На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Аннотация
Святитель Московский Филарет отмечал, что судьба народа зависит от его нравственного уровня...
Раздел: Слово учредителя

ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА — ЗНАЧИТ ОПРЕДЕЛЯТЬ СУДЬБУ НАЦИИ

Предыдущая Следующая

  

Святитель Московский Филарет отмечал, что судьба народа зависит от его нравственного уровня. Главным условием реального выхода из ситуации, в которой пребывает наш народ, является укрепление нравственности соотечественников. Это возможно при всеобъемлющем введении положительных воспитательных процедур на всех уровнях общественной жизни: от семьи и школы до средств массовой информации и государственных органов.

За способность к обучению и воспитанию в человеке, состоящем из тела и души, отвечает душа. Она временно пребывает в теле. Однако душа есть начало самостоятельное, обладающее разумностью, свободой и бессмертием. «Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность. Душа есть дух, и потому она должна постоянно стремиться к Богу, богоуподобляться, чтобы соединиться с ним в вечности», — писал схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Спасение души человек обретает в Церкви с помощью духовного руководителя. «Пастырь обязан быть воспитателем, врачом, духовным отцом и руководителем... Он должен постоянно следить за состоянием своих пасомых, чтобы падшего поднять, изнемогающего поддержать, стоящего оградить», — писал святитель Григорий Богослов.

Предназначение истинного педагога сродни миссии пастыря.

Воспитание — это воспитание души в совершенствовании ее проявлений: ума, воли и сердца.

Умственное образование связано с утверждением воли в правилах благочестия и с укреплением добродетелей. В воспитании воли велика роль дисциплины, которая дает воле необходимое направление, воспитывает готовность подчинить себя нравственному долгу. Воле воспитуемого нужна постоянная положительная тренировка.

Образование ума и воли бесплодно, если не усвоено сердцем и не укоренилось в нем. Под сердцем в православной традиции подразумевается нравственное понятие — внутреннее человеческое состояние, расположение, склонность, настрой. Жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на мгновение, и зараженные грехом интеллект и эмоционально-чувственная сфера будут воспроизводить в себе зло и ложь, если не дать душе богоугодных упражнений. Сердце человека есть вместилище чувств, поэтому особое попечение необходимо прилагать воспитанию чувств, умению управлять ими.

Бог насадил в душу каждого человека совесть как некое руководство к действию. По мнению аввы Дорофея, совесть является помыслом, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Необходимо хранить, блюсти совесть, прислушиваться к ее голосу, потому что она всегда напоминает человеку полезное и спасительное. Совесть руководит человеком жить по слову Божию. Всякое дело необходимо предварительно согласовывать с совестью. Совесть, уязвляемая грехом, беспокоит человека.

В практике самосовершенствования — основе духовной жизни — действует правило «от внешнего к внутреннему». Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал: «...Всякая евангельская добродетель избирается благим произволением, но даруется Христом произволяющему как дар». Для стяжания добродетели воспитуемый должен проявлять внешние ее признаки.

Так как внутреннее устроение человека — процесс длительный, многотрудный и во многом неприметный, необходимо и внешнее, видимое формировать таким образом, чтобы оно положительно воздействовало на органы чувств и через них на состояние души человека. Так, например, скромная и простая одежда должна быть чиста и аккуратна; сам воспитуемый — опрятен, с правильной осанкой; жилище должно постоянно пребывать в чистоте и быть аккуратно прибранным. Все это дисциплинирует воспитуемого. Исключительно сильное воздействие на человека оказывает устная речь его самого и окружающих. Говорить надо лаконично и негромко, но четко и внятно, с использованием благозвучной литературной лексики. Мы — носители великого и могучего русского языка, нам непозволительно оскорблять Бога и наших славных предков не только сквернословием, но и бездумным использованием многочисленных иностранных и жаргонных слов, междометий, слов-паразитов. По культуре и богатству речи сразу можно определить уровень воспитания и просвещения говорящего. Устная речь расцветает при наличии церковнославянских крылатых слов и выражений из Священного Писания. В наше время учиться правилам устной речи, забытому теперь ораторскому искусству и мастерству беседы, диалога по-настоящему можно только за церковной оградой.

Субъектами воспитания на протяжении веков выступали Церковь, государство, семья.

В настоящее время наше государство занимает непоследовательную позицию в вопросах воспитания подрастающего поколения. Важнейшее понятие — «воспитание» — присутствует в законодательстве без четкого определения его содержания. В 1990-е годы министерство образования словно в издевку называло вводившуюся в школах практику растления и разрушения психики детей «половым воспитанием».

Проблемы детей и молодежи в нашей стране остры и запущены до такой степени, что заставляют руководителей государства обращаться за помощью к религиозным организациям. Пример тому — выездное заседание Госсовета в Туле, состоявшееся в марте 2009 года. Там были сказаны хорошие слова о необходимости самого пристального внимания государственных и общественных институтов к нравственному облику молодежи. К сожалению, должного организационного подкрепления со стороны властей эти правильные заявления пока не получили.

Мы вправе ожидать от государства эффективного противодействия деструктивной политике большинства средств массовой информации, направленной на окончательное разложение общественной морали и прямо противоположной целям воспитания молодого поколения в духе высоких нравственных идеалов.

Вызывает недоумение позиция министерства образования и науки. До сих пор наши дети лишены возможности изучать в государственных школах основы традиционной культуры своего Отечества. Всеобщий резко отрицательный отклик учащихся, родителей и педагогического сообщества вызвало введение единого государственного экзамена. Президент Д.А. Медведев назвал ряд вопросов, задаваемых в системе ЕГЭ, просто «чудовищными». Тем не менее министерство образования и науки добилось законодательного утверждения обязательности ЕГЭ. Разрушаются остатки лучшей в мире системы отечественного образования. В этой ситуации о задаче воспитания учащихся никто из чиновников не вспоминает.

Думается, настало время преобразовать министерство образования и науки в министерство просвещения, науки и общественной нравственности и переориентировать его на защиту наших традиционных духовно-нравственных ценностей.

Могущество государства определяется нравственным состоянием народа. Сегодня, в условиях глубокого кризиса общественной морали, все больше осознается значение той истины, что воспитывать человека — значит определять судьбу нации.

У нашего народа богатейшие традиции патриотического служения, милосердия и благотворительности. Их надо возрождать и пропагандировать. О них надо говорить на уроках в школе. Вспомним героев битв на Чудском озере, на Куликовом и Бородинском поле. Вспомним Козьму Минина, пожертвовавшего все свои сбережения на спасение Отечества. Чтим ли мы их память так, как следовало бы? Вспомним преподобномученицу Елисавету — великую княгиню Елизавету Феодоровну, которая после гибели мужа передала все свое состояние созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия — уникальной даже по меркам дореволюционной России благотворительной организации. Это ли не пример для подражания юным гражданам России?

В конце XIX века Глинский старец Порфирий (Левашов) предсказал, что со временем вера в России падет, блеск земной славы ослепит разум, слово истины будет в поношении. «Но, — добавлял он, — за веру восстанут из народа неизвестные и восстановят попранное».

Сейчас на передовую линию фронта выходят подлинные герои нашего времени: пастыри, педагоги-наставники, учителя-воспитатели. Не надо смущаться малочисленностью современных подвижников: армии собираются там, где и один в поле воин.

Святой благоверный великий князь Александр Невский в трудные минуты всегда повторял: «Бог не в силе, а в правде... Если Бог с нами, то кого же нам бояться?»

 

Н.В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

магистр богословия, доктор педагогических наук

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Коротко
Поздравления
Н.В. Маслов: ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА — ЗНАЧИТ ОПРЕДЕЛЯТЬ СУДЬБУ НАЦИИ
С.А. Павлов: «ОН — НЕ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, ОН — ДУХОВНЫЙ»
Архимандрит Нестор (Жиляев): КОСТЯК СОСТАВЛЯЕТ ПРИХОДСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
Р.В. Францева: МОРЕ САМЫХ ДОБРЫХ СЛОВ
Н.А. Свердлова: ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ
КУПОЛА УСТРЕМЛЕНЫ К НЕБУ
Ирзабеков В.Д., Шангина О.В.: НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ С БОГОМ НА «ЕЖЕДНЕВНОМ» ЯЗЫКЕ
Протоиерей Димитрий Лескин: КОГДА В УНИВЕРСИТЕТЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛЮДИ В РЯСАХ...
А.Ф. Лосев: ПОД ИХ ВЛИЯНИЕМ ПОГИБЛО СТОЛЬКО УМОВ...
И.В. Кучменко: ВНОВЬ ОБРЕСТИ УТРАЧЕННОЕ
ВРАЗУМЛЕНИЕ ВОРА
Е.И. Гоголева: СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ
ПРОТЕСТ ПРОТИВ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ»
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
И.А. Бунин: ТРОИЦА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май-июнь 2009 г.
стр. 8
06.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011