На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: март-апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Феодосий (Бильченко) /Архиепископ Полоцкий и Глубокский
Феодосий (Бильченко)
Архиепископ Полоцкий и Глубокский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах: Белоруссия

«ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫВАЕТСЯ НЕОБЪЯТНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ МИССИОНЕРСКИХ ТРУДОВ...»

Предыдущая Следующая

 

Интервью архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия
журналу «Глинские чтения»

 

- Ваше Высокопреосвященство, в Вашей епархии мы встретили какое-то особо внимательное отношение к вопросам воспитания, выходящее далеко за рамки церковной общины. Вы целенаправленно ведете активный и, судя по всему, плодотворный диалог со светскими людьми.

- Почему мы так много внимания уделяем вопросам воспитания и не только церковного? Прежде всего это благословение Святейшего Патриарха Алексия П. Святейший Патриарх в одном из своих выступлений сказал прямо: «перед нами открывается необъятное поле для миссионерских трудов...». После десятилетий атеизма и отвержения Церкви от жизни общества Господь дает нам благоприятное для проповеди время. И Церковь должна заявить о себе в полный голос: сказать о заповедях Божиих, о нормах человеческой жизни, - ибо отступление от этих благодатных заповедей и привело к катастрофе величайшей в мире страны. Мы, видя своими глазами последствия атеизма и бездуховности, видя, как погибают наши ближние, не можем молчать, не можем спокойно молиться в своих храмах и кельях. Зная проблемы и беды нашего общества и зная истоки их, мы обязаны нести людям слово Божие.

 

- Как Вы считаете, изменило ли время требования к формам просветительской деятельности?

- Законы морали, законы нравственности одни для всех эпох. Формы и методы работы могут меняться, но сама суть проповедничества всегда одна и та же. Прежде всего она подразумевает формирование мировоззренческой платформы: веры в то, что есть Создатель, есть Высшая сила, есть Высший судия. И только на этом фундаменте может строиться какая бы то ни была деятельность на земле. Исходя из этого, мы и приступаем к просвещению в области воспитания, семейной жизни, жизни общества и так далее.

А методы и формы работы самые разнообразные. Прежде всего это воскресные школы. Кроме того, многочисленные общественно-церковные мероприятия: конференции, семинары, чтения. Они очень много дают людям, мыслящим и ищущим, которые любят свою Родину и желают, чтобы она воскресла духовно и в дальнейшем имела процветание и в экономической, и в социальной области.

 

- Всегда ли Вы находите отклик и понимание?

- Вы сами видели, какой отклик у педагогов нашего региона имели выступления преподавателей Московской педагогической академии. Они демонстрировали стопроцентный интерес и внимание в течение многих часов. Замечательно, что учителя, собравшиеся на чтения, удивлены и даже в какой-то мере потрясены той глубиной идей, которые им сегодня открылись. Значит, это востребовано, это необходимо, это является духовной пищей даже для той части общества, которая еще, может быть, находится вне Церкви.

 

- Вы давно сотрудничаете с Московской педагогической академией?

- Я знаю сотрудников МПА много лет, но до сих пор у меня не было возможности выслушать их от начала до конца. Нынешние чтения заставили по-новому взглянуть на их работу. То, что они преподают, это и есть онтология, то есть сущность нашей жизни, сущность личности, семьи, вообще жизни общества и государства. Они возвращают основополагающие моменты бытия, которые ушли из поля нашего зрения, заставив нас копаться в хламе вторичных явлений.

Мне приходилось слушать крупнейших психологов нашей эпохи, профессоров педагогики. Поражало то, что у них не было цельного представления, где причина, где следствие, где добро, где зло, что можно, а что противопоказано, - полный сумбур в голове! Чем это можно объяснить?

До учебы в Семинарии и Академии в Сергиевом Посаде я имел среднее специальное и высшее образование, но только когда пришел в духовную сферу, то как будто раздвинулись рамки в сознании, появились и глубина взгляда, и охват проблем. Наш первокурсник по глубине мышления превосходит выпускника МГУ! А МГУ по специализации - это уникальное учебное заведение: биологи, физики докапываются до глубочайших тайн мироздания. Но вот масштабности мышления у них нет. Отчего это так? Оказывается, эта узость происходит оттого, что нет фундамента, нет онтологии. Так вот эту масштабность, этот кругозор дает только духовное просвещение и образование. Сегодня я вижу: МПА возвращает нам сущностное зерно явлений, которое было, есть и будет до конца века.

 

- Конечно, истинные знания не могут противоречить вере. Но по-прежнему остается непреодолимым противоречие: образованных людей знание, по словам апостола Павла, надмевает, и они глядят на Церковь свысока, а люди, глубоко церковные, подчас с пренебрежением относятся к любому образованию.

- Давно пора уже пересмотреть эти догмы, что наука и религия будто бы несовместимы. Макс Планк, основатель квантовой теории, еще в 1936-м году, выступая в Тартуском университете, говорил о том, что атеизм оказывает разлагающее влияние на все народы мира, и что наука должна сказать ему свое «нет». Он ссылается в своем докладе на бесчисленное множество законов и явлений, которые указывают на существование Высшего интеллекта, Высшего разума. Он доказывает, что все в мироздании строго рассчитано, с целью обеспечить человеку условия жизни. И кончает свой доклад словами: «Долой атеизм! Да здравствуют наука и религия, которые ведут к одной цели - к Богу!»

А в 1995 году в Дубне, в Центре ядерных исследований России, была двухдневная конференция физиков, биологов и богословов на тему о происхождении жизни. На нее собрались ведущие специалисты в своих отраслях знаний. Были и верующие, и неверующие, и ярые атеисты. Но на конференции было принято общее коммюнике: случайное возникновение мира исключено, он тщательно спланирован.

И если уж наукой доказано, что есть Высший интеллект, Высшая сила, Высший дух, который нас создал, то наша обязанность исполнять, те законы, которые дал Творец. Иначе - гибель.

 

- Кстати, в дни нашей встречи в Полоцке происходил очередной акт трагедии бывшей православной европейской страны Югославии - окончательная потеря исконной территории Косово.

- Знаете, что еще меня потрясло в эти первые дни после отделения? В главном храме страны собралось на молебен вместе с президентом, премьер-министром и архиепископом до полумиллиона человек - сербы в последние годы выстроили такой огромный храм. И я подумал, сербы, наши братья, после многих лет заблуждений и страданий возвращаются к своим историческим истокам...

Вспоминаю свою поездку в Югославию в середине 80-х вместе со студентами и преподавателями Московской Духовной Академии. В то время это была процветающая европейская страна: великолепные города, зеленые проспекты. Нас поразило пресыщенное жизнью общество, преуспевающая «золотая» молодежь и легкое отношение ко всему религиозному, духовному даже среди семинаристов. Древнейшие, красивейшие храмы были пусты, зато казино, бары и рестораны переполнены. Возвращаясь, мы говорили: «Такая исстари православная страна, и до какого же низкого уровня в духовной жизни опустилась». И вот слышим: бомбят Югославию, «христианская» Америка уничтожает те храмы и монастыри, которых когда-то не тронули даже турки; война, человеческие страдания, расчленение страны...

Участь Югославии может постичь любую славянскую страну, если она вовремя не остановится на путях удаления от своих духовных ценностей. Дай нам Бог, всеми силами души это осознать и принять решительные действия, чтобы вернуться к своему духовному, спасительному центру.

 

- Владыка, Вы родились и выросли в советское время. Как шло Ваше внутреннее становление?

- Прежде всего наша семья была верующая. Бабушка молитвенным подвигом своей жизни духовно осоляла нашу семью. Мать моя, врач, также была верующим человеком. Отец никогда не был противником нашего уклада жизни, хотя как кадровый военный во времена ярого атеизма в храм ходить не мог. И зерно веры, вложенное с детства, потом проросло.

Когда я вырос и получил образование, то Промыслом Божиим, без всякого своего желания, а тогда и по желанию, это было не так-то легко сделать, попал в среду видных ученых Советского Союза. Я увидел в лице выдающихся физиков людей глубоко религиозных. И хотя им нельзя было открыто молиться и креститься, но это были люди, которые несли в себе глубокую веру в Творца, в Создателя. Когда они приходили к нам, молодым специалистам, то их словами перед началом эксперимента были: «Бог вам в помощь», «Дай Господи, чтобы все было хорошо». Это была глубокая вера с оттенком мольбы о помощи. Общаясь с этими людьми, я увидел, что чем образованней человек, чем шире круг его знаний, чем чище его душа, тем он религиознее, тем он светлее в своем духе. Наоборот, люди малообразованные могли кощунствовать, смеяться над верой. Это меня сильно укрепило на пути веры.

Сама жизнь, если ты веришь, дает подтверждение твоей веры на каждый день и на каждый час. И вера от этого усиливается и делается более крепкой. Потом уже, если чувствуешь призыв Божий, то наступает момент, когда надо вступить на иной путь, оставив путь жизни светской для служения Церкви, служения Богу.

 


Доказательством совершенной любви к Богу является искреннее и благожелательное расположение к ближнему.

Преподобный Максим Исповедник

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ, ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
ИВЕРСКАЯ, ПАРТАИССА, ВРАТАРНИЦА
ПОЛОЦК: НА ЗЕМЛЕ СВЯТОЙ КНЯЖНЫ И ИГУМЕНИИ ЕВФРОСИНИИ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫВАЕТСЯ НЕОБЪЯТНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ МИССИОНЕРСКИХ ТРУДОВ...»
ЧЕБОКСАРЫ: СЕМЕНА НА ДОБРУЮ ПОЧВУ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Авва Дорофей: О СТРАХЕ БОЖИЕМ
Макарий Оптинский: ЗАМУЖЕСТВО (БРАК)
Л.Ф. Фомина: «ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОСЛОВИЕ ЛИЦ ЧИСТЕЙШИХ, БОГОИЗБРАННЫХ И СВЯТЫХ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): СТРАХ БОЖИЙ
С.В. Меньшенина: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА
ЧИТАЯ ПУШКИНСКУЮ «МЕТЕЛЬ»
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ НИКОМУ НЕ ЗАВИДОВАТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РАССУЖДЕНИЕ
В. И. Даль: ЛИЧИНКА И МОТЫЛЕК
ИЗ КНИГИ «ОЛЬХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
К.Ф.Юон: «ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ И ЕЕ ПРОВИНЦИЙ РОДНИТ ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ»


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.
стр. 20
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011