На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА

Предыдущая Следующая

 

(По трудам святителя Феофана Затворника)

 

Христианская вера есть свободное принятие и сознательное усвоение человеком Богооткровенных истин евангельского учения о Боге Отце, Сыне и Духе Святом, о Божественной любви к падшему человечеству, которую явил Бог в искупительном подвиге воплотившегося Сына Божия.

По учению епископа Феофана, вера открывает человеку весь порядок Божия домостроительства нашего спасения, в котором он ясно видит свое место и назначение. Свет Христовой истины пронизывает глубины человеческого самосознания, обнажая греховные язвы человека, показывая глубину его падения и ненормальность его состояния. «Если просмотреть все Божественное Откровение, — говорит владыка в одном из своих слов, — от начала его до конца, то в уме нашем вообразится все домостроительство нашего спасения, или все дивное Божие о нас смотрение, которым благоволил Он спасти нас погибавших».

Евангельская вера есть вера во Христа как Сына Божия: Бог Отец открыл Себя миру через Единородного Своего Сына, Который снизошел на землю ради спасения всего человечества. Поэтому никто не может быть спасенным и оправданным пред Богом без Ходатая нашего спасения — Христа. Только живой верой в Него человек может выполнить свое назначение. Спасение души — главное, но спасает Спаситель, а сам человек свидетельствует только веру и преданность Ему. Господь же по мере стремления к Нему подает все необходимое для спасения.

Евангелие предлагает всем жаждущим спасения познать истину во Христе, и Господь дарует людям веру как средство восприятия Божественных истин, непостижимых для человеческого разума, свободного признания существования Бога и истинности всего сообщенного нам Откровением. Но познание Божественных истин верой не упраздняет восприятие умом вещей, не подлежащих непосредственному наблюдению человека, или рассудочное принятие евангельских истин на основании свидетельств слова Божия. Наоборот, познание есть начало истинной веры, так что вера необходимо предполагает знание, а знание переходит в веру. «Иначе во что и веровать, если не будут знать сего учения», — говорит владыка. Вера непременно должна соединяться с разумным познанием ее предмета, но до определенных границ, которые определяются возможностями человеческого разума.

Нисходя с неба как дар Божественной благодати, вера сообщает настолько высокие истины, что ограниченный ум человека не в состоянии до конца постигнуть их, и на определенной Богом ступени постижения этих истин вера подчиняет себе разум. Однако знание христианского вероучения и вера в истинность Божественных догматов сами по себе не могут даровать человеку спасение. «Это есть знание веры, — говорит Святитель, — но не вера еще». Истинная спасительная вера проникает в душу человека, объемлет все ее силы. Она приводит в движение ум, волю и чувство и не есть только холодное признание бытия Божия и истин веры, а есть горячее и энергичное, истинное и полное убеждение в истинности Того, в Ком мы живем, движемся и есмы (Деян. 17, 28). Уверовавший должен принять истины веры не только в уме, но и в сердце, потому что сердце является корнем и центром духовной жизни.

«Вера начинается с того момента, — говорит владыка, — когда содержание ее начинает входить в сердце и производить там соответственное себе чувство». Такая вера одухотворяет все сердечные движения человека, побуждает его к личному участию в деле усвоения плодов спасительной жертвы Христовой. Проникая посредством сердечной веры в смысл спасительных Божественных тайн, христианин начинает глубже понимать и сознавать безпредельность подвига Сына Божия, который Он подъял ради спасения падшего человека. «Истинную веру в сердце имеющий, — говорит святитель Феофан, — подобно апостолу Павлу, исповедует: верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне (Гал. 2, 20). Сын Божий весь мир возлюбил и за весь мир предал Себя, но святой Павел, а с ним и всякий верующий, сию Его любовь и сие Его благодеяние себе присвояет. Такое исповедание есть венец веры, и оно не иначе возможно, как когда делом приимет кто оправдание, освящение, возрождение и очищение».

Источником спасительной веры является Божественная благодать, которая влечет человеческое сердце к Богу. По мысли Вышенского Затворника, вера походит на некую духовную атмосферу, в коей развивается и растет дерево спасения; но самое насаждение и возрастание сего дерева производится действием внутренних сил, возбуждаемых и укрепляемых действием Солнца благодати. Спасение христианина совершается напряженной деятельностью своих сил, возбуждаемых верою, при помощи Божией благодати. Эту мысль епископ Феофан ясно выражает следующим сравнением: «Если бы Господь показал нам только чему веровать и как должно жить, и с этим одним оставил, то мы походили бы на того, кто освещен светом солнца, видит дорогу, по которой надо идти и сознает, что он должен по ней идти, иначе пропадет; а сил к тому, чтобы идти не имеет, потому что расслаблен и болен. Но в таком случае лучше бы ничего не знать и не видеть, чем, узнавши и увидевши, не иметь возможности воспользоваться указанным и увиденным. Милосердный Господь не оставил нас с этим одним, а благоволил устроить нам ниспослание благодати Пресвятого Духа, чтобы Он, действуя в нас, содействовал нам в спасении нашем».

Вера, оживляемая благодатью, является основанием спасительной деятельности человека, началом и двигателем его духовной жизни. Как движущая сила нравственного роста христианина благодатная вера непременно проявляется во всех его внешних действиях, поступках и особенно в добрых делах. Своим выражением вовне истинная вера как бы охватывает всю личность человека, всю сущность его внутренней жизни и внешнего поведения, устремляя все существо человека к Богу, к вечной и непреходящей жизни. Деятельно вступающий в порядок жизни, указываемый верой, самым делом ощущает и испытывает ее благодатные действия вовне. «Свет истины и чистота святости и безстрастия, — наставляет владыка, — суть две стороны преображения нашего внутреннего. Ни того, ни другого сами собою сделать мы не можем. Того ради обетована и дается нам благодать Божественная в святых Таинствах. Искра ее полагается в святом Крещении. Питается огненность ее во всю жизнь нашу в святом Покаянии и Причащении, а разгорается и раздувается при вере и доброделании, участием во всех молитвенных и освятительных чинах Церкви. Когда искра, падши в горючее вещество, раздувается ветром, то скоро превращается в пламень. Так и в нас, когда искра благодати, нами воспринятая в Крещении и поддерживаемая в Покаянии и Причащении, возгревается нами посредством трудов в благочестии и добре, то светит не только внутри нас, но и вовне».

Совершенство веры имеет теснейшую связь с внутренним духовным преуспеянием христианина. Совершенная вера подвигает все существо человека к стремлению жить по началам Божественных заповедей, устремляет все его силы ко Христу и полному послушанию Его всесвятой воле. Поэтому, как учит епископ Феофан, христианин должен употребить все усилия к неуклонному пребыванию в исполнении святых Христовых заповедей, и, делая то, что повелевают заповеди, он придет к чистоте и безстрастию, которое, ублажая здесь, и тамошнему блаженству полагает прочное основание. Вот почему духовное совершенство христианина и его спасение немыслимо без совершенной веры.

Определив значение спасающей веры в духовной жизни человека, богомудрый Святитель, подвигнутый заботой о спасении людей, не оставил без внимания и негативные стороны рассматриваемого вопроса, то есть — каких крайностей необходимо остерегаться, чтобы сохранить силу и чистоту веры. В своих наставлениях он пишет о том, чтобы мы боялись жить без православной веры. «Кто не содержит правой веры, тот не может взойти в правое состояние, а кто не взойдет в правое состояние, тот не может право действовать. ...Вера не есть только образ познания Бога и наших к Нему отношений; она совмещает и все спасительные учреждения, Богом данные. Спасительные учреждения составляют действующую веру». Отсутствие веры, то есть неверие, или равнодушие к вере служат препятствием к благодатному воздействию Бога на душу человека и являются болезнями, которые тем опаснее, что зарождаются и разрастаются незаметно.

Как показывает святитель Феофан, оскудение веры происходит от внутренней холодности и равнодушия, нерадения и нежелания возгревать дар веры. А там, где нет живой веры, нет Христа, нет, следовательно, и спасения. Поэтому веру надо беречь, так как потерявшим ее очень трудно будет вновь обрести. Следовательно, все ищущие спасения должны сохранять и укреплять в своей душе живую и деятельную веру во Христа и не исполнять греховных вожделений плоти, не прилепляться сердцем к мирским вещам, славе, богатству и почестям временной жизни. И если внешние греховные влечения способствуют охлаждению в душе христианина веры в Бога, то тем более следует остерегаться еще более пагубных внутренних привычек, то есть страстей: «гнева, ненависти, зависти, скупости, тщеславия, гордости и тому подобных», которые нарушают союз человека с Богом и окончательно уничтожают веру.

Усилия христианина, направленные на укрепление веры, равно как и употребление богодарованных средств спасения, не остаются безплодными. Согретая теплой молитвой, одухотворенная чтением слова Божия, оживотворенная Святыми Христовыми Тайнами, вера возвышает разум христианина, управляет его волей, освящает его чувства. Такая вера воспитывает в человеке всецелую преданность Христу как своему Богу и Спасителю, побуждает верующего отказаться от себялюбия и стремиться к стяжанию праведности Христовой, влечет его к осуществлению того высочайшего идеала чистоты и святости, который принес на землю Христос.

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 65
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011