На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Алексий I (Симанский) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий I (Симанский)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

«ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»

Предыдущая Следующая

 

Житие святителя Московского митрополита Алексия, изложенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I

 

Москва, новая столица Русского великого княжества, вступившая тогда во вторую сотню лет своего бытия, явилась родиной младенца Елевферия, будущего светильника Церкви Московской и всея Руси — святого митрополита Алексия. Он родился в 1292/93 году (по некоторым позднейшим исследованиям, рождение святителя Алексия определяется 1304 годом) от знатных и именитых родителей, черниговских бояр Феодора и Марии, по прозванию Бяконтов. До рождения Елевферия они принуждены были оставить свой родной город Чернигов, подвергшийся разорению от нашествия татар, и искать себе убежища в северо-восточной части России, в Москве, более безопасной тогда от частых набегов врагов. Елевферий был первым сыном своих родителей, и, быть может, они нарекли его этим греческим именем, означающим при переводе на русский язык «свободный», в знамение той свободы от страхов и ужасов вражеских нападений, какую они получили в мирной тогда Москве.

Младенец, а затем и отрок Елевферий рос кротким и самоуглубленным дитятей; с самого раннего детства он имел большое прилежание к учению и оказывал в нем большие успехи; он любил уединение и там предавался любимому занятию — ловле птиц. Предание говорит об одном случае, который наложил особую печать на всю последующую жизнь благоговейного отрока.

Однажды Елевферий, по обычаю своему, удалился за город и поставил сеть для уловления птиц. Но Тот, без воли Которого и малый птенец не падает на землю, не посылает ловитвы. Ловца земного самого хощет уловить Ловец Небесный. Утомленный ожиданием ловитвы, отрок дремлет, и в минуту этого безмолвия внешних чувств ангел отверзает у него внутренний слух и душе его слышится вещее слово: «Алексие, что напрасно трудишься? Будешь ловцом человеков». Потрясенная душа пробуждает тело. Чей это голос? Чье это имя? Что значит предсказание о ловитве человеков? Отрок недоумевает и ищет разрешения вопросов в еще более глубоком самоуглублении и молитве: Небесное семя глубоко всеялось в его душу и начало прозябать; воспоминание таинственного голоса влекло его к внутреннему и невидимому. Через несколько лет он просит родителей отпустить его в обитель, вступает в Богоявленский монастырь в Москве и при пострижении в иночество получает предвещенное ему в сновидении имя Алексий.

Вот — ранняя заря духовной жизни святителя Алексия. Заря уже довольно светлая и лучезарная. Более двадцати лет провел блаженный юноша в Богоявленском монастыре, труждаясь в деле спасения под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия, неленостно проходя иноческую добродетель послушания и смирения, участвуя с прочими братиями в церковном чтении и пении.

Как на особенный подвиг святого Алексия в этот период его жизни можно указать на его ревность в изучении греческого языка, а для чего? — для того, чтобы приобрести более ясное и точное разумение Священного Писания Нового Завета на его первоначальном апостольском языке. Он сличил славянский перевод новозаветных книг с греческим подлинником и, очистив от несовершенств и погрешностей, внесенных в него неискусными переписчиками, собственной рукой написал оный в книге, которая и доныне является одним из драгоценных его наследий.

Добродетельная монашеская жизнь и мудрость Алексия побудили Всероссийского митрополита Феогноста взять его к себе в дом и вверить ему церковные суды, и около 20 лет он пребыл на этом послушании, являясь и в других областях помощником и наместником митрополита. После этого приготовления к обширному служению церковному святой Алексий был поставлен епископом града Владимира, а через три месяца по посвящении во епископа — митрополитом, и всем освященным Собором он избирается на престол Всероссийской Митрополии. Избрание необычайное — еще при жизни митрополита (Феогноста). Но это было не без особого действия Промысла Божия, именно дабы предупредить и не допускать неизбранных искателей сего престола, каковыми, действительно, вскоре и явились Роман и Феодорит.

С этого времени святитель Алексий решительно является Богоизбранным и Богохранимым Ангелом и Предстоятелем Церкви Всероссийской. Это было в начале 1353 года, перед самой кончиной Митрополита Феогноста, последовавшей 11 марта того же года.

По избрании святитель Алексий путешествует в Константинополь и получает там от Патриарха Филофея патриаршее благословение и утверждение.

Вскоре еще более трудное и опасное путешествие предстояло Святителю: слух о святости митрополита Алексия и о том, что, по молитвам его, Бог земли Русской творит великие чудеса, достиг и до Орды татарской, и тогдашний хан Орды, сила которой в то время тяготела над Русью, через послов прислал великому князю Иоанну строгое требование, чтобы митрополит Алексий явился в Орду и исцелил царицу Тайдулу жену его, ослепшую и беснуемую. Хан Джанибек требовал того, что не во власти человеческой; в случае неисполнения требования об исцелении он мог по необузданной ярости, свойственной всемогущим тогда ханам, причинить новые неисчислимые беды и подвластной ему Руси, и Церкви, и самому святителю Алексию.

Беды являют великих и святых — так было и в данном случае.

Алексий, исполненный глубокого смирения, привлекающего благодать Божию, явил великий дух веры: не уклонился от опасного путешествия; не отказался от молитвы о чудесном исцелении. Он начал трудный путь молитвою у мощей святителя Петра, Бог подкрепил его веру знамением: свеща у гроба святителя Петра зажглась сама собою. Святитель Алексий идет в Орду молится у одра болящей царицы, исцеляет ее, вызывает по отношению к себе удивление, благодарность, почтение и уважение со стороны хана; приемлет дары и почести и увозит с собою безопасность для Церкви и для своей Родины — России.

Совершившееся чудодействие поставило Святителя так высоко во мнении всех, что, когда другой жесточайший хан Орды угрожал России опустошительным нашествием, великий князь Иоанн не нашел для нее лучшей защиты, как святителя Алексия. И вот, Святитель снова с новым самопожертвованием для блага общего идет в Орду и вновь возвращается оттуда со славою, принося мир Церкви и безопасность Отечеству.

Невольно при этих воспоминаниях приходит на сердце слово пророка: Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся (Пс. 118, 52). Не это ли должен чувствовать внимательный сын России при размышлении о Промышлении Божием над Россией и Русскою Церковью? Как тесно связаны между собою Церковь и Отечество! Как дивно и неоднократно на протяжении веков против не раз восстававшей на нас враждебной силы чуждых нам народов поставлена была духовная сила Церкви в помощь и подкрепление победоносных государственных сил.

Еще недавно, в тяжкий период Отечественной войны, мы все были благоговейными свидетелями этой духовной силы веры и любви к Отечеству, дивно сочетавшейся с силою непобедимого оружия брани.

С благодарением поминаем мы эти древние и новые судьбы и с упованием для грядущих времен черпаем в них силу единодушия и готовой на всякое самопожертвование любви ради блага Церкви и Отечества.

Двадцать четыре года святительствовал в Москве святой митрополит Алексий, созидая обители и храмы и назидая обширную всероссийскую паству свою примером благочестия и непрерывного подвига пастырского. Все начинания его, направленные ко благу Церкви, венчались неизменным успехом; плодом его благотворного влияния явилось единодушие русских князей, которое вскоре по кончине Святителя дало возможность великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу собрать силы и выступить против грозных полчищ Мамая и одержать над ними победу на поле Куликовом.

Но есть одно начинание святителя Алексия, которое ему не удалось завершить успехом. Есть один спор, в котором он не одержал победы. Смотрим и дивимся; умиляемся, хотя не понимаем. Как это могло случиться, что у чудотворца оказалось начинание, которого он не мог совершить? У Богомудрого пастыря — спор, в котором не за ним осталась победа? Необычайно, но действительно так.

Приближаясь к пределу своего земного поприща, святой Алексий желал найти себе святого преемника. Святые видят святых; святой Алексий видел святого Сергия. Он призвал его и предложил ему свой престол. Но Сергий отказался, и Алексий не настоял. Как же не совершилось это святое начинание святителя Алексия? Как смиренный Преподобный Сергий решился прекословить Святителю, велений которого он слушался всегда, как глаголов Самого Господа? Как сам святитель Алексий не мог преобороть игумена Сергия силою церковного и монашеского послушания?

На все эти вопросы мы не получим ответов ни от Святителя, ни от Преподобного Сергия. И только из глубины благоговеющего к обоим святым сердца мы можем воззвать с Псалмопевцем: Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36).

Поистине и в данном случае дивен Бог в святителе Алексии. Дивен в том, что, не дав ему преемника в лице подобного ему по святости Преподобного Сергия, Господь предоставил ему с некоторыми его святыми сопрестольниками исключительную по силе благодати власть в Церкви Своей. И теперь при внешнем безмолвии святитель Алексий паче слова проповедует благочестие и защищает Православие; невидимо действует данною ему благодатною силою, очищая и укрепляя наши немощные и несовершенные молитвы, простирая окрест духовное благоухание, врачующее, питающее церковное стадо, пастырей и овец.

12 февраля 1378 года, в пяток, во время утреннего пения, преставился ко Господу в старости добрей святитель Алексий.

Со многими слезами провожали его к месту временного покоя великий князь Московский Димитрий, святители, и духовенство, и паства, лишившиеся в нем мудрого учителя и любвеобильного отца. И опустили тело его в храме чуда Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы в созданном им Чудовом монастыре в Кремле.

При великом князе Василии Темном, через 60 лет по преставлении святителя Алексия, тело его было обретено нетленным, и с тех пор было установлено чествование его как святого.

20 мая 1686 года, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и Патриархе Всероссийском Иоакиме, совершилось перенесение честных мощей святителя Алексия в ново-созданный храм в той же обители, состоящий из двух приделов: Благовещенского и святителя Алексия, и поставлены были святые мощи под аркой, разделяющей обе церкви.

Память святителя Алексия Церковь установила с того времени праздновать 12 февраля и 20 мая.

Шестой век протекает, как блаженный архипастырь святитель Алексий почил и почивает от видимых дел пастырских, — и не престает паства и в нарочитые дни и во всякое время притекать к нему с верою, благоговением, с прошениями о помощи в скорбях, нуждах, болезнях, бедах и искушениях, с надеждой опытом изведанных его благодеяний видимых и невидимых. И ныне, в радостные дни торжества перенесения его святых мощей в соборный храм Москвы, мы с особою любовью припадаем к его честному гробу и в этом его явлении видим знамение во благо его неизменной любви к своей пастве, чтущей его и чающей от него новых благословений и благодеяний. Аминь.

 

Извлечено из юбилейных материалов

«Ко дню церковного празднования 800-летия Москвы».

Изд. Московской Патриархии. М., 1948

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 20
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011