На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Слово учредителя

ПРЕДАННОСТЬ НЕБЕСНОМУ И ЗЕМНОМУ ОТЕЧЕСТВУ

Предыдущая Следующая

 

В истории нашего Отечества есть памятные даты, которые особенно дороги сердцу православного русского человека. Одна из них, к нашей радости, с недавних пор отмечается в России как большой общегосударственный праздник. Это 4 ноября — день изгнания из Москвы польских интервентов в 1612 году. В память об освобождении столицы Русского государства от иноземных захватчиков, жаждавших окатоличивания Руси, в этот знаменательный день было установлено празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы — одной из величайших святынь Русской Православной Церкви. Во время сражения за Москву Казанский образ Богоматери находился в ополчении Минина и Пожарского. Сама Матерь Божия распростерла тогда Свой благодатный Покров над русским воинством, над всей землей нашей, исстрадавшейся от набегов завоевателей и от внутренних нестроений смутного времени.

Через четыре года мы будем праздновать 400-летие освобождения Первопрестольного града Москвы от польского владычества. Подготовку к этому великому юбилею следовало бы начинать уже сейчас. Наша обязанность — во всей полноте раскрыть правду о событиях того времени, об угрозе русскому народу и отеческой вере, которую несли захватчики, о ведущей роли Церкви, монастырей и монашества в защите родной земли и православных святынь от католической агрессии.

Из документальных свидетельств известно, что польские интервенты строили далеко идущие планы не только в военной и политической, но и в духовной области. В их замыслы входило отстранение русского духовенства и всех ревнителей истинного Православия от какого бы то ни было влияния на государственные дела в России. Царя предполагалось окружить католиками и униатами. Бояр и других высокопоставленных лиц поляки намеревались склонять к переходу в католичество или униатство, поощряя их за это повышением по службе и разными льготами. Россия должна была покрыться сетью костелов, католических и униатских школ. На высокие церковные должности планировалось назначать священнослужителей, благосклонно относящихся к унии с католиками.

Казалось, что поработители не так уж и далеки от воплощения своих замыслов в жизнь. В первые месяцы 1612 года положение в стране было критическим. Россия лишилась законной власти. Вся западная часть ее территории оказалась в руках неприятелей. В московском Кремле хозяйничали поляки и их приспешники. По городам и весям рыскали шайки разбойников. Население страны сократилось вдвое. Создавалось впечатление, что Русское государство обречено на гибель.

Но в годы смуты на всю страну прозвучал голос священномученика Ермогена, Святейшего Патриарха Московского и всея России. В своих грамотах, рассылавшихся по Руси, Первосвятитель указывал на опасность, исходящую от поляков и других завоевателей, обличал изменников и призывал русских людей встать за православную веру. Патриотические воззвания писал и рассылал по стране и преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Подвиг служения Отечеству принял на себя келарь Троицкой обители Авраамий Палицын, прибывший к стенам Москвы вместе с ополчением Минина и Пожарского.

Иноки Троице-Сергиева монастыря, возглавляемые архимандритом Иоасафом, проявили истинный героизм в дни 16-месячной осады монастыря польскими войсками. Неимоверные страдания выпали на долю защитников обители. Иноки гибли от вражеских обстрелов, от голода и болезней, но врага в монастырь не пустили. На требование поляков о сдаче монахи смело ответили: «Есть ли польза возлюбить человеку тьму больше света и променять истину на ложь, честь на бесчестие и свободу на горькое рабство? Как же оставить нам вечную, святую, истинную православную веру и... покориться новым еретическим законам отступников от христианской веры?» Троицкие монахи жертвовали всем, что у них было, для спасения Родины. Защитников Троице-Сергиева монастыря укреплял сам его основатель. Преподобный Сергий несколько раз являлся участникам обороны.

Пономарь Иринарх видел, как Преподобный Сергий ходил по ограде монастыря и кропил ее святой водой. В тяжелые дни осады игумен земли Русской дважды являлся архимандриту Иоасафу, когда тот дремал. «Встань, не скорби, — сказал Преподобный, утешая его, — но в радости вознеси молитвы, ибо о всех вас молится Богу Пресвятая Богородица». В новом видении основатель Троицкой обители сообщил пономарю Иринарху, что послал в Москву за помощью трех всадников — своих учеников Михея, Варфоломея и Наума. Так Преподобный поднимал дух защитников обители, превратившейся в неприступную крепость. Игумен земли Русской не раз являлся и врагам, осаждавшим монастырь, и предрекал им неминуемую гибель.

На битву с захватчиками бойцов ополчения Минина и Пожарского благословил другой великий подвижник — преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Именно от стен Спасо-Преображенского монастыря, где он подвизался, ополченцы выступили в свой освободительный поход. Перед крестом они давали обет победить врага и вызволить Русь из беды. Преподобный Иринарх горячо молился об успехе войска Минина и Пожарского.

Молитвами святых угодников Божиих, молитвами всех православных людей Русь была спасена. Изгнание поляков увенчалось избранием на царство Михаила Феодоровича Романова.

Подвиг освободителей Руси от польских захватчиков на протяжении веков служил вдохновляющим примером верности Православию и родному Отечеству для многих поколений русских людей. Когда двумя столетиями позже в нашу страну вторглись наполеоновские войска, император Александр Первый издал (написанный адмиралом А.С. Шишковым) манифест, в котором освободители Москвы от поляков провозглашались образцом для подражания. «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина, — говорилось в этом обращении императора. — Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют».

Да научит и нас преданность героев 1612 года Богу, небесному и земному Отечеству стойкости в испытаниях и твердости в защите православной веры.

Да поможет нам их пример в воспитании добрых чад Церкви Христовой, истинных патриотов России.

 

Н. В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

магистр богословия, доктор педагогических наук

 


Источник:      Журнал "Русский инок" декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: ПРЕДАННОСТЬ НЕБЕСНОМУ И ЗЕМНОМУ ОТЕЧЕСТВУ
Поздравления
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев): «ВЕЛИКАЯ БЛАГОЧЕСТИЯ ТАЙНА»
Святитель Ростовский Димитрий: ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ НЕ УНИЧТОЖИЛ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ
Преподобный Исаия Отшельник: ПРЕПОДОБНЫЙ ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК
Н.В.Маслов: БЫТЬ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В.М. Вальков: ОКНО В МИР НЕВИДИМЫЙ
Иеромонах Авель (Усачев), В.М. Вальков, И.А. Колсанова: «МЕНЯ ПРИГЛАСИЛ МИТРОПОЛИТ СИМОН»
ГОСТИ ДРЕВНЕГО МОНАСТЫРЯ
О.В. Шангина: ГОЛОС ВЕЛЕЛ ИДТИ НА СИНИЧЬЮ ГОРУ...
Н.А. Свердлова: ДУХОВНЫЙ СТЕРЖЕНЬ - МОЛИТВА
А.С. Бочков: НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
«ДОБРЕЙ ЕГО РАЗВЕ ТОЛЬКО МАТЕРЬ БОЖИЯ»
Схиигумен Савва (Остапенко): ВСЕ Я С ГОСПОДОМ МОГУ!
ВАШ ЖУРНАЛ ПОМОГАЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ВОПРОСАХ
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" декабрь 2008 г.
стр. 8
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011