На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Алексий II (Ридигер) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II (Ридигер)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из уст первосвятителя

ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ МОНАШЕСТВА

Предыдущая Следующая

 

Один из разделов доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года посвящен деятельности монастырей и монашеской жизни. Публикуем полный текст этого раздела.

 

За период, прошедший со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, были переданы Церкви многие обители, являющиеся подлинно национальными святынями нашего народа. Это — Киево-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра, Валаамский монастырь, Святогорский Успенский монастырь, ныне ставший Лаврой, Спасо-Евфросиниевский монастырь и многие другие. Только за время, прошедшее после последнего Архиерейского Собора, было открыто тридцать один мужской и тридцать четыре женских монастырей.

Сегодня в них, равно как и в сотнях других обителей, возрождена монашеская жизнь. В монастыри стремятся тысячи паломников, желающих вознести там молитву и получить духовное наставление.

Отнюдь не во всех иноческих обителях завершены труды, связанные с восстановлением храмов и других зданий, с обустройством монастырского хозяйства. Эта работа требует от настоятелей, настоятельниц, наместников и всех монашествующих большого напряжения сил и немалого времени. Вместе с тем в монастырях, где монашеская жизнь была возобновлена десять-пятнадцать лет назад, подчас наблюдается чрезмерная самоуспокоенность. Существует соблазн отложить «на потом» устроение духовной жизни, отдавая приоритет строительству и украшению зданий. Понятно, что заниматься хозяйственными работами проще, чем созидать духовный организм братства или сестричества. Однако, если упустить главные цели монашеской жизни, ради которых возводятся здания и благоустраивается быт в обители, то рано или поздно монастырь оскудеет.

Нельзя не понять желание настоятеля или настоятельницы увеличить численность братства или сестричества. Но нельзя подходить к насельникам как к «рабочей силе», забывая об их духовном возрастании. Ведь главное для монашествующих — в молитве и послушании созидать себя как граждан Небесного Отечества. Монашество — это постоянное трезвение, сердечное горение, непрестанный труд преодоления своей «самости», нескончаемый подвиг жертвенного служения и любви. И если этого подвига недостает, то внешнее благолепие теряет свой смысл.

Весь строй монастырской жизни — от Божественной литургии, которая является ее центром, до любого малого дела — призван служить единению братства или сестричества. Любое разделение в обители противоречит духу монашества. И чем бы ни оправдывались действия, приводящие к разделениям, они по сути своей всегда идут вразрез с волей Божией.

Стремящиеся к подлинной монашеской жизни движимы не только желанием оградить себя от соблазнов мира, но прежде всего любовью к Богу. Ложные мотивы, которыми порой руководствуются отдельные монашествующие, препятствуют правильному устроению жизни в обители. Например, обет послушания и само послушание часто мыслятся не как средство исцеления больной человеческой природы, а как повод принудить человека к исполнению какого-то практического дела. При этом самому делу придается основное значение, а истинная цель послушания игнорируется.

В некоторых монастырях получает распространение практика молитвенного почитания не прославленных Церковью лиц. Это антиканоническое явление сеет смуту и соблазны в умах людей. С тревогой приходится отмечать, что иногда архипастыри рукополагают иноков молодых, недостаточно опытных, или пожилых по возрасту, но недавно принявших постриг, и те сразу становятся духовниками. Кроме того, вразрез с традициями монашеской жизни идет практика направления насельников и насельниц монастырей на участие в многочисленных светских мероприятиях, на служение вне стен монастыря. Данные проблемы требуют внимательного изучения и постепенного разрешения.

Мы хорошо знаем, что монастырь, где возносится Богу горячая молитва, где стяжается духовная мудрость, где люди достигают спасения, — вносит неоценимый вклад в жизнь епархии, Церкви, Отечества. Пусть же все наши иноческие обители будут достойны своего высокого призвания.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Н.В. Маслов: ГОСУДАРСТВО - ЭТО СЕМЕЙСТВО СЕМЕЙСТВ
Поздравления
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ МОНАШЕСТВА
Архимандрит Кирилл (Павлов): ОБ ИСТИННОМ ПОСТЕ И О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний: БЫЛИ ЛИ МЫ ПРИМЕРОМ БЛАГОЧЕСТИЯ ДЛЯ ДРУГИХ?
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Преподобный Гавриил (Зырянов): ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ БОИМСЯ ВЗЯТЬ КРЕСТ?
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.П.Филимонов: СВЕТИЛА НАУКИ У ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
Игумен Петр (Пиголь): ПРОМЫСЛ БОЖИЙ СОЕДИНИЛ ДВУХ ПОДВИЖНИКОВ ВЕРЫ
В.М.Вальков: «...ТЕМ БЛИЖЕ К НАМ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ»
А. С. Бочков: В КРАЮ ПОЛЯРНЫХ НОЧЕЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Вопросы читателям
Преподобный Варсонофий Оптинский: ВЕЛИЧИЕ БОГОМАТЕРИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" август 2008 г.
стр. 7
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011