На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Панин А.Н.
Заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ

Предыдущая Следующая

 

Примерно в IX — X веках территорию современного Богородского района Московской области заселили славянские племена. Крупное поселение славян находилось на месте обширного лесного массива на берегу реки Вори у Стромынского тракта. Это живописное место, могучий лес над рекой, глубокие карстовые пещеры привлекали избравших монашеский образ жизни.

Сегодня у нас нет достоверных сведений о том, когда именно поселились здесь монашествующие и кто был основателем Николаевской Берлюковской пустыни. Вероятнее всего она ведет свою историю с конца XII — начала XIII века.

Обитель Святителя Николая Чудотворца возникла при пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего в то время в монастыре было два храма: пещерный во имя святого Иоанна Предтечи и церковь Святителя Николая Чудотворца, построенная на том месте, где стояли сброшенные языческие истуканы. Рядом располагалось поселение Берлино, поэтому вначале обитель получила название Свято-Николаевской Берлинской пустыни (впоследствии Берлюковской).

В начале XVII века Божиим попущением Святую Русь постигло нашествие иноплеменников, отягченное внутренней смутой. Казалось, страна обречена на гибель, но из подвалов московского Чудова монастыря раздался призыв Патриарха Гермогена к спасению Отечества. Призыв был обращен ко всем русским людям. Сила духа победила. Страна была освобождена, воцарилась династия Романовых.

На крутой берег Вори из разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря пришел иеросхимонах Варлаам. По преданию, это произошло около 1606 года. Была им сооружена деревянная часовня, в которую перенесли древний образ Святителя Николая Чудотворца. После ухода польско-литовских завоевателей сюда вернулись и монашествующие из Берлюковской пустыни. Пришлось строить заново и монастырь, и поселение, которые были сожжены и разорены захватчиками. Господь благословил намерение отца Варлаама возвести новую церковь. Его стараниями и при содействии местных жителей был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Вскоре иеросхимонах Варлаам отошел в вечность.

В октябре 1731 года строителем пустыни стал иеромонах Иосия (Самгин). Он происходил из древнего купеческого рода. В 1708 году отец Иосия поступил в Саровскую пустынь и в 1711 году принял в ней постриг. Это был истовый аскет и бесстрашный защитник Православия. Он всегда ставил в пример преподобных отцов Киево-Печерских и их твердость в вере. Отец Иосия находился в общении с московскими юродивыми, жившими при дворце царицы Прасковьи Феодоровны.

Правление императрицы Анны Иоанновны отличалось преклонением перед всем иностранным. Отец Иосия бесстрашно обличал это поветрие: «Ныне, как видно, почитай, многие знатные персоны в научения странна и различна уклонилися». Несмотря на запреты, он совершал и пострижение в монашество, не отказывая желающим воспринять ангельский образ. Отец Иосия говорил: «Что на то смотреть, что ныне указами постригать запрещено. То тверже нам, что в Евангелии написано: грядущаго ко Мне не измену вон». В апреле 1734 года иеромонах Иосия был отрешен от должности и выслан на Камчатку на вечное поселение. Вместе с ним подверглись высылке несколько человек из братии Николо-Берлюковской обители. Остальные были распределены по другим монастырям, а пустынь закрыта высочайшим указом. Незадолго до этого один из насельников Берлюковской обители сказал: «Бог милостив, иногда по падении будет и возстание, да еще такое, что паче прежнего».

15 марта 1779 года указом Московской Духовной Консистории обитель была вновь открыта и утверждена как заштатная. Строителем пустыни стал иеромонах Иоасаф, человек строгой, подвижнической жизни. 17 сентября 1779 года митрополит Московский Платон (Левшин) направил предписание строителю Иоасафу, указав, что ему следовало сделать. Он просил возводить все строения из камня и прилагать все усилия к широкому возобновлению обители.

В 1786 году в обители был разобран старый храм во имя Святой Троицы и заложен новый по плану, начертанному лично Преосвященным Платоном. Собор был быстро отстроен и освящен митрополитом, приславшим для него из Москвы книги и утварь. В 1787 году к пустыни была приписана часовня во имя Николая Чудотворца в Москве на Немецком рынке в Елохове.

1 апреля 1794 года строитель Иоасаф отошел в вечность. Провожал его в путь владыка Платон. 28 августа 1796 года митрополит посетил пустынь и освятил памятник над могилою старца.

Дело отца Иоасафа продолжил его родной брат — новый строитель иеромонах Николай (1794 — 1806), стараниями которого были построены каменная ограда вокруг обители с каменными вратами и братская трапезная.

Последующие годы не оставили большого следа в архитектуре обители, но это был крайне важный духовный этап. Его название — «Пешношский период». По благословению митрополита Платона в течение этого периода строителями пустыни были иеромонахи из Николаевского Пешношского монастыря. Первый из них отец — Пахомий (1806 — 1811), старец высокодуховной жизни, беседовавший о вопросах веры с императором Александром Благословенным. Именно настоятель Пахомий благословил монашествующих поселиться в берлюковских пещерах и положил тем начало новому периоду пещерной жизни при обители.

Строитель Иоанникий (1811 — 1827) спасал монастырское добро от французских захватчиков в войну 1812 года и дал свое благословение на устройство в стенах обители лазарета для раненых воинов. Он установил проведение постоянных молебнов о даровании победы русскому воинству. Отец Иоанникий отличался большим смирением и строгим аскетизмом. Следующий настоятель — иеромонах Николай (1827 — 1828) — славился духовной мудростью и рассудительностью, к нему с уважением относился Преосвященный Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.

28 марта 1828 года настоятелем обители стал постриженник и бывший казначей Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. 24 мая 1829 года произошло обретение великой святыни — чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». По молитвам у этого образа исцелилась слепая женщина Татьяна Ивановна Кузнецова. 16 июня 1829 года было совершено торжественное перенесение чудотворной иконы крестным ходом из хлебни в Троицкий храм. Перенесение состоялось при многочисленном стечении народа и при звоне всех монастырских колоколов.

29 июля 1829 года на должность настоятеля пустыни был назначен иеромонах Венедикт (Протопопов). Будучи человеком решительным и деятельным, отец Венедикт сумел приобрести доверие митрополита Филарета, монастырской братии и окрестных жителей. Время настоятельства отца Венедикта стало эпохой крупного строительства в монастыре. В 1832 — 1833 годах в Москве, за Большим Каменным мостом, была выстроена новая каменная часовня с каменным корпусом, при которой возникло монастырское подворье.

В 1834 году, после опустошительных пожаров в городе Бо-городске, граждане прибегли к заступничеству небесному и просили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил сделать это, и икона участвовала в большом крестном ходе 1 октября 1834 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Так было положено начало Берлюковским крестным ходам.

С августа 1835 года в пустыни начинается строительство соборного храма во славу чудотворного образа Спасителя. Инициатором, благодетелем и меценатом строительства выступает московский купец Афанасий Емельянович Щекин. С благословения митрополита Филарета иеромонах Венедикт выпустил «Воззвание к православным христианам, любящим благолепие храмов Господних», в котором говорилось «…Довольное число чудес привлекает богомольцев из Москвы и других весей и городов... решаюсь приступить к построению новаго Соборнаго Храма во имя Христа Спасителя, лобзаемого Иудою... Малы зерна пшеницы, но из совокупности многих из них составляется хлеб...». Во время строительства храма отец Венедикт благословляет ношение чудотворной иконы по всем местным уездным храмам для того, чтобы все желающие могли поклониться сему образу.

В 1828 году в пустынь пришел Макарий, бывший крепостной московских купцов Куманиных, за добрую жизнь отпущенный на волю. В 1837 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий, а 9 марта 1841 года в Троицком храме пустыни — в схиму с наречением имени Макарий. Духовный советник настоятеля Венедикта, схимонах Макарий много потрудился на строительстве Храма Христа Спасителя. Он знал многих представителей купечества в городе Москве. Эти знакомства способствовали большим пожертвованиям на строительство. Многие представители старинных династий вступили в братство пустыни. В свободные часы отец Макарий копал пещеры на берегу над рекой Борей. Там схимонах Макарий чудесно обрел святой источник, устроил несколько келий и последние годы жизни часто там находился. Много людей приходило к нему за советом, всех он принимал, утешал, наставлял. Скончался схимонах Макарий 1 апреля 1847 года.

24 июня 1856 года последовал указ Московской Духовной Консистории: «В строители Берлюковской пустыни назначен Гефсиманскаго скита иеромонах Парфений». Так Промыслом Божиим настоятелем монастыря стал один из величайших духовных писателей XIX столетия, мыслитель, схимник и делатель умной молитвы, путешественник, паломник, странник Христа ради, проповедник.

Отец Парфений принял монашеский постриг на Афонской Горе с именем Памва, а в 1841 году — схиму с именем Парфений. На Святой Афонской Горе он был учеником и собеседником великих старцев — иеросхимонахов Арсения и Иеронима, по благословению которых жил и трудился в русском Пантелеимоновом монастыре. В 1843 году побывал в Иерусалиме, Палестине и Константинополе. Много и плодовито потрудился отец Парфений на благо устроения Берлюковской пустыни. Он занимался в обители переплетными работами, устроил иконописную мастерскую, учил братию колокольному звону, писал книги и апологетические сочинения. В 1858 году началось строительство при пещерах келейного корпуса для братии. Отец Парфений привел в порядок ризницу и библиотеку обители, организовал в пустыни обучение греческому языку, колокольному звону.

 

А.Н. Панин, заместитель директора фонда

«Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»

(Окончание следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" январь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
ОБРАЩЕНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Н.В.Маслов: ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ
Новости
Поздравления
Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин): «СОЛНЦЕ ПРАВДЫ ОЗАРИЛО ЗЕМЛЮ»
Архимандрит Борис (Холчев): ЧТО В НАШЕМ СЕРДЦЕ?
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ
Н.В.Маслов: ВРОДЕ БЫ КОРОТКАЯ ФРАЗА...
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
Архиепископ Бориспольский Антоний: С ЧУВСТВОМ БРАТСКОГО ЕДИНСТВА
Игумен Мефодий (Илюточкин), Я.С. Алексеенко: НАШ ПРИХОД - СЕЛЬСКИЙ
Игумен Георгий (Хлебников), В.М. Вальков: «НЕ ПРОСТО ТАК СЕЙЧАС МОНАСТЫРИ ОТКРЫВАЮТСЯ...»
А.Н. Панин: НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ
ЧАСТИЧКА СВЯТОЙ РУСИ
«БЛАГОДАРИТЬ НАДО НЕ МЕНЯ...»
Архимандрит Софроний (Сахаров): «ПОЙТЕ ВО СМИРЕНИИ И ЛЮБВИ»
Святитель Григорий Богослов: ТРУДИСЬ НАД ОЧИЩЕНЬЕМ ЖИЗНИ СВЯТО
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь 2009 г.
стр. 61
01.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011