На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Феодор (Поздеевский) /Архиепископ Волоколамский
Феодор (Поздеевский)
Архиепископ Волоколамский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наставления подвижников благочестия

К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ

Предыдущая Следующая

 

Архиепископ Феодор (Поздеевский)

 

(Продолжение. Начало см. «Русский инок», июль 2008 г.)

 

Немного отличаются от буддийского пессимизма, как и от пессимизма новейших философских учений, в этом отношении, то есть в указании и отыскании смысла зла и страданий, те учения, которые признавали источником зла или Самого Бога, или материальный мир, или даже признавали область и царство зла такой же самостоятельной и абсолютной областью бытия, как и Самого Бога. Ведь и здесь в сущности тоже отнимается у человека радость бытия и жизни и взамен этого ничего не дается, кроме разве той мысли, что и Бог даже бессилен перед злом и, пожалуй, даже подчинен ему. Но ведь от этого человеку не только не легче делается, и не только он не находит примирения со злом и смысла его, а теряет даже и последнюю опору в борьбе с ним, так как, считая Бога бессильным перед злом, человек естественно перестает верить и в силу добра. Вот почему наряду с этими безотрадными и тяжелыми для жизни человека выводами пессимизма некоторые как бы намеренно закрывали глаза на общую картину мировой жизни, утверждали, что настоящий мир — наилучший из всех возможных миров, а что так называемое зло мира и жизни зависит только от ограниченности его, — оттого, что тварные существа должны постепенно восходить от одной ступени совершенства на высшие, и вот на этом-то пути к полному совершенству всякое прежнее сравнительное несовершенство переживается как неприятное состояние, как зло и страдание. Но ведь в таком случае, конечно, не будет и конца страданиям и злу, ибо совершенствование человека должно быть бесконечным, и он, значит, вечно должен переживать недовольство и стремление к лучшему и никогда не найдет успокоения. Человек никогда не может помириться с этим жизненным путем своего совершенствования, в котором он как бы постоянно должен переживать все большие и большие муки рождения. Человек, напротив, ищет и жаждет такого раскрытия и развития своей жизни, чтобы переживать в себе постоянно радость бытия — от сознания, что он оправдывает задачу и цель своей жизни и восходит от силы в силу в своих нравственных совершенствах.

Эту радость бытия и жизни, происходящую от сознания человеком того, что он идет путем истинной жизни и восходит от совершенства к совершенству и своей жизнью и личностью раскрывает в мире физическом и условном органическом отобраз Божественных совершенств, и утверждает христианство. «Сия глаголах вам, — говорил Спаситель Своим апостолам, — да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится» (Ин. 15, 11). А говорил Он то же о скорбях, искушениях и страданиях для апостолов и все-таки утверждал радость бытия и жизни, а не пессимизм и отчаяние. «И вы же, — продолжает Спаситель, — печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин. 16, 22). Итак, есть, значит, возможность чувствовать одновременно и радость бытия и жизни, и скорби ее, — есть, следовательно, какой-то просвет, куда может человек бодро смотреть и среди окружающего зла, и есть, очевидно, такие состояния духа и такое содержание жизни, пред которым бледнеет всякое зло, всякая горечь и страдание и переживается только радость своего бытия и сознание этой радости. Этим бодрящим душу радостным настроением жизни, этим осмысленным взглядом на все скорби жизни и какою-то удивительной примиренностью со всем происходящим в жизни нашей и окружающей могут примирить и нас с жизнью все эти столь дорогие нам живые образы Серафимов Саровских, Амвросиев Оптинских или созданные творчеством великого писателя образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.

А ведь ни эти носители радости жизни, ни Сам Источник всякой радости — Господь Спаситель — не только не отрицали скорбей, но и прямо утверждали их и считали их неизбежными, более того — необходимыми.

Значит, есть в христианстве примирение этих двух как бы несовместимых явлений жизни, есть смысл этих страданий, значит, христианство может и раскрыть тайну, которая искони мучила и мучит человечество. Но не тем раскрывает христианство эту тайну «страды жизни» человеческой, что признает ее напускной или искусственной: напротив, нигде, быть может, не рисуется состояние всего мира и всей жизни человеческой погруженными во зло настолько мрачными красками, как в Библии, — а тем, что действительно объясняет происхождение всеобщей суеты жизни и томление духа и указывает ясно, в чем именно человек должен утвердить свою мысль и свою волю, чтобы бодро пройти путь жизни.

Христианское откровение объясняет тайну страданий человеческих и суеты мира грехопадением человеческим, через которое зло, зародившееся в области бытия чисто духовного, в мире ангельском, перенесено было из этой надземной сферы и в область бытия чувственно-духовного, в область жизни человеческой и физического мира. А злом, которое зародилось в области духовно-разумного, невещественного бытия, в мире ангельском, христианское откровение называет не физические страдания, которые на самом деле — не зло, а то ложное беззаконное направление воли разумных существ, когда они, отрешаясь от Бога, думают самостоятельно создать свою жизнь вне зависимости от Бога и в полном отрешении от Него. Зло, говоря кратко и языком святоотеческим, есть ложная и фальшивая сама по себе мысль тварного существа о своей якобы самостоятельности, и происходящее отсюда противление воле Божией и тому порядку и закону бытия и жизни, которые положены Богом для жизни и деятельности каждого существа в мире.

Ведь всякое созданное существо и всякое тварное бытие, вызванное к бытию и жизни волею Божиею и признанное Богом «зело добрым», постольку может сохранять эту свою первобытную доброту и охранять общую гармонию мировой жизни, поскольку ни на один момент своей жизни не выступает из пределов того закона бытия и жизни, который ему дан Творцом мира, и ни на один момент не теряет своей зависимости от Бога, в Котором одном только он имеет опору жизни.

Сознать, что я могу жить и вне зависимости от Бога и могу строить свою собственную жизнь, руководясь только своей волей, — это значит совсем отказаться от жизни и ввести в нее полное расстройство и дисгармонию, ибо всякое тварное существо может жить под тем лишь одним условием, если будет сознавать, что творческое слово «да будет» и теперь неизменно действует во всем мире и в нем самом и должно всегда действовать для блага всего сущего.

Грехопадение ангелов и грехопадение человека, внесшее собою зло во все области бытия — как духовного, так и материального — в том и состояло, что ангелы и люди захотели быть самостоятельными носителями своих совершенств и жизни, порвали свою непосредственную связь с Богом и пошли по пути своей собственной воли. Диавол, бывший прежде ангелом, ослепленный своими совершенствами, возомнил, что этот блеск совершенства он имеет не по благодати Творца мира, а в силу собственного своего могущества, и через это он не устоял в истинном своем бытии, т.е. в отношении подчинения Богу, а отделил себя от Бога во имя своей самостоятельности и независимости. Это-то именно фальшивое сознание своей независимости, этот призрак самобытности и извратили в целой части мирового бытия, именно в области духовно-разумного бытия, истинный закон жизни и внесли сюда первое явление зла и страданий, которые всегда переживаются и воспринимаются сознанием человека как нарушение гармонии жизни, а где нарушение истины и гармонии, там и страдания. И зло, поэтому, — не что иное, как воля разумного существа, действующая в направлении, противоположном воле Божией и независимо от нее. Грехопадение наших прародителей было только дальнейшим распространением этого зла — стремления жить независимо от Бога — из области чисто духовной в область мира телесно-духовного.

Библейский рассказ о грехопадении прародителей как причине зла и страданий в мире, в отличие от философских учений, поражает нас удивительной простотой, так что неверующая мысль признает его насмешливо простой сказкой или мифом. Рассказ этот всем известен с детства, все знают, что прародители наши нарушили заповедь Божию о невкушении плодов с древа познания добра и зла, и за это ослушание Господь изгнал их из рая, осудив их и всю тварь на суету, страдания, скорби и смерть. По-видимому, такие ужасные следствия, как общее страдание мира, далеко не соответствуют вызвавшей их причине, и библейское обяснение тайны мирового зла представляется очень наивным. Но в том-то и заключается достоинство и превосходство высшей мудрости, что она умеет просто объяснять глубокие тайны.

Итак, грех первого человека явился действительным злом и гибелью для него, и в рассмотрении библейского рассказа о грехопадении нужно останавливаться не на внешней только истории его, а на внутренней стороне смысла заповеди и еще на той внутренней стороне духовных настроений воли и разума человека, которая выразилась в нарушении заповеди. Когда человек волею и мыслью по соблазну диавола уже отступил от Бога, захотел быть равным Ему и самостоятельным носителем своей жизни, он начал эту свою самостоятельную деятельность не чем иным, как угождением чувственности — вкушением плода запрещенного дерева. «И виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети, и вземши от плода его яде», — говорит слово Божие, описывая факт грехопадения и те внутренние мотивы чисто животного свойства, которые руководили и которые проснулись сразу в человеке после преступного намерения отступить от воли Божией и охлаждения любви и доверия к Нему.

Каким образом первый же шаг свободной и самостоятельной деятельности человека, не хотевшего жить по-Божьи, был угождением чувственности, угождением телесным влечениям, которым человек в первом же своем акте свободной и самостоятельной деятельности придал как бы первенствующее значение и поставил их даже выше духовных, тогда как по идеалу жизни дух должен был господствовать над телом и подчинять его себе как орудие деятельности? Но это господство духа над телом могло быть только тогда, когда дух человека сам как бы держался за Бога и через это занимал должное свое положение. Отступивши же от Бога и от своего истинного закона и направления жизни, он естественно должен был подпасть в рабство иному закону — «закону плоти и греха», которые (плоть и грех) прежде были бессильны против него, а теперь получили силу и господство. Это господство чувственности и плоти явилось и является для падшего человека обычной стихией и характерным содержанием его жизни и вместе с этим является и как бы проклятием жизни и ужасным бременем, так что даже такие великие силой Божией люди, как апостол Павел, с отчаянием взывали: «Окаянен аз человек! Кто мя избавит от тела смерти сея?»

Главное зло в жизни падшего человека в том и состоит, что он внутри себя носит постоянный разлад и вражду, ибо дух человека, отрешенный его собственной волей от Бога, все же томится и жаждет богоподобной жизни как истинной своей жизни, но воля человека не только свела его с высоты богоподобия, но и придала господствующее значение телесным потребностям человека. Так, эти двоякие стремления человека — духовные и телесные — влекут человека каждое на свой путь, и человек силою первого своего греха принужден волею или неволею подчиняться этим последним стремлениям плоти. И ему необходима снова Божественная сила, чтобы освободиться от этого плена плоти. Хорошо выражает это мучительное бессилие падшего человека к добру и страшный разлад внутри его апостол Павел, когда говорит: «Желание добра есть во мне... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного». (Рим. 7, 18, 22, 23).

 

(Окончание следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Н.В. Маслов: ГОСУДАРСТВО - ЭТО СЕМЕЙСТВО СЕМЕЙСТВ
Поздравления
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ МОНАШЕСТВА
Архимандрит Кирилл (Павлов): ОБ ИСТИННОМ ПОСТЕ И О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний: БЫЛИ ЛИ МЫ ПРИМЕРОМ БЛАГОЧЕСТИЯ ДЛЯ ДРУГИХ?
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Преподобный Гавриил (Зырянов): ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ БОИМСЯ ВЗЯТЬ КРЕСТ?
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.П.Филимонов: СВЕТИЛА НАУКИ У ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
Игумен Петр (Пиголь): ПРОМЫСЛ БОЖИЙ СОЕДИНИЛ ДВУХ ПОДВИЖНИКОВ ВЕРЫ
В.М.Вальков: «...ТЕМ БЛИЖЕ К НАМ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ»
А. С. Бочков: В КРАЮ ПОЛЯРНЫХ НОЧЕЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Вопросы читателям
Преподобный Варсонофий Оптинский: ВЕЛИЧИЕ БОГОМАТЕРИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" август 2008 г.
стр. 21
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011