На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастыри наших дней

НА ЦЕРКОВНОЙ ГОРКЕ

Предыдущая Следующая

 

Проезжая по проспекту Мира в районе Всероссийского выставочного центра, среди современной городской многоэтажной застройки можно увидеть расположившийся на возвышенности старинный высокий храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно парят над городской суетой его купола и золотые кресты, устремляя сознание наблюдателя к вечности. В храме и окружающем его пространстве есть что-то таинственно-притягательное: величественность, богатое убранство, бесконечное разнообразие человеческих судеб...

Обратимся к истории храма.

Храм построен в 1676 — 1682 годах по указу царя Алексея Михайловича в его дворцовом владении — селе Алексеевском, мимо которого проходила дорога в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Храм входил в комплекс царского деревянного «путевого дворца» на пути паломников в обитель Преподобного Сергия. В храме, в юго-западной и северо-западной частях, есть особые молельные комнаты для царской семьи: одна из них — летняя, а другая — зимняя с изразцовой печью. После возведения храма ближайшая округа получила название Церковной горки.

Рядом находился каменный храм во имя небесного покровителя царя преподобного Алексия, человека Божия, сооруженный в 1647 году во владении княгини Д.Т. Трубецкой в селе Копытово, перешедшем в дворцовую собственность в 1670 году с новым названием Алексеевское. К XIX веку храм обветшал и в 1824 году был разобран, разобран был и «Путевой дворец».

В начале XIX века Тихвинский храм пришел в упадок. В 1812 году наполеоновские солдаты устроили в главном храме хранилище провианта, а в трапезной — конюшню. В 1824 году храм был отремонтирован, стены расписаны и сооружена колокольня. В конце 1840-х годов был разобран потолок трапезной, и она стала одноэтажной. От верхнего этажа сохранились хоры со старинными люстрами вдоль южной, западной и северной стен. Длина храма от притвора до стены апсиды — 37 метров. Храм вмещает до трех тысяч человек.

Двухэтажный храм, декорированный в стиле «русское узорочье», удивительно красив. Нижний этаж — окружен открытой аркадой. Верхний этаж — высокий куб, увенчанный пирамидой кокошников и пятью главами с кокошниками. Он окружен широким гульбищем, с которого открывается вид на Алексеевское кладбище. На кладбище верующие ухаживают за могилами благочестивой старицы схимонахини Никодимы (Деминой) и местночтимого подвижника иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина).

Главный иконостас храма — пятиярусный, середины XVIII века, в XIX веке иконы иконостаса записаны новыми композициями. Роспись в интерьере и внутреннее убранство — конца XVIII - середины XIX века. На внутренних стенах храма — фрески с изображением сюжетов из Ветхого и Нового Завета, житий Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Николая Чудотворца. Интерьер трапезной украшен медальонами с изображением пророков и евангелистов. На вершине главного купола храма установлен крест, завершаемый царской короной.

После революции храм не закрывали. В 1922 году из него было изъято свыше 6 пудов серебряных и золотых церковных украшений и утвари.

В храме много великих святынь, создающих особую духовную атмосферу: чудотворная Тихвинская икона Божией Матери византийского письма, великая святыня града Москвы — «Истинный образ и мера Святого Гроба Господня, что в Святом граде Иерусалиме», чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума» начала XVIII века, чтимые образы «Казанская», «Целительница», чтимый образ святого мученика Трифона с частицей его мощей — вклад игумена Серафима (Третьякова), икона преподобного Алексия, человека Божия, предположительно принесенная из одноименного храма в селе Копытово в XVII веке, многочисленные иные старинные иконы и мощевик с частицами мощей различных святых. В интерьере зимней царской молельни рядом с изразцовой печью находится чудной красоты деревянный подсвечник XVII века — свидетель молитв царской семьи.

При храме действуют воскресная и певческая школы для детей, библиотека, проводятся огласительные беседы. Во всем чувствуется забота о прихожанах. Среди маститых старцев и представительных прихожан среднего возраста — много одухотворенных лиц молодежи.

По воскресным и праздничным дням в храме совершают две Литургии.

На службе всегда многолюдно, исповедуют и причащают одновременно несколько батюшек. Особенно много исповедников стоят в очереди к настоятелю храма митрофорному протоиерею Аркадию Тыщуку. По тому, как прихожане хотят обязательно получить благословение отца настоятеля, видно, что протоиерея Аркадия любят и почитают.

Протоиерей Аркадий любезно согласился рассказать читателям нашего журнала о храме, о своем пастырском опыте.

«Храм Тихвинской иконы Божией Матери пятипрестольный: главный престол — в честь иконы Божией Матери «Тихвинская», другие престолы: во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Преподобного Сергия Радонежского, мученика Трифона и преподобного Алексия, человека Божия. Известен как Алексеевский храм, так как строительство его было задумано царем Алексеем Михайловичем. Это сейчас, при наличии метро, центр города и Кремль рядом, а тогда здесь был дремучий лес. Царь в карете ехал в Сергиев Посад на богомолье, делал остановки, отдыхал, недалеко отсюда было село Копытово (впоследствии Алексеевское) с небольшим однопрестольным храмом во имя преподобного Алексия, человека Божия. Сразу после завершения строительства этот храм называли «царским». Рядом был построен деревянный дворец, была галерея, соединяющая дворец и храм. Царь любил этот храм, до освящения его он не дожил, преемник его — царь Феодор — храм посещал регулярно.

В наши дни Тихвинский храм известен и любим москвичами. Его любил посещать Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. Его, еще мальчика, благочестивые родители привозили сюда, поскольку здесь придел преподобного Алексия, человека Божия. В течение пятидесяти лет Патриарх много раз бывал в нашем храме и служил: здесь он служил епископом, архиепископом, митрополитом. Когда он уехал на Ленинградскую кафедру, мы всегда ждали его и несколько лет никого не приглашали. Вскоре митрополит Алексий был возведен на Патриарший престол, вернулся и вернул нам свое благоволение: он опять посещал наш храм, для нас это было счастьем неописуемым. И если была такая возможность, приезжал сюда дважды в год. И это в Москве, где столько храмов. Я не знаю, как надо Богу молиться, чтобы Господь посылал нам такое. Святейший Патриарх служил иногда два раза: 30 марта, на память Алексия, человека Божия (он носил это имя до принятия монашества) и на праздник Тихвинской иконы Божией Матери. В этом году у нас очень большой ремонт. Раньше все церковные деньги шли в Фонд мира, а на ремонт не оставляли ничего. Ведали деньгами не батюшки-настоятели, а старосты, а кто назначал старост в советское время — известно. Если они не справлялись с поставленными задачами, их заменяли, но со временем нам Господь вернул Свое благоволение. Вы просите рассказать о себе. Я родился в Прибалтике, под Вильнюсом, сын сельского священника.

В 1953 году, еще при жизни Сталина, я стал священником. До войны поступить в Семинарию было очень сложно. Я жил в Прибалтике и должен был поступать в Ленинградскую Духовную Семинарию. Мой двоюродный брат учился в Минской Семинарии, и я попросился туда. Помогли брат и его товарищи, и в 1949 году я приехал в Жировицкий монастырь, где была Духовная Семинария, совсем молодой, зеленый юноша. Время было послевоенное, вокруг — жизненные и бытовые трудности, скудное питание. В Белоруссии я проучился четыре года. На третьем курсе я женился, впереди было рукоположение и практика. Семинарию я закончил по первому разряду, и меня хотели направить в Ленинградскую Духовную Академию. Я отказался будучи семейным: мне нужно было ехать на приход, чтобы прокормить семью, у меня уже были дети. Мне пошли навстречу, я попросился в Литовскую епархию, там служил мой отец. Первое место службы — в городе Клайпеда. В этом приходе я трудился четыре с половиной года. Потом — пути Господни неисповедимы — меня перевели в город Киржач, в храм Святителя Николая. В Киржаче пробыл недолго. В то время я был молодой, сильный, служил и заочно учился в Духовной Академии. В Киржаче хотел обустроиться, получить жилье, но архиепископ Владимирский Онисим прислал телеграмму, чтобы я воздержался от приобретения жилья в связи с новым переводом. К тому времени у меня было двое детей, и третий должен был родиться. И владыка перевел меня во Владимир, в древний и величественный Успенский собор. Это был разительный контраст с Клайпедой: там я служил в бывшей немецкой кирхе, обустраивали все сами, сами делали иконостас. В храм ходили в основном приезжие русские, туда после войны переселили около 40 тысяч человек, они и были прихожанами. Красота владимирского Успенского собора восхищала и вдохновляла. Живая русская история. Во Владимире вначале я был четвертым священником, потом третьим, вторым, потом настоятелем собора и благочинным. Владыка любил нашу семью, очень хорошо к нам относился. Епископ Онисим был человек дореволюционного склада, окончил еще старую Владимирскую Семинарию. Он был из белого духовенства, овдовевший, и поныне живут и здравствуют его сыновья и внуки. Через некоторое время у нас случилась беда: по неосторожности утонул сын, старший, одиннадцати с половиной лет. Нам было очень больно, нас все знали и выражали свое соболезнование.

Я поступил в аспирантуру при Московской Духовной Академии, сначала она была годичной, при мне стала трехгодичной. В Москве действовали курсы при Отделе внешних церковных сношений в Гагаринском переулке. Здесь преподаватели Министерства иностранных дел СССР готовили нас для зарубежной работы. Я стал аспирантом. В первый год моей учебы была сформирована большая паломническая группа с участием наших аспирантов, которую возглавил митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). В течение месяца мы посетили Кипр, Иерусалим (город был разделен на две части: одна — израильская, другая — арабская), Грецию и Святую Гору Афон. Это была моя первая поездка за рубеж. Когда я учился в аспирантуре, семья жила во Владимире. Каждую субботу я приезжал ко всенощной в Успенский храм, служил воскресную Литургию и в шесть часов утра в понедельник выезжал в Москву на занятия. После аспирантуры меня хотели направить в Чехию. Я уже предварительно ездил в Прагу, познакомился с местной жизнью, но получилось все иначе. Произошли известные чехословацкие события 1968 года, и меня направили в Японию.

В Японии Православную Церковь, основанную святителем Николаем (Касаткиным), возглавлял епископ Владимир (Нагоцкий) из Америки, русский, не желавший общаться с Московским Патриархатом. Среди православных японцев были и сторонники Московского Патриархата. Постепенно с их помощью раскол удалось уврачевать и наладить отношения с епископом Владимиром. Помогли дипломатические шаги митрополита Никодима (Ротова), договорившегося, что части православных приходов в Америке предоставят автокефалию в обмен на изменение ситуации в Японии и предоставление Японской Православной Церкви автономии в рамках Московского Патриархата.

В Японии я пробыл три года, потом — в Болгарии два года, затем — семь лет в США, потом — опять в Японии. Круг общения был очень широкий, новые впечатления, изучение истории и культуры стран пребывания с позиций Православия. Все время думал о России и хотел вернуться на Родину.

Меня как-то спросил посол в Америке Анатолий Федорович Добрынин, доволен ли я своей жизнью. Я ответил, что недоволен, так как приезжаю в Отечество лишь эпизодически и все время уходит на служебные дела. Добрынин сказал: «Моя мама в Москве регулярно ходит в храм молиться». Посол — известный советский дипломат — предложил в случае затруднений свою помощь. Я подумал, действительно ли член ЦК КПСС сможет помочь скромному православному батюшке.

Когда в 1982 году я вернулся на Родину, то хотел ехать во Владимир, любимый мною город. Но обстоятельства изменились: владыка Онисим умер, владыка Серапион во Владимирском соборе уже поставил нового настоятеля, и соответствующего места для меня не нашли. Меня перевели в Москву, и с 1982 года я служил в столице. Вскоре меня вновь откомандировали в Японию на четыре с половиной года для помощи в устроении церковной жизни наших японских братьев. Слава Богу, вот уже двадцать шесть лет я служу в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Когда я приехал, колокольного звона не было. Отец Владимир Чувикин звонил на Рождество Христово в первый раз, после многолетнего перерыва.

Бываю здесь практически каждый день, исповедую, прихожан знаю, как свои пять пальцев. Прихожане приезжают в наш храм со всей Москвы. Сейчас проводим в храме ремонт, точнее — реставрацию. К дню памяти преподобного Алексия, человека Божия, предполагаем закончить ремонт. В нашем храме не только уникальные иконы, но и уникальная утварь. Семисвечник в главном алтаре у нас старинный и очень красивый. По его образцу сейчас выпускает семисвечники завод в Софрино. Наш храм — памятник архитектуры, и здесь возможен не столько ремонт, сколько реставрация. Нам не разрешили ставить пластиковые окна. Рамы деревянные для окон мы заказали в Муроме, там работают столяры-умельцы. Окна в храме очень большие, их не только надо изготовить, но и суметь привезти...

До «перестройки» приход был небольшим, вечером 50 молящихся в храме. Сейчас у нас на праздники всегда полный храм: и женщины, и мужчины, и молодежь. На Пасху молящиеся окружают храм до самого проспекта Мира. Накануне праздника куличи и пасхи мы освящаем непрерывно с 8 утра до 21 часа. Освящение начинаю всегда сам, раньше освящал с 8 до 15 часов, сейчас с 8 до 13 часов неотлучно, к сожалению, больше не позволяют силы.

Вы спрашиваете, как мы пестуем молодых пастырей. Один раз в году в Москве бывает Епархиальное собрание всего столичного духовенства и приходских советов в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Собрание это поучительно для молодых пастырей, некоторые, чаще всего ленивые, получают здесь вразумление, бывали нелицеприятные увещания и от самого Святейшего Патриарха. Нужно понимать, что молодые пастыри — тоже люди, они часть нашего общества. Я родился в 1931 году, в сложные времена, прошел сквозь все трудности, пережил их внутренне. Школу жизненного опыта трудно чем-либо заменить.

Пастырство — многотрудный и тернистый путь, миссия огромной ответственности. Я постоянно общаюсь с молодыми батюшками нашего храма, передаю свой опыт. Мы здесь готовим хорошие кадры: например, у митрополита Климента, управляющего делами Московской Патриархии, референт-секретарь — наш воспитанник. Многие монахи и священники — наши бывшие алтарники. Когда я пришел в наш храм, у нас был один алтарник — старец восьмидесяти лет, его под руки водили, а сейчас у нас — двадцать, причем большинство с высшим образованием. Есть и учащиеся, и совсем маленькие, например, мой внук, ему восемь лет, а он уже со свечой на службе. У нас сейчас три диакона: один — кандидат экономических наук, учился за границей, другой — с высшим образованием, сейчас преподает английский язык.

Последнее время в нашем храме немало многодетных семей. Обеспечены они хорошо, но одной семье помогаем: в ней шестеро детей и будет седьмой, работает, естественно, только глава семьи. Сейчас многодетных семей стало еще больше: даже наш батюшка Иоанн (при храме 15 лет) вырос здесь, я его венчал, он стал священником, и у него уже четверо детей.

Отец Алексий Яковлев совмещает службу в нашем храме со служением в отделе Московского Патриархата по связям с вооруженными силами. Он окончил медицинский институт, учился в Семинарии и Академии, а сейчас учится в аспирантуре. Он предложил проводить молебны об увеличении деторождения у прихожан и вообще в России, открыл интернет-сайт нашего храма, преподает в воскресной школе для взрослых. Мы планируем построить рядом с храмом просветительский центр — школу для взрослых.

Особое пастырское попечение — семейные заботы прихожан.

Приходят матери. Понимая, что церковный брак — самый надежный, приводят сыновей или дочерей, чтобы подобрать в приходе для своих чад православных невест или женихов. Большие проблемы с уже свершившимися браками с иноверными и инославными. Например, отец и сыновья — православные, а мать — мусульманка... Или отец с сыном — православные, а жена и дочь — мусульманки... Пастырь — всегда пастырь. По состоянию здоровья я иногда попадаю в больницу, после пребывания там я многих врачей, медсестер и их пациентов крещу и венчаю, люди начинают посещать храмы.

Вы спрашиваете о святынях нашего храма. У нас в храме есть известные чудотворные иконы, и чудеса сопровождают нашу приходскую жизнь. Например, мы сейчас делаем ремонт, и для реставрационной и строительной документации нужно собирать много подписей. Однажды сотрудница нашего храма с документами отправилась по инстанциям срочно получить недостающую подпись.

Ей отказали, сославшись на то, что она пришла в неприемный день. На настоятельные и очень вежливые просьбы, на разъяснения, что это нужно для храма, иначе будут большие осложнения, чиновник снова ответил отказом и прибавил, что если подпись нужна для храма, то пусть документы подписывает Сама Божия Матерь. Наша сотрудница в слезах вернулась в храм и рассказала о своей неудаче.

Когда документы стали класть в соответствующую папку, то увидели, что все необходимые подписи и печати на своем месте...

Другой из многочисленных подобных случаев. Помощник старосты нашего храма монахиня Мария (Иванникова) жила в Химках. Ей было тяжело ездить на Церковную горку. У нее хорошие, уже семейные дети, живущие отдельно. Решили продать квартиру и купить другую в Москве, поближе к храму. Квартиру в Химках продали, а на полученные деньги купить квартиру в столице не удавалось в течение года. Матушка отчаялась, мы все молились о разрешении ее трудностей. Когда надежд, в связи с инфляцией, уже не осталось, прихожанин нашего храма — риэлтор по профессии — предложил за подходящую, неожиданно выставленную на срочную продажу по доступной цене квартиру, недалеко от храма, с хорошим расположением и полностью меблированную.

Перед экзаменами в средних школах и учебными сессиями в высших учебных заведениях наш храм наполняется школьниками и студентами. Ярко горят свечи перед чтимой иконой Божией Матери «Прибавление ума». Если бы помощи не было, наша прагматичная молодежь не приходила бы.

Вы спрашиваете о нашем кладбище. Вокруг нашего храма старинное Алексеевское кладбище, что располагает к мыслям о краткости нашего земного бытия и о вечности. Когда я стал настоятелем храма, кладбище было закрыто, здесь больше не погребали.

К нашему храму приписана часовня в честь святителя Василия Великого на территории Всероссийского выставочного центра. Построена она по инициативе и заботами прекрасного человека — Аллы Сергеевны Орешкиной, референта ВВЦ. Святейший Патриарх Алексий II приезжал на закладку часовни».

К протоиерею Аркадию обращаются книжные издательства с предложениями об издании записок, дневников и мемуаров. Пастырь пока не может откликнуться на эти предложения, ввиду многотрудных забот о прихожанах и благоустроении храма.

 

А.С. Бочков

Фото автора

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В.Маслов: ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ
Памяти Патриарха Алексия II
Поздравления
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Архимандрит Кирилл (Павлов): «НА ВОССТАНИЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ, ВСЕМ НАРОДАМ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.С.Бочков: НА ЦЕРКОВНОЙ ГОРКЕ
Протоиерей Владимир Правдолюбов: ПРИЧАЩЕНИЕ ДОЛЖНО ПРЕДВАРЯТЬСЯ ИСПОВЕДЬЮ
Патриарх Болгарский Максим: ПРИНЯТ ОБНОВЛЕННЫЙ УСТАВ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Н.В.Маслов: ПОДВИГ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ
Святитель Николай (Велемирович): ПРИЧИНА ВСЕХ БЕД - БОГООТСТУПНИЧЕСТВО
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ДОСТОЙНЫЙ СЫН СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ
А.С.Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
А.А. Солодовников: РОЖДЕСТВО
Знаете ли вы?


Публикация:
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.
стр. 34
02.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011