На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

«МЫ ПОЛУЧИЛИ ЕЩЕ ОДНИХ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ»

Предыдущая Следующая

 

Решение о причислении Глинских старцев к лику местночтимых святых было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года. Тогда, рассмотрев жизнеописания, чудеса и народное почитание Глинских старцев, члены Священного Синода постановили причислить тринадцать Глинских подвижников к лику святых преподобных отцов: игумена Филарета (Данилевского); схиархимандритов: Илиодора (Голованицкого), Иоанникия (Гомолко), Серафима (Амелина); архимандрита Иннокентия (Степанова); иеросхимонахов: Василия (Кишкина), Макария (Шарова); схимонахов Луки (Швеца), Архиппа (Шестакова), Евфимия (Любимченко); монахов: Феодота (Левченко), Мартирия (Кириченко), Досифея (Колченкова). 16 августа в ставропигиальном мужском монастыре Глинская пустынь состоялось историческое событие — прославление в лике святых Глинских старцев. Материалы по канонизации Глинских старцев отправлены в Священный Синод Русской Православной Церкви для рассмотрения на предмет всеобщего прославления.

 

Мы побывали в Глинской пустыни 16 августа, в день прославления Глинских старцев. Доехав до Курска, далее следовали на автобусе до монастыря. В пути мы молились, а потом смотрели фильм настоятеля московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) о старцах, живших в Псково-Печерской обители. Этот фильм заставляет задуматься над тем, как важны старцы в нашей жизни, как многому они могут научить на пути к Богу и какое счастье встретить их на своем пути и узнать волю Божию о себе. Мы ехали на чин прославления тринадцати старцев Глинской пустыни. Эти преподобные отцы — необъяснимая духовная сила и мощь, которые сосредоточены в одном месте — в Глинской пустыни.

По благословению архимандрита Антония, благочинного монастыря, после Божественной литургии мы побеседовали с Оксаной Коваленко, пресс-секретарем Глинской пустыни. Удивительно, как среди огромного скопления народа она нас нашла. «Монашеская жизнь в обители, — начала свой рассказ О. Коваленко, — возрождена в 1994 году. Прошло уже 14 лет с этого важного момента в истории Глинской пустыни. Три года назад наместником монастыря назначен епископ Васильковский Лука. 7 мая он был возведен в сан архиепископа, управляющего Конотопской и Глуховской епархией, а на следующий день после этого Священный Синод принял решение о канонизации Глинских старцев. Все это время, будучи наместником, владыка и братия трудились в деле подготовки к канонизации старцев».

По некоторым данным, прославление Глинских подвижников должно было состояться еще в дореволюционной России. Но Господь устроил иначе. Глинская пустынь была страшно разорена, мощи же старцев сохранялись до сегодняшнего дня под землей, поэтому не были поруганы в советское время и теперь явлены миру.

Наместник монастыря архиепископ Лука с радостью говорит, что это событие имеет огромное историческое событие для православных: «Тринадцать Глинских святых — наши соотечественники. Их монашеский и молитвенный подвиг служения Богу и людям укрепляет веру современных христиан. С канонизацией Глинских подвижников мы получили еще одних небесных покровителей нашего края. Чин прославления Собора Глинских старцев стал торжеством, которое ярко засвидетельствовало о том, что Церковь живет и развивается, выполняя свою святую миссию.

В церковной жизни нашего региона не было события подобного масштаба. Сегодня обретены мощи девяти из тринадцати канонизированных старцев. Больше двух лет мы планомерно занимались этим. Трудность состояла в том, что монастырь был практически разрушен, от монастырского кладбища тоже мало что осталось. Чтобы избежать ошибок, изучали много документов, искали бывших насельников обители, которые могли указать могилы старцев. Свои знания и опыт в полной мере проявил опытнейший археолог и известный в Украине поисковик Юрий Коваленко».

В этот день Божественная литургия была совершена на площади перед братской трапезной, там был установлен временный алтарь. Когда-то здесь стоял Рождество-Богородицкий собор. Богослужение возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, священноархимандрит Глинской пустыни. Владыке сослужили архиепископы: Ровенский и Острожский Варфоломей, Херсонский и Таврический Иоанн, Конотопский и Глуховский Лука, наместник Глинской пустыни, епископы: Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Александрийский и Светловодский Пантелеймон, Бердянский и Приморский Елисей, Нежинский и Прилуцкий Ириней, Сумской и Ахтырский Иларий, Переяслав-Хмельницкий Александр, а также многочисленное духовенство.

Во время богослужения были оглашены выписка из журнала заседаний Священного Синода Украинской Православной Церкви с постановлением о прославлении Глинских старцев в лике местночтимых святых и краткие жизнеописания Глинских подвижников. Под пение тропаря Глинским святым из алтаря вынесли икону Собора преподобных отцев Глинских. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир совершил первое молитвенное поклонение перед иконой и святыми мощами подвижников. Он сердечно поздравил всех со знаменательным событием в жизни Церкви.

За Божественной литургией в этот торжественный день причащались несколько тысяч человек. А всего в пустыни собралось около семи тысяч паломников из Украины, России, Белоруссии, Польши, Греции, Великобритании, разделивших радость торжества с братией Глинской пустыни. Приезжали целыми приходами. После Литургии народ не расходился, и буквально все пространство монастыря было занято людьми. Многие приехали семьями с маленькими детьми. Вот из храма в сторону настоятельского корпуса идет схиархимандрит Илий, старец Оптиной пустыни. К нему подходит молодой человек и спрашивает, какой жизненный путь ему выбрать, поступать ли в семинарию.

«Как только стало известно о дате прославления Глинских старцев, — рассказывает О. Коваленко, — в монастыре начали думать, как принять большое количество паломников. Многие хотели приехать накануне, чтобы помолиться за всенощном бдением. Принять огромное количество паломников в стенах обители возможности не было. По благословению наместника, у монастыря был разбит палаточный лагерь, созданный силами военных. Таким образом паломники могли переночевать. В обители было организовано горячее питание».

На прославление Глинских старцев приехали насельники различных монастырей. Нам удалось поговорить с некоторыми из них. Настоятель Благовещенского монастыря в Киеве архимандрит Варлаам назвал прославление Глинских старцев своего рода торжеством Православия. Он бывал в Глинской пустыни после ее закрытия и видел, как она была страшно поругана. «Даже слово "Глинская", — делится своими воспоминаниями отец Варлаам, — власти пытались изъять из употребления. Для меня Глинская пустынь как Родина в большом понимании этого слова».

В деле прославления Глинских старцев приняли свое посильное участие сестры Путивльского Молченского женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который находится недалеко от Глинской пустыни. «Господь сподобил нас, — говорит одна монахиня этой обители, — готовить облачения для святых мощей преподобных отцов Глинских».

Протоиерей Александр Чурочкин, руководитель духовно-просветительского центра при подворье Глинской пустыни, дал интервью нашему журналу. По благословению владыки Луки он совершает богослужения в монастыре.

«Дело прославления Глинских старцев продолжается, — сказал отец Александр. — Сейчас прославлено 13 старцев, всего же, думаю, будет канонизировано около 20 старцев Глинской пустыни».

На вопрос, как шла подготовка материалов к канонизации, протоиерей Александр ответил: «Царство Небесное и вечная память схиархимандриту Иоанну (Маслову), который всю жизнь свою положил на алтарь служения ближним. Он по крупицам собирал столь необходимые для нас сейчас жизнеописания Глинских старцев, основываясь на архивных документах, воспоминаниях, ранее опубликованных работах. Отец Иоанн был насельником Глинской пустыни при тех Глинских подвижниках, которые восприняли дореволюционную монашескую традицию. Как никто другой, схиархимандрит Иоанн мог осветить монашеский подвиг Глинских старцев».

Сейчас обретены мощи девяти преподобных отцев Глинской пустыни: Филарета (Данилевского), Илиодора (Голованицкого), Иоанникия (Гомолко), Серафима (Амелина), Иннокентия (Степанова), Василия (Кишкина), Макария (Шарова), Архиппа (Шестакова), Феодота (Левченко). В день прославления святые мощи стояли под открытым небом перед временным алтарем. Нескончаемая очередь шла к ним. В конце дня мощи святых угодников были перенесены в Никольский храм, где и пребывают.

Люди с благоговением прикладывались к мощам новопрославленных святых, прикладывали к ним иконы с изображением преподобных отцов Глинской пустыни. Паломники рассказывали, что у мощей преподобного Иннокентия чувствовали тонкое благоухание. Одна женщина, дежурившая у мощей, поведала о чуде исцеления. Когда поднимали мощи одного из старцев, на дно могилы опустили больного ребенка. После этого он выздоровел.

Отцом Александром составлена служба новопрославленным Глинским старцам. Текст передан на рассмотрение в Священный Синод. Написана икона «Собор преподобных старцев Глинских».

«Канонизации старцев, — делится радостью отец Александр, — сопутствовали чудесные события. Из Глинского патерика нам известно, что в начале XX века настоятелем Глинской пустыни был преподобный Иоанникий (Гомолко). Претерпевая неправедное гонение, он покинул обитель. Отец Иоанникий уходил во время разлива рек. Осенив воду крестным знамением, он пошел по реке, как по суху. Этим чудом настоятель явил свою невиновность. С тех пор его больше никто из братии не видел, его дальнейшая судьба была неизвестна. Теперь мы знаем о нем следующее. По Промыслу Божию архимандрит Антоний, нынешний благочинный пустыни, совсем недавно, пребывая в России, узнал от одной рабы Божией, что в окрестностях города Рыльска Курской области похоронен монах Глинской пустыни схиархимандрит Иоанникий. Сопоставление сведений о жизни этого монаха с данными архива и послужных списков позволило сделать вывод, что это тот самый отец Иоанникий. Выяснилось, что последние годы своей жизни он проживал в России, в затворе, в доме одной благочестивой семьи. Она имела хороший достаток, но по молитвам старца ее не раскулачили, все дети были хорошо устроены. Когда материалы для канонизации отца Иоанникия передали на рассмотрение в Священный Синод Украинской Православной Церкви, чудесным образом были обретены его мощи.

Во время строительства нового Никольского храма на месте бывшего Успенского собора были найдены различные захоронения. Среди них археологи нашли мощи, в которых все позвонки были сросшимися, что является признаком того, что человек долгое время находился без движения. Так были обретены мощи схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), который последние годы был прикован к постели. Меньше года назад глуховский археолог Коваленко обнаружил могилу преподобного Архиппа (Шестакова)».

Мощи преподобного Василия (Кишкина) находятся в Площанской пустыни Брянской епархии. Как рассказал его потомок Николай Кишкин, до разорения Площанской пустыни на могилку к отцу Василию в дни его памяти приезжали до пяти тысяч человек. Казначей Площанской пустыни, работая в различных архивах, составил житие преподобного Василия.

Отец Александр рассказал о чудесах новопрославленных святых: «С преподобным Серафимом (Амелиным) связаны чудеса, происходившие еще при его жизни. Будучи немощен, он почти не покидал свою келью. Однако братия видела его ходившим по обители. Однажды монахи перебирали картошку, один встал и поклонился. Его спросили, кому ты поклонился, а он отвечает: «Отец Серафим прошел». Такие чудеса происходили полвека назад. Преподобный Иннокентий (Степанов) исцелял больных прикосновением».

М.М. Плохих, руководитель паломнического центра «Коренная», рассказала: «О Глинских старцах я узнала в 2000 году от владыки Иувеналия, бывшего правящего архиерея Курской епархии, сейчас находящегося на покое. Он раздал нам «Глинский патерик». Когда читала патерик, словно сроднилась со старцами. Стала поминать их на панихидах. Поистине Глинская пустынь — рассадник монашества. В том же году на Крещение мы с учащимися православной гимназии побывали в Глинской пустыни. Помню: морозная ночь, кругом снег, мы по вытоптанной узенькой тропе пробираемся к реке, в которой потом окунались. Исповедовал нас тогда игумен Иувеналий из Почаевской Лавры. И теперь снова, милостью Божией, приехала в Глинскую пустынь, на торжества прославления старцев. В нашем паломническом центре многое связано с Глинскими старцами. Мы раздаем Глинские календари, книги о Глинской пустыни и ее подвижниках».

Матушка Фотиния Филина узнала о Глинской пустыни от своего духовника игумена Андрея (Машкова) в 80-е годы прошлого века. После войны отец Андрей пришел молодым в эту обитель, жил там до ее закрытия. До конца своих дней он жил надеждой, что Глинская пустынь вновь откроется, и он пойдет туда. Матушка Фотиния всю жизнь мечтала поехать в Глинскую пустынь, и когда ей накануне позвонили и пригласили посетить обитель в день торжеств, она сразу же согласилась. «Общение со старцами, — говорит матушка Светлана, — дает ту необходимую закваску, которая направляет христианина в его поступках, помогает держаться заповедей Божиих».

Что изменится в обители с момента прославления старцев? Говорит отец Александр: «Прославление Глинских старцев, будем надеяться, ускорит возрождение духовной жизни обители в той мере, какой она была когда-то. Быть может, увеличится количество братии. Насельники обители могут уповать на молитвенную помощь Глинских старцев в своем монашеском труде. При созерцании живых образцов богоугодной жизни в сердце инока укрепляется вера во Христа и надежда на возможность уподобляться Богу, к чему призван каждый христианин. Братия может в любой момент обратиться за духовным укреплением к святым старцам, прославленным своей богоугодной жизнью теперь не только на небе, но и на земле».

Мы пробыли в обители несколько часов. Почти все это время ушло на фотосъемку и интервью. Когда оставалось несколько минут до отъезда, вдруг пришло осознание, что так не хочется покидать стены обители. Напоследок взяли благословение у отца Антония и со светлой грустью сели в автобус — с надеждой, что снова будем здесь, у мощей Глинских старцев.

 

Н.А. Свердлова

Фото автора

 


Источник:      Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
Поздравления
архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков, С.Г. Горбунов: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Протоиерей Александр Шаргунов: СВЕТ ЭТОТ ОСТАЕТСЯ ВСЕГДА
Н.В.Маслов: НЕЗЫБЛЕМЫЙ ФУНДАМЕНТ ЦЕРКОВНОГО УЧЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ЧТЕНИИ
Преподобный Исаия Отшельник: Мысли о духовном
ВСТРЕЧА В ПАЛОМНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «БАТЮШКА МУДРО НАПРАВЛЯЛ МЕНЯ»
Монах Сергий (Копылов), В.М. Вальков: ПРЕССА ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬ
Игумения Евдокия (Левшук), Н.А.Свердлова: БОЛЬШОЙ УРОК
В.М. Вальков: ПО УСТАВУ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ
Протоиерей Константин Буфеев, Я. Алексеенко: «УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»
Н.А. Свердлова: «МЫ ПОЛУЧИЛИ ЕЩЕ ОДНИХ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОЛДАТИК, ДАЙ ХЛЕБУШКА!
Игумения Парфения: К ХРИСТИАНИНУ
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.
стр. 63
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011