гнев мужа правды Божия не соделывает. Можно гневом только произвести или увеличить раздражение другого, а привести в лучшее расположение можно только терпением и миром.

 

***

Духовный закон говорит, что надобно помочь ближнему и притом не оскорблять другого.

 

***

Правду говорить — дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя.

 

***

Надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда.

 

***

Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать, и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать.

 

***

Не судите, да не судимы будете, хотя бы казалось, что и не без причины осуждаете, потому что ближний своему Господеви стоит или падает.

 

***

Осуждением ближних много лишаем мы сами себя. Надобно сего беречься и заглаживать сие осуждением и укорением себя и молиться, чтобы Бог милостив был к тем, которых мы осудили, а к нам вместе с ними.

 

***

Старайтесь намерение и сердце ближнего понимать в хорошую, а не в худую сторону, тогда вы будете безопаснее от вредной погрешности, а он удобнее сделается лучшим.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
ОБРАЗ, ПРОЯВИВШИЙСЯ НА СТЕКЛЕ
ВСТРЕЧА С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ
Святитель Григорий Двоеслов: РЕЧЬ К НАРОДУ О ПРИЧИНАХ СМЕРТНОСТИ
Иеромонах Порфирий (Левашов): НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ЖЕНЩИН
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Святитель Иоанн (Максимович): ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков: СЮДА МОЖНО ПРИЙТИ С ЛЮБЫМ ВОПРОСОМ
Шурыгин А.Ю., иеромонах Модест (Панченко): «В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»
А.С. Алексеев: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Непридуманные рассказы
Вопросы читателям
Маргарита Ольховская: НЕ ИЩИТЕ ПОСЛУШАНИЕ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ
Игумен Виссарион (Остапенко): Ангел Божий, мой хранитель...


Публикация:
Журнал "Русский инок" май 2008 г.
стр. 23
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011