На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Константинова А.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Святыни земли русской

Символ Церкви воинствующей

Предыдущая Следующая

 

А.А. Константинова

 

В старой Москве было много церквей, освященных в честь Казанской иконы Божией Матери. В наши годы был восстановлен знаме­нитый Казанский собор на Красной площади, построенный во второй чет­верти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литов­ских захватчиков в 1612 году и в па­мять погибших в этой войне русских воинов. Это — первый храм из разру­шенных большевиками святынь, вос­становленный в Москве.

Казанская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в России. Под по­кровом Взбранной Воеводы в 1552 году Казанское ханство было присоединено к России царем Иоанном Грозным, осво­бодившим из плена около ста тысяч рус­ских; после этого началось просвещение татар светом христианской веры.

В Казани Пречистая Богородица трижды являлась девочке Матроне с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Ее икону. Словам девочки не придали зна­чения, и тогда она сама, с помощью ма­тери, откопала в указанном месте сияю­щую чудным светом икону: «Сила Вышняго благодатию Богоматере умуд­ри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земле обретши сокровище святыя иконы Богоматерни, радостно возопи к Богу: Аллилуиа» (3 кондак акафиста). Произошло это 8 июля 1579 года. По благословению архиепископа Иеремии, священник ближайшего Никольского храма, будущий Патриарх Ермоген, в сопровождении крестного хода на руках отнес икону в свой храм. После молебна она была перенесена в казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с исцеления двух слепцов — в знамение покровительства Божией Матери просвещению мусульман православной верой. Список иконы и описание чудес от нее в том же году были посланы царю Иоанну IV Грозному, и он повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери и основать женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона с матерью. В 1594 году святитель Ермоген, тогда уже митрополит Казанский, составил «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани»: «Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщашься блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа» (4-й кондак).

В период Смутного времени, когда Русскую землю раздирали междоусобицы, поляки захватили Москву и хотели посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. По призыву Православной Церкви в лице Патриарха Московского Ермогена русский народ поднялся на защиту святой веры и Отечества, «Дома Пресвятой Богородицы». Взбранная Воевода покровительствовала русскому воинству, и Ее заступлением Россия была спасена. Казанское ополчение принесло с собою список Казанской чудотворной иконы и вручило его князю Димитрию Михайловичу Пожарскому. Ополчению, преодолевшему огромные трудности и отбившему многочисленное войско, рвавшееся на помощь осажденным в Москве полякам, предстояло еще взять штурмом Китай-город и Кремль. Православное русское воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости пред Казанской Ее иконой, и Пречистая Владычица вняла их молитвам.

В эти же дни в Кремле умирал от голода томящийся в плену архиепископ Арсений. В ночь на 22 октября ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Радостную весть удалось передать русскому войску, и оно, призвав на помощь Царицу Небесную, взяло штурмом Китай-город и через два дня вошло в Кремль. Казанскую икону Божией Матери князь Димитрий Пожарский поставил в своей приходской церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Икона находилась там до того времени, когда повелением государя Михаила Феодоровича Романова в Москве, близ стен Кремля, выстроили собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот храм был возведен православными людьми в благодарность Господу и Его Пречистой Матери за избавление Отечества от иноземных захватчиков и прекращение смуты на Русской земле.

Первоначально Казанский храм был деревянным, однако вскоре его отстроили в камне. Освящение главного престола произошло в 1636 году. Год спустя был устроен северный придел во имя равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, день памяти которого — 22 октября — ознаменовался освобождением Китай-города. 3 октября 1647 года состоялось освящение южного придела собора во имя святителей Гурия, архиепископа Казанского, и

Варсонофия, епископа Тверского. Царем Михаилом Феодоровичем было установлено совершать в году два крестных хода из Кремлевского Успенского собора до храма в честь Казанской иконы Божией Матери: «един ход июля в 8-й день, в тот бо день чудотворная Ея икона явися во граде Казани», и 22 октября, когда «Пречистыя Богородицы молитвами и помощию взяли у Литвы русские люди град-Китай; того ради уложен ход со Кресты к Пречистой Казанской». В торжественных крестных ходах принимал участие сам государь вместе с патриархом и многочисленным московским духовенством. В градостроительной символике средневековой Москвы Казанский собор имел глубокий смысл. Если Покровский храм на Рву символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами парадной военной формы XVII века — «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова воинства Небесного, сражающегося со зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за Ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора — сочетание красного, белого и золотого цветов — совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического воинства Небесного.

В византийской православной эстетике цвета имели особый символический смысл. Золото было символом Божественного сияния. Красный цвет означал огонь карающий и очищающий. Он также являлся символом Крови Христовой, омывающей грехи человечества. Белый цвет — цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Кокошники символизировали Небесные Силы и пламенную веру. Глубинность символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы — «щита и меча» России и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение воинства Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествует описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей открывалась Казанским собором, разворачивалась в направлении к Лобному месту — московскому образу Голгофы, символу победы Христа — и завершалась образом Града Божия — храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предшественников. Антихрист, лживо выдающий себя за Мессию, будет последним самозванцем на земле, и с Казанской иконой Божией Матери, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иоанн Неронов и затем протопоп Аввакум, не принявшие церковную реформу Патриарха Никона, которая положила начало расколу в Русской Церкви. В Казанский собор Патриарх Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное. Отсюда же Иоанн Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

26 апреля 1755 года в здании Земского Приказа, стоявшего напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, праздничный молебен был совершен в Казанском соборе. Более того, он стал первым домовым храмом Московского университета.

До 1812 года у стен Казанского собора продавались излюбленные народом лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона - карикатуры на французов и их императора. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или, как их еще называли, «ростопчинские афишки» (листовки), написанные московским градоначальником Ф.Ф. Ростопчиным. Он жил в том же доме на Лубянке, который ранее принадлежал князю Пожарскому. В грозные дни лета 1812 года, накануне Бородинского сражения, перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал граф Михаил Илларионович Кутузов, главнокомандующий русской армии.

Прошло еще одно столетие, и собор разделил печальную участь большинства святынь, мешавших осуществлению планов мировой революции. Правда, ранее на средства прихода была проведена реставрация собора под руководством П.Д. Барановского. Перед ее началом реставратор успел сделать обмеры храма, оставив потомкам бесценные чертежи. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву или, как мы привыкли его называть, Василия Блаженного. Казанский собор закрыли, превратив его в столовую и склад, а летом 1936 года разобрали, таким образом «отметив» трехсотлетие храма. Через год на месте Казанского собора появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Б. Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря, как апогей богоборческого вандализма, устроен общественный туалет.

Во второй половине 1980-х годов среди жителей столицы возникло движение за восстановление Казанского собора. Эту инициативу поддержали Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и другие общественные организации. 5 июня 1990 года исполком Моссовета принял решение о восстановлении храма. 4 ноября того же года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля, многолюдный крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви направился к месту будущего строительства. Его Святейшество освятил закладной камень, заложил капсулу и освятил крест (что нашло отражение в настенной росписи храма), установленный на месте строительства храма. Он передал в дар будущему храму Казанскую икону Божией Матери, которая ныне находится в местном ряду главного иконостаса.

Казанский собор был восстановлен по решению Правительства России, стараниями мэра Москвы Ю.М. Лужкова, его заместителя А.С. Матросова и других. Строительство осуществлялось по проекту архитектора О.И. Журина, ученика П.Д. Барановского.

4 ноября 1993 года возрожденный Казанский собор освятил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Роспись храма была начата в ноябре 1996 года и производилась в строгом соответствии с описанием исторического облика собора. Это стало возможным благодаря подвижническим трудам прихожанина Казанского храма историка С.А. Смирнова, который еще в конце 1980-х годов занялся поиском и сбором документов, содержащих описание интерьера и росписей собора.

В настоящее время храм имеет приделы: северный — во имя святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, и южный — во имя священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, и Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Чтимые храмовые святыни — Казанская икона Божией Матери и ковчежец с частицами мощей 84-х святых.

Ежедневно в Казанский собор приходят сотни людей. Многие москвичи и гости столицы принимают в храме Таинства Святого Крещения и Венчания, участвуют в богослужениях.

Традиционно, в день престольного праздника в храме совершает богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Мы верим и убеждены, — говорит его Святейшество, — что молитвы Царицы Небесной как в истории Отечества нашего, так и сегодня сопутствуют нам, народу земли нашей, каждому человеку, который с верой и упованием прибегает к предстательству и заступлению Царицы Небесной на своем жизненном пути».

 

Подготовила А.А. Константинова


Источник:      Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Л. Успенский: Седьмой Вселенский Собор и догмат об иконопочитании
В. Духанин: «Природа есть... Евангелие»
Евангельские чтения
Митрополит Николай (Ярушевич): «Без Меня не можете делать ничего»
Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров): Для христианина смерть не страшна
Евангельские чтения
Святитель Иоанн Златоуст: Итак, не падай духом
Митрополит Симон (Новиков): Человек с душой, жаждавшей вечной правды
О.Б. Сокурова: Неколебимый камень
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Жизнь не стоит на месте
Николай Головкин, Екатерина Мельникова: Под звездой Богородицы
прот. Василий Швец, Александр Трофимов: Почаевское чудо
Неделя 26-я по Пятидесятнице
А.А. Константинова: Символ Церкви воинствующей
А.А. Андрианова: Под покровительством благоверного князя
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
И.И. Козлов: Прости мне, Боже, прегрешенья
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.
стр. 63
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011