На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»

Предыдущая Следующая

11/24 мая празднуется день памяти равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских


Около 856 года в небольшой греческий монастырь, которым руководил монах Мефодий, приезжает его младший брат Константин, ученый и дипломат. В будущем он станет более известен под своим монашеским именем Кирилл.

И в этом отдаленном греческом монастыре было положено начало созданию славянского алфавита, а также первым попыткам перевода греческих текстов на славянский язык. Среди помощников Константина был и ближайший ученик Мефодия — монах, по имени Климент. Встреча с Мефодием и Константином определила его судьбу. В 893 году он стал первым епископом-славянином в Болгарии, а его воспитанники составили ядро славянского духовенства. Впоследствии он был прославлен как архиепископ Охридский, равноапостольный просветитель Словенский, духовный отец болгарского и сербского народов.

Осенью 863 года Константин, Мефодий и его ученики приехали по приглашению князя Ростислава в Моравию. В то время это было славянское государство в Центральной Европе, где князь Ростислав хотел ввести богослужение и письменность на славянском языке. Проповедники из Греции вместе со своими помощниками переводили на славянский язык Священное Писание, богослужебные книги и учили местное духовенство. Для Климента это были годы учения. Зимой 867 года он сопровождал своих наставников в Рим, где его учитель Мефодий был рукоположен в сан епископа, а он сам — в священнический сан. Здесь 14 февраля 869 года, приняв монашеские обеты, умер Константин Философ.

По возвращении в Моравию просветители столкнулись с новыми трудностями. Духовенство Франкской империи, все более распространявшей свое влияние на Моравское княжество, ревниво относилось к деятельности Мефодия. После его смерти в апреле 885 года ученики его были изгнаны из Моравии. Местная Церковь была довольно быстро латинизирована.

Но дело Кирилла и Мефодия продолжил Климент. Зимой 885 года он с двумя другими учениками Мефодия добрался до границ Болгарского царства. Вскоре они оказались в его столице Плиске и были приняты царем Борисом. Царь Борис давно уже наблюдал за деятельностью проповедников в Моравии и принял их с большим сочувствием. После нескольких месяцев пребывания в Плиске Климент, облеченный почетным званием дидаскала (наставника) и широкими полномочиями, отправился на свою родину — Македонию. Македония — сердце Балкан — была заселена в основном славянами. Здесь Климент вел активную просветительскую и педагогическую работу. Без устали учил он болгарских детей чтению и письму. Число его учеников доходило до трех с половиной тысяч.

Благодаря благовестнической деятельности учителей Словенских Кирилла, Мефодия и Климента среди славян утверждена христианская вера, почерпнутая из древнего неповрежденного источника Православия.

И особенно важным для славянского мира явилось это изобретение ими славянской письменности и перевод на славянский язык священных и богослужебных книг. Эта письменность всегда была и доселе служит тем священным ковчегом, в котором неповрежденно во всей чистоте древнего Православия сохранились скрижали исповедуемой нами веры православной. Благодаря этой письменности, мы познали красоту церковную, получив возможность слушать богослужение и молиться на родном языке. Для нас, чад Православной Церкви, грамота славянская есть такое драгоценное наследие, которым мы особенно должны дорожить. Мы должны неприкосновенно сохранять славянский язык, как язык нашего богослужения, как священное знамя нашего Православия и народности.

Из жития святых первоучителей наших мы знаем, что письменность славянская не случайно ими составлена, но внушена Самим Богом. Вот что повествуется о ее происхождении.

Моравский князь Ростислав, видя, что приходившие в его землю с Запада для проповедания христианской веры священники говорили по-немецки, а Богу молились по латыни и народ ничего не понимал, послал в 862 году послов в Царьград просить таких священников, которые бы умели говорить по-славянски. Греческий император Михаил созвал Собор, на который были приглашены святые братья Кирилл и Мефодий. На Соборе император обратился к ним с предложением идти на проповедь к моравским славянам. «Вы оба из Солуня, а все солуняне чисто говорят по-славянски», — сказал император. Тогда Кирилл спросил: «Есть ли у славян грамота и имеют ли они свою азбуку? Учить без азбуки, учить без книг — все равно, что писать на воде. Нужно учить по книгам, в которых точно и верно было бы написано Слово Божие, а без книг легко прослыть еретиком». Император сказал Кириллу, что «славянских письмен искали и дед его, и отец, и многие другие, но не нашли их». Прискорбно было это слышать святым братьям, но они, приняв на себя подвиг проповедания веры жаждущим истины племенам славянским, не теряли надежды на помощь Божию. Они сорок дней постились и молились. И вот, когда миновал срок поста, ум святого Кирилла внезапно был озарен и пред ним ясно предстали все славянские буквы и то, как писать славянскую речь. Он сел и начал переводить Евангелие с греческого на славянский язык, и в один раз перевел первую главу Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово»... Показал он свою рукопись царю и патриарху, и все возблагодарили Бога за открытие новой грамоты. Вскоре были переведены на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь, также службы церковные и все требы. Приготовившись таким образом, святые братья отправились в Моравию. Император послал с ними к князю Ростиславу письмо, в котором писал: «Бог наш христианский сотворил у нас в Царьграде чудо, явил буквы в ваш язык. Пока вы жили в идолопоклонстве, у вас не было своей грамоты, но едва лишь вы уверовали, Бог причитает вас к великим народам, дает вам разумение книжное. Примите от нас то, что дороже золота и цветных камней, — книги новые вашей грамоты. С ними я вам шлю в наставники мудреца, того самого, которому открылись буквы».

Великую службу сослужила славянскому племени эта Богодарованная им грамота. Чрез нее вера Христова всюду в странах славянских быстро распространялась и прочно укоренялась. И у нас, в России, благодаря этой грамоте христианство при святом Владимире также легко и скоро утвердилось. Возблагодарим же Господа, в дивном промышлении о нас воздвигшего для славянских стран своих светильников на свещнице церковной, «изобретением письмен славянских отверзших нам дверь к Свету Боговедения».

Течение времени более и более отдаляет нас от полного разумения славянской речи. Но грешно нам оставлять без изучения этот древний священный язык наших предков. При внимательном чтении Слова Божия по-славянски и слушании богослужения, особенно, при усердном занятии в школах, язык славянский легко может быть понятен всем нам.



Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 27
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011