На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Савва (Грыцуняк) /Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
Савва (Грыцуняк)
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши

Работы этого автора

Авдеева К.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастыри наших дней

«БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»

Предыдущая Следующая

 

Интервью Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы

Польская Православная Церковь — одна из пятнадцати Поместных Православных Церквей, автокефалия которой была признана Московским Патриархатом в 1948 году. В диптихе Автокефальных Церквей имеет 12-е место. Каноническая территория — Польша; юрисдикция Польской Православной Церкви распространяется также на православных поляков, живущих в Португалии и Бразилии.

Блаженнейший Митрополит Савва (Грыцуняк) — 8-й ее Предстоятель — родился 15 апреля 1938 года в Снятычах (Польша). 25 ноября 1979 года он был хиротонисан во епископа Лодзьско-Познаньского.

Избрание Блаженнейшего Саввы Предстоятелем Польской Православной Церкви состоялось 12 мая 1998 года, чин интронизации был совершен 31 мая того же года. Резиденция находится в Варшаве.

Ваше Блаженство, каковы особенности православной церковной жизни в современной Польше?

— Догматических особенностей у нас нет. Наша Польская Церковь, так же, как и все остальные Православные Церкви, соблюдает догматы и уставы святого Православия. Но поскольку мы веками находились под влиянием западного мира, оно действительно имеет свой отпечаток в жизни Церкви, особенно в больших городах. Безусловно, мы боремся с этим, но не всегда удается. Есть и подлинно народные традиции. Особенно это касается праздника Рождества Христова: это длительный период колядок, начиная от праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и кончая Сретением Господним. В России такого нет. Мы ставим елки и дома и в храмах, и поем колядки, которые вошли в жизнь нашей Церкви, и без этого уже немыслимо Рождество.

На Рождество мы приносим в свои дома зерно, сено и солому — то, что было, по преданию, в Вифлеемской пещере. Есть у нас и специальная вечеря в Рождественский сочельник, но не как у вас в России, с очень строгим постом. У нас это просто постная вечеря, на которой должно быть тринадцать блюд, рыбных и постных. И мы всегда оставляем одно свободное место за столом для того, кто путешествует по свету и может к нам неожиданно зайти — для путника, странника.

Есть также обычай, особенно в деревнях, когда в полночь верующие люди идут в хлев к своим животным и несут им все, что остается от праздничного стола, особенно хлеб. Они верят, что в эту ночь звери тоже радуются священному событию — Рождеству Христову. После вечерни в первый день люди приходят в дом, поют религиозные песни, славят родившегося Христа. А хозяева дают им сладости, деньги, пожертвования. Колядки часто используют для того, чтобы собрать пожертвования на строительство или ремонт храмов. Так было всегда в православной Польше, даже при коммунистах.

Одной из особенностей Православия в Польше является наличие православных братств, которые существовали еще во второй Речи Посполитой, когда в Польше была ликвидирована вся церковная структура и иерархия. Тогда православные братства стоически защищали свою Церковь от посягательств католицизма и унии. Православные братства были у нас и в межвоенный период, и при коммунистах. Они объединяют интеллигенцию со всей Польши. Их задачи — сохранять устои Церкви, заниматься благотворительной деятельностью, просвещением и публицистикой. Центром такой деятельности является Белосток. Когда я был епископом в Белостоке, организовал там такое братство. Польские православные братства сотрудничают с аналогичными братствами за границей. У нас родилось и православное молодежное братство, очень активное. Особенно деятельно они занимаются паломничеством. Одно из самых массовых паломничеств происходит на праздник Преображения Господня. Паломники выходят из Белостока и Яблочина и идут пешком в монастырь на Грабарку. Их — тысячи. Такое пешее паломничество впервые организовала и православная молодежь Варшавы.

 

Есть вопросы, которые всегда интересуют читателей. Это Промысл Божий, чудесно влияющий на человеческую жизнь. Было ли в Вашей собственной жизни, Владыка, такое настоящее чудо?

— Самое большое чудо в моей жизни — это то, что я — живой и сейчас сижу перед Вами. Ведь я родом из Холмского края, где особенно жестоко уничтожали и преследовали православных. И меня, ребенка, били просто за то, что я — православный. А я живу уже седьмой десяток лет, многим не дано было дожить до этого возраста. Однако в жизни Церкви это очень короткий срок.

Именно Церковь и время, в котором мы живем, формируют человека. Но ничего случайного у Бога нет. И мы живем не в каких-то случайно доставшихся нам временах. Наши времена выбраны для нас Богом, Который через историю

формирует наши характеры, посылает нас на выполнение Им Самим намеченных заданий. Однако Он не принуждает нас и всегда оставляет нам свободу выбора. Можно принять или отвергнуть Его зов. Что же касается чудес, то, конечно, у нас в Польше в православных монастырях и храмах есть святые мощи и десятки чудотворных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, святого мученика младенца Гавриила, святой Анны и преподобного Онуфрия в Яблочине. Есть особые чудотворные места, где были и происходят исцеления. В Гайновской Пуще над святым источником стоит часовня, там люди получают исцеления от многочисленных болезней. Много больных и недужных приходит к святому источнику в Крынувке. Всем известна чудотворная икона Спаса в монастыре Грабарка, которая уцелела во время страшного пожара. Все вокруг сгорело, а она осталась невредимой. Там в монастыре тоже есть святой целебный источник.

Господь сподобил, и в этом году мы прославили в лике святых мучеников тех, кто пострадал за православную веру в Холмско-Подляской земле. Это прославление я считаю самым величайшим чудом в нашей Православной Церкви! Спустя шестьдесят лет после всех трудностей, гонений, разорений в Польше мы смогли прославить своих мучеников и святых. Это историческое событие никого не может оставить равнодушным.

 

Попущением Божиим Вы видели в детском возрасте насилие, горе, гонения православных. Расскажите, пожалуйства, об этом.

— Да, по воле Божией я родился и рос в трудное время войны и послевоенной разрухи. И столкнулся с жестокостью войны, о которой нельзя вспомнить не уронив слезу. Помню, как надо было убегать в лес, ночевать в поле в стогу сена, ведь даже свой дом не был безопасным. Освобождение от фашистов не принесло мира моей родной Холмщине. Войска ушли на Запад, но в окрестных лесах остались различные банды, с особой жестокостью относившиеся к мирному населению. Представьте, как могла повлиять на психику ребенка жизнь в постоянной неуверенности и страхе. Но и это было промыслительно.

Опасности и трудности направляют нас к Богу. Он становится нашим единственным защитником. В вере мы находим успокоение. И это ощущение близости Бога и Его любви, пришедшее ко мне из-за трагедии войны и насилия, сопровождало меня с раннего детства.

На всей Холмщине людей насильно выселяли на территорию советской Украины и на западные земли, отошедшие к Польше после войны от территории Германии. Моя неполная и неопасная властям семья, состоящая из бабушки, мамы и меня, избежала выселения. Но это не означало, что наша жизнь стала безопасной и спокойной. Нередко вместо собственной кровати я ночевал в окрестных стогах. Но жизнь шла дальше, и мне надо было найти в ней свое место. Меня всегда тянуло в православный храм. Раньше он была совсем рядом с домом, а теперь его заменили римско-католическим костелом. Самые ближние наши церкви находились теперь далеко...

Я закончил начальную школу и поехал учиться в Шленск. От добрых людей узнал о жизни Православия в нашей стране, об открытии Духовной Семинарии в Варшаве и понял, что там мое место. Я решил оставить техникум и поступить в Семинарию. Мама не противилась моему выбору, она всегда давала мне свободу в принятии решений. И в 1952 году я переехал в столицу. Это были трудные годы, Семинария только начинала свою деятельность. Не хватало буквально всего! А я не мог рассчитывать на поддержку из дома, но при этом душевно был очень спокоен и знал, что не совершил ошибки, оставив мирскую жизнь. А сколько радости доставляла возможность без всякого страха посещать святыни! К моей неописуемой радости, меня направили в митрополичий собор равноапостольной Марии Магдалины. Я начал служить как жезлоносец. И, конечно, тогда я не предполагал, что через несколько десятков лет тоже стану носить жезл, но уже в совершенно ином качестве — как митрополит.

 

Когда же Вы, Владыка, решили принять монашеские обеты и где это произошло?

— Уже в Семинарии я понял, что моим предназначением в мире является работа на благо Православной Церкви и ее верующих. В 1957 году, впервые после окончания Второй мировой войны, было организовано паломничество в святую Почаевскую Лавру. Встреча с этим святым местом — символом величия Православия в древней Речи Посполитой — произвела во мне большие перемены. Я уезжал оттуда со слезами на глазах. Я плакал, потому что хотел там остаться, хотел стать, как почаевские монахи, крошечным звеном в великой церковной цепи. Но понимал, что еще не годен для этого святого места. Мысль о принятии монашества осталась в моем сердце и как бы дозревала во время учебы в Академии.

Окончательное решение я принял в 1965 году в Сербии, когда поехал в Белградский университет для подготовки своей докторской диссертации. Там мне было дано познакомиться с живой традицией сербской монастырской жизни, с монахами, олицетворяющими христианские идеалы.

Несмотря на то, что им выпало жить в труднейшие времена, в годы войны, их любовь к людям, преданность Богу, их радость и спокойствие были так притягательны и заразительны, что я обратился к Его Блаженству митрополиту Стефану с просьбой о благословении на принятие монашества. Принял я его из рук Его Святейшества Патриарха Сербского Германа, в белградском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Во время пострига я получил имя святого Саввы, покровителя сербского народа, создавшего в XI веке независимую Православную Сербскую Церковь.

Тогда в этом монастыре жили монахини из нашего польского монастыря в Лешней Подляске. Они подарили мне вышитую жемчугом икону «Холмской» Богородицы; до сегодняшнего дня я храню это величайшее сокровище и вспоминаю тех сестер с моей родной Холмско-Подляской земли.

В Сербии я учился монашескому послушанию, узнавал, какой на практике должна быть монашеская жизнь. Это был бесценный опыт.

 

Владыка, известно, что Вы, еще будучи ребенком, лично знали одного из новомучеников, живших в Ваших местах.

— Да, это был священник нашего прихода Павел Швайко, провославленный в лике Холмско-Подляских новомучеников вместе со своей матушкой. Наша местность тогда была опасна для жизни, и отец Павел вынужден был переехать в другой православный приход, но и там его настигла мученическая смерть. Бандиты ворвались в дом священника, выкололи ему глаза, отрезали уши, а потом вместе с матушкой убили. Их сын Павел остался в живых, поскольку тогда он был в школе в городе Холм. После убийства родителей православные вывезли его на Украину. Когда Павел узнал о том, что его отец и матушка прославлены в лике Холмско-Подляских новомучеников, он отозвался, прислал нам письмо.

Наши мученики исторически очень близки нам, это наши современники, и сейчас среди нас живут их внуки. Наши деды и прадеды, так же как мученики-христиане первых веков, собственной жизнью и собственной кровью свидетельствовали о святости Православия. Без их жертвы наша Церковь была бы гораздо слабее. Наши мученики сегодня указывают нам, как должен вести себя истинный христианин перед духовными угрозами.

 

Считаете ли Вы, Владыка, что возможно полное примирение с Католической Церковью?

— По-христиански надо все простить. Но, конечно, людям старшего поколения, которые все это пережили, простить очень трудно. Страх живет в них и сейчас. Потому-то, когда в Холме было прославление мучеников, некоторые верующие пожилые люди не пришли в церковь на это знаменательное событие. Ведь все это происходило на виду, на открытом воздухе, а они, по инерции, боялись, что их там увидят, возьмут на заметку... Молодое поколение этого страха не знает, ему легче.

Мы, православные — люди смиренные. В настоящее время стало немного лучше, спокойнее, нет такой открытой нетерпимости со стороны католиков. Формально отношения вроде бы хорошие. Самая большая наша проблема — смешанные браки с католиками. Католиков много, и они сильны. И когда в семье все — католики и все тебя агитируют, не каждому по силам выдержать это давление. Но, бывает, конечно, что в смешанном браке и католики переходят в Православие.

 

Каковы сейчас отношения государственной власти Польши к Православию?

— В 1991 году нам удалось выработать первый в истории Речи Посполитой закон, который регулирует отношения Церкви и государства. Он, конечно, далеко не совершенен, но по этому закону мы имеем право иметь своих православных духовников в тюрьмах, школах, госпиталях и других местах.

Конечно, и у нас есть болезненные проблемы. В 1938 году было разрушено около двухсот православных храмов, но ни одно из правительств, существовавших в Польше, не дало нам рекомпенсацию. Но теперь есть закон и есть комиссия, которая занимается церковным имуществом и землей. И вот уже два года, как там, где есть возможность, мы начинаем получать землю. Рядом с нашим кафедральным собором Марии Магдалины вплотную к зданию епархии стоит дом. В нем сейчас располагается полицейское управление. Мы уже несколько лет боремся за этот дом. Он необходим нам, чтобы расселить студентов Духовной Семинарии, которые сейчас живут в городе, где попало. А ведь эти студенты — будущие богословы — должны иметь свой церковный дом, где есть часовня, где они будут получать достойное воспитание.

В своем письме я писал городским властям, что государство, если оно действительно демократическое, обязано предоставить все условия для развития Церкви и помочь ей воспитывать будущих пастырей, ведь они являются не только священниками, но и законоучителями в школах, капелланами в госпиталях и в тюрьмах. Они тесно связаны с обществом и помогают ему во всем и поэтому должны иметь помощь от государства.

 

Есть ли сейчас в Польше старцы?

— Старцев сейчас у нас в Польше нет. Старцы ушли. Это большая проблема нашей Церкви и проблема монашества. У нас преобладают среднее и молодое поколения в Церкви. Когда я был за границей, в Сербии, и разговаривал об этом, в монастырях жаловались, что у них — только старое поколение. А у меня — молодежь. У нас происходит возрождение монашества, в Польше сейчас около 80 монахов и монахинь. Для такой малой Церкви, как наша, это — много. Но, конечно, молодежь должна иметь перед собой образец старцев. А их нет, все умерли. И это — большая проблема.

 

У католиков большое значение имеет благотворительная деятельность и в нее многое уходит. Они очень увлечены миссионерской деятельностью, предпочитают путешествовать по миру, просвещать другие народы, завоевывать популярность для Католической Церкви, а не жить смиренно в собственных монастырях. Что Вам кажется самым главным в церкви, в монастыре?

— Самое главное — это духовность, наша жизнь во Христе. А в нашей духовной православной жизни главное — молитва. Все проистекает из молитвы, из этого великого подвига. Без Бога мы ничего не можем достичь. А с Ним нам ничего не страшно. Главное — хлеб духовный, а не вещественный. Принимая монашество, мы решаем, что будем жить в монастыре. Мы являемся только сеятелями, и мы не должны видеть конца жатвы, видеть то, что посеяли. Только Бог видит начало и конец каждого дела. Тот, кто сеет для того, чтобы самому собрать, особенно на Христовой ниве, собирает скромный урожай.

 

Ваше Блаженство, каковы Ваши отношения с другими Православными Церквами?

— У меня евангельский принцип: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). Со всеми Православными Церквами отношения хорошие. С Русской Православной Церковью — самые ближайшие, дружеские. Мы часто навещаем друг друга. Голос представителей Польской Православной Церкви слышен на конференциях, съездах и местных Соборах. Мы поддерживаем активные контакты со всеми Автокефальными Православными Церквами, живо участвуем во всех их радостях и горестях, в разрешении теологических вопросов и административно-канонических проблем, касающихся всего мирового Православия и отдельных Церквей, мира и блага всех людей.

 

Интервью провела К.А. Авдеева

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 37
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011