На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: январь-февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Феодосий (Бильченко) /Архиепископ Полоцкий и Глубокский
Феодосий (Бильченко)
Архиепископ Полоцкий и Глубокский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Опыт и традиции

ВОСПИТАЙТЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОСЛУШАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ

Предыдущая Следующая

 

Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий

 

Доклад на форуме «Глинские чтения» 30 января 2008 г.

 

Почему, по мнению многих иностранцев, внешность русского человека отличается особенной одухотворенной красотой, хотя красивые лица есть во всех странах мира. Почему они с изумлением отмечают, что в России, как нигде, сохранилось глубокое внутреннее достоинство, доброжелательность, гостеприимство, жалостливость?

Почему это так? Да потому что тысячу лет наша нация была глубоко духовной, соблюдала закон Божий, церковные установления – и Господь даровал ей красоту внешнюю и внутреннюю.

А истоки воспитания человека – в семье. Все слышали о Домострое, ведь это был почти монашеский устав жизни, в нем все было соотнесено с Евангелием, с учением Церкви. И в духе этих установлений, Божественных и церковных, складывалась вся личная, семейная и общественная жизни целой нации.

Сегодня, к счастью, мы стали часто видеть в наших храмах молодых женщин, ожидающих ребенка. Они исповедуются и причащаются. Это очень важное духовное средство освящения и укрепления души и тела матери и ее будущего дитя.

И вот ребенок появился на свет. Тут хорошо бы провести четкую грань между историческим достоянием нашего народа и теми разрушительными новациями, которые сегодня вводятся в область педагогики и воспитания подрастающего поколения. Начнем с наших святых правил и норм: младенца нужно причащать святых Христовых Тайн. Я как архиерей вижу, как каждое воскресение причащаются десятки младенцев. Это очень радостно, что ребенок, который еще не умеет отличать правую ручку от левой, уже приобщается святых Христовых Тайн.

Само причащение может быть своего рода пробным камнем, показать, как зачинался ребенок, при каких условиях возрастал в утробе матери, как в настоящее время живет молодая семья. Большинство деток, когда их подносят к чаше, проявляют полнейшее спокойствие. Но бывают случаи, когда спокойно сидевший на руках матери малыш по мере приближения ее к чаше кричит, мотает головой, размахивает руками и ногами. Дитя еще не понимает, куда его несут, кто стоит перед ним, но дух, который в нем, не терпит святыни. Поэтому родителям такого младенца всегда приходится говорить: обратите внимание на образ жизни в семье, почаще приносите дитя в храм Божий.

Кстати, сильнейшим негативным фактором в семейной атмосфере является «черный ящик» – проводник зла и порока. Можно по пальцам пересчитать телевизионные программы, которые имеют созидательный характер. Зато разлагающих душу человека – десятки.

Никто из нас заведомо не впустил бы в свой дом преступника, убийцу, развратника. Но вот через телеэкран они спокойно проникают в дом, живут в нем, а с ними в нашу семью входит и дух, владеющий той или иной страстью. Поэтому давайте будем внимательны к духовной атмосфере нашего дома.

Когда ребенок уже подрос и мы видим первые признаки его сознательного мышления, надо обязательно вложить в его сознание мысль о Боге, о Создателе. Детская душа легко и с радостью воспринимает эту благую весть.

Затем нам предстоит труд над воспитанием у ребенка послушания. К несчастью, многие современные методики воспитания являются плодом человеческих страстей. Иногда просто диву даешься, как наши педагоги не замечают их деструктивного характера. Например, лет десять назад «доктор Спок» учил, что ребенку нужно давать полную свободу, раскрепощать его. Все это противоположно Священному Писанию и учению святых отцов. Евангелие говорит: Господь был послушен до смерти, смерти же крестной. Сам Господь говорит: «Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем».

Послушание, покорность, подчинение — это азы духовной жизни и воспитания духовной личности человека. Наше наследие от Адама в плане своеволия живет уже во младенце и передается в грядущие поколения, и с пеленок надо воспитывать послушание и подчинение старшим, ибо если мы пропустим этот момент, то тяжко нам будет в дальнейшем. К одному старцу пришли родители, чтобы узнать, с какого возраста надо воспитывать дитя, а старец спрашивает, как он у вас лежит, вдоль постели или поперек? — если вдоль, то вы уже опоздали. То есть, если возраст год, два, три, то вы уже опоздали. Так что воспитывать послушание и подчинение родителям надо начинать с пеленок.

Приведу пример из жизни моего друга. Дело было много лет назад, сейчас это дитя выросло и уже имеет своих детей. Сразу после окончания Академии приехал ко мне друг, отец Иоанн, поговорили о житье-бытье, я о монашеском, он о семейном. У него к тому времени было уже трое детей, и третий, говорит, у нас — это что-то из ряда вон выходящее: везде своеволие, везде только «я хочу», «я желаю». До трех лет с матушкой Галиной они это терпели, но потом видят, что дальше так продолжаться не может — или он будет хозяином в доме или они с матушкой. И решили, наконец, прервать это самоволие в младшем сыне. Случай представился очень интересный и очень полезный: он разбил вазу. Без спроса полез на шкаф, что-то задел там, все упало и разбилось. Отец Иоанн рассказывал: мы ему говорим, что же ты сделал, кто тебе велел туда лезть, а он потупил голову и вины своей не признает. «Вот я хочу., вот я хотел...» — «Но ты же виновен» «Нет, я не виновен, я хотел...» — «Ах ты хотел, негодный мальчишка! Так вставай в угол и стой до тех пор, пока не попросишь прощения». То есть применили чисто педагогический подход, чтобы в психологии ребенка произвести перелом и заставить его подчинить свою волю воле родительской. Решили: если мы этого сейчас не сделаем, то очевидно, что дальше уже все будет бесполезно, поскольку ребенок только сильнее укоренится в своеволии.

И вот стоит он в углу час, два, три. Наступило время обеда, накрыли стол, все садимся: «Ну, как, ты осознал свою вину?» — «Нет, я не виноват» — «Нет? Так стой дальше». Хотя для матери такая еда была уже не еда. Ну, сделали вид, что поели, говорят: «Теперь пойдем погуляем. «Ну, ты как? Признаешь свою вину?» — «Нет, я не виноват». Ушли на час погулять, но какое уже там гуляние было, вернулись домой: «Вину признаешь?» — «Нет». С матушкой Галиной чуть не обморок. Жалко же ребенка: всего три года, стоит в углу голодным несколько часов.

Решили форсировать ситуацию, пошли на педагогическую хитрость. Послали старшего сына со стаканом сладкого чая его уговорить. Тот подошел: ты чего здесь стоишь? – мы уже поели, попили, в футбол погоняли, а ты стоишь как осел, голодный, холодный, иди быстро сознавайся и сразу выпьешь чаю с конфетами. «Да, да я виноват! Я больше не буду…» Вот с этого нам надо было начинать, говорил отец Иоанн, сразу ломать его самость и своеволие. Но с тех пор они уже жестко держали линию строжайшего послушания родителям.

Вот так: мать и отец, два взрослых человека, трехлетнюю крошку уламывали целый день. Но этот крошка знал свою цель: если он сейчас переупрямит родителей, если они сейчас ему уступят, а сердобольная мать из жалости к ребенку уже была близка к этому, тогда он станет безраздельным хозяином в доме. Вот как важно с точки зрения психологической правильно вести себя родителям по отношению к детям.

Следующий элемент воспитания это труд, труд ради Христа. Не лелейте своих детей, не будьте им палачами. Потому что безмерная родительская любовь губит человека. У премудрого Сираха так написано: не лелей детей своих, ибо потом ужаснешься от них. Любовь родительская бывает настолько неразумной, что закрывает глаза на шалости, на пороки и даже на безумства своих детей, мол, пусть потешатся, они же еще маленькие. А это политика преступная.

У нас в Витебской области несколько лет назад была история: внуки убили своего деда за медали и ордена, которые он получил на войне. Был бум, торговали наградами, военной формой. Фашистская пуля на поле боя человека не тронула, а собственные внуки уничтожили. Что изуродовало их личности? Конечно, полная бесконтрольность, воспитывала улица, воспитывал телевизор. Вот когда это случилось, то родители ужаснулись: как могли наши дети убить нашего отца!

Воспитывайте детей в строгости, в покорности, в трудолюбии. С малых лет заставляйте пойти купить хлеба, помыть полы или картошку почистить, пусть не много от этого практической пользы, но ребенок уже не вырастает эгоистом, привыкшим жить на всем готовом. Я благодарен Богу, родителям, что нас строго воспитывали. Не гоняли и не наказывали, ну, может быть, особенно и не за что было, но никогда и не лелеяли. Помню, был студентом, и мне захотелось иметь байковую рубашку, тогда это был «крик» моды. Родители были более или менее обеспечены, отец – кадровый военный, мать – врач, то есть могли бы купить мне байковую рубашку. А они купили хлопчатобумажную, чтоб не потакать моим прихотям.

Ну, тогда собралась нас группа студентов, пошли огурцы разгружать. Нам заплатили, а я эту первую зарплату не смог потратить на себя. Взял и купил матери лимонов, она работала врачом, с раннего утра до позднего вечера, приходила уставшая, и сердечко у нее барахлило, а я узнал, что лимоны для сердца хорошо, и купил матери на первую зарплату целую авоську.

Я благодарен Богу, что нас воспитывали так, что была любовь к родителям и любовь к труду, и понимание, что ты сам должен что-то делать, а не кто-то для тебя. Студентами мы ходили не только огурцы разгружать, но и кирпичи, даже сыпучий цемент. Ночь разгружаешь, а утром на лекции. Потом месяц с тебя отваливается цемент, потому что он не смывается водой, а сразу схватывается коркой. Но я рад, что с молодости узнал, что такое кусок хлеба, что такое труд человеческий, прошел строгую школу жизни. В этом горниле формируется душа человека. Поэтому труд является неотъемлемой частью семейного воспитания. Не будут дети трудиться, не вырастут из них приличные люди. И в семье они будут никчемными, и для общества тягота.

Бывает так: совершит молодой человек преступление, и все в шоке: школа, соседи, родители. Да как же так! Они же хорошие мальчики. На суде мать говорит: да мы же с пеленок их лелеяли, да мы же никогда не позволили им даже пол подмести, мы им и лыжи покупали, и велосипеды покупали, и машины покупали, ни днем ни ночью покоя не знали, зарабатывая деньги, чтобы только дать им все. Это высказывание человека, который не имеет понятия о христианском процессе воспитания. В советское время христианская наука воспитания была полностью уничтожена, и родители считали, главное – накормить-напоить, и чтобы дети ни в чем не знали нужды. Это был эталон советского воспитания детей. И если из сына вырастал хулиган или вор, родители искренне недоумевали, как это могло произойти, ведь они ничему плохому его не учили.

Но на этом арсенал наших духовных средств остается неисчерпанным. Есть еще молитва. Молитва родителей, особенно молитва матери, испокон веков считалась сильнейшим средством спасения душ детей. Много лет назад, когда я служил в Киеве, ко мне в храме подошла женщина средних лет и рассказала, как она пришла в Церковь. Пятью годами раньше, когда умерла ее мать, человек глубокой веры, она была ярой атеисткой. Сколько мать жила, столько дочь воевала с ней, кощунствовала и обличала. А мать лет тридцать за нее усердно молилась. Но Господь не дал ей во время земной жизни увидеть дочь верующей, она так и скончалась в слезах о дочери-атеистке. Но когда дочь во время похорон исполнила материнский наказ и пригласила священника проводить ее по-христиански, то во время отпевания прозрела, вдруг поняла, что есть Бог, и теперь заняла место матери в храме.

Родители, даже если нет у них видимой надежды, не должны оставлять молитвы о детях. Господь может выполнить их просьбы даже после их смерти. Но это крайний случай. Потому что родительская, материнская молитва очень часто венчается благими плодами еще при их жизни. Поэтому первое и последнее средство – это искренняя молитва родителей к Богу о своих детях.

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: РУССКИЕ ПАСТЫРИ - СВЯТЫЕ ВОЖДИ НРАВСТВЕННОСТИ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Памятные даты
«СЕМЬЯ: ЕЕ ПРОЧНОСТЬ, ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЕСЬ СТРОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А.А. ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации: ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Архиепископ Верейский Евгений: СУПРУЖЕСТВО – ЭТО ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Митрополит Ловчанский Гавриил: ЕСЛИ ВЫ ПРОСЛАВЛЯЕТЕ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ, ЗНАЧИТ ОНИ ВАС БЕЗ ПОМОЩИ НЕ ОСТАВЯТ
П.В.Хорошилов, Н.И. Булаев, Н.А. Панков: ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
Г.С. Полтавченко: УЧАСТНИКАМ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ «НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
«НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ»
ДЕЛА ДОБРЫЕ
Свт. Игнатий Брянчанинов: ИЗ «АСКЕТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ» СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: ВОСПИТАЙТЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОСЛУШАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ
Л.М. Донченко: «СИМФОНИЯ...» УЧИТ ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
А.В. Морозов: КАК СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Т.А. Шевченко: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О СЕМЬЕ
С.В. Меньшенина: РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ
В.И. Даль: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
М.И.Кутузов: «ТРУДНО ОСТАНОВИТЬ НАРОД, ГОТОВЫЙ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЮ ДЛЯ РОДИНЫ…»
С.Т. Аксаков: «ВЫЗДОРОВЛЕНЬЕ МОЕ СЧИТАЛОСЬ ЧУДОМ»
В.А.Солоухин: О ТВОРЧЕСТВЕ С.Т. АКСАКОВА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.
стр. 36
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011