На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

Недоуменные вопросы и ответы на них

Предыдущая Следующая

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

(Продолжение. Начало см. «Пастырь», октябрь 2006 г. — октябрь 2007 г.)

 

При совершении Таинства Елеосвящения следует ли читать каждое Евангелие над головою больного или же на специально приготовленном столе?

«Некоторые иереи, — пишет отец И.К., — читают каждое Евангелие над головой больного, а другие — на приуготовленном столе». Это разнообразие в пастырской практике и послужило поводом для отца И.К. обратиться в редакцию «Руководства для сельских пастырей» за разрешением упомянутого вопроса. Хотя отец И.К. и не объясняет, почему некоторые иереи каждое Евангелие читают над головой больного, но можно предполагать, что они поступают так, руководствуясь следующими соображениями.

1) При чтении Евангелия на какой-либо службе православные христиане из чувства благоговения обыкновенно выслушивают его с наклоненной головой; но так как больные большей частью не могут приподняться с одра болезни и наклонением головы выразить свое благоговение к Евангельскому чтению, то, вероятно, ввиду этого, некоторые иереи находят нужным читать каждое Евангелие над самой головой больного;

2) Православные христиане должны выслушивать с особенным вниманием Евангельское чтение на той или другой службе; чтобы и больные могли с таким же вниманием выслушать спасительные и утешительные для них Евангельские словеса, некоторые иереи находят более целесообразным каждое Евангелие читать над головой помазуемых елеем. Как бы то ни было, но в чтении некоторыми иереями каждого Евангелия над головой больного, особенно тяжко больного, нельзя видеть что-либо странное и необычайное в нашей церковной практике. В самом деле, все приходские священники читают Евангелие на так называемых частных молебнах, обратившись лицом к молящимся и держа святое Евангелие над их преклоненными главами. Почему бы то же Евангелие подобным образом не прочитать и над головой больного, особенно по вышеизложенным соображениям? Само собою разумеется, что всякий раз, как только читается Евангелие над головой больного, не следует возлагатъ саму святую книгу на голову больного, так как, по указанию Требника, святое Евангелие должно быть только один раз возлагаемо на голову больного (письменами вниз) — в конце помазания елеем, когда полагается читать молитву: «Царю Святый, Благоутробне и Многомилостиве Господи Иисусе Христе». («Руководство для сельских пастырей», 1887 г.).

 

По отпусте Елеосвящения, когда больной трижды произносит: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго», что говорить священнику?

«Некоторые иереи, — пишет вопрошающий (о. И.К.), — на слова больного: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго» отвечают так: «Христос истинный Бог наш да простит ти, чадо, и я недостойный прощаю», и затем дают больному целовать святой крест, другие же иереи, когда больной скажет: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго», только осеняют его крестом без всякой молитвы и преподают ему лишь краткое нравственное наставление». Ввиду такого разнообразия, допускаемого в пастырской практике, вопрошающий не знает, примеру каких иереев следовать. По мнению «Руководства для сельских пастырей», чтобы избежать какого-либо недоумения и разнообразия в означенном случае, лучше придерживаться наставления, изложенного в Требнике Петра Могилы, в котором сказано, что после того, как больной испросит у совершителей Таинства благословения и прощения себе словами: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго», «начальствуяй иерей и все прочии с ним глаголют: «Бог Всемилостивый да простит вся согрешения твоя, и да благословит и помилует тя щедротами Своими, и воздвигнет тя от одра болезни твоея и здрава тя да сотворит, Сый благословен во веки. Аминь» (Большой Требник Петра Могилы. Изд. 1646 г., л. 607-608; средний Требник Львовск. Изд. 1675 г., л. 211); по получении же больным благословения и прощения от совершителей Таинства Елеосвящения: «начальствуяй иерей, или един от них, вкратце да сотворит слово наказательное (т.е. назидательное) к больному».

 

При одной и той же болезни следует ли повторять Таинство Елеосвящения?

Отвечая на этот вопрос, «Руководство для сельских пастырей» замечает, что вопрошающий сам же и отвечает словами Петра Могилы, митрополита Киевского, который в своем Большом Требнике («О тайне Елеосвящения», с. 448) заметил, что «в едином и томжде недузе Тайна сия да не повторится, разве аще надолзе болезновав и к здравию пришед, паки в беду смертную впаднет».

 

Помазуемые святым елеем части тела у больного следует ли отирать пред чтением каждого Евангелия или делать это уже в конце елеопомазания при чтении разрешительной молитвы?

По словам вопрошающего (о. И.К.), «помазуемые святым елеем части тела у больного стираются уже в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы». Но такой образ действий при совершении Таинства Елеосвящения, замечает «Руководство для сельских пастырей», мы не можем признать правильным как не имеющий для себя никакого основания. В существующих Требниках даже и намека нет на то, чтобы помазуемые святым елеем части тела у больного были отираемы уже в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы; в древнерусских же Требниках (см., например, Большой Требник Петра Могилы, 1646 г., с. 468; срав. Требник Львовск. Изд. 1875 г., л. 183 на обор.) определенно и точно предписывалось отирать помазуемые части тела у больного не в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы, а тотчас же после помазания и прочтения совершительной молитвы «Отче Святый, Врачу душ и телес».

О первом помазании святым елеем больного в Требнике Петра Могилы между прочим замечено: «Помазующу же первому иерею, диакон, или другой иерей, бумагою абие (тотчас) истирает пома-занныя части тела, и отер вся, полагает первый клубок бумажный или мягких пачешок на блюде, седмь бо сих клубков и истиранию помазанных частей, яже по совершении Елеосвящения в церкви сожигаются, пепел же их под олтарь вкопан или в умывальное место всыпан да будет» (стр. 468). То же самое сказано и в Требнике Львовск. Изд. 1675 г., л. 185 на обор.). Таким образом, лучше следовать точным и определенным наставлениям древних Требников — отирать помазуе-мые части тела у больного тотчас после помазания и прочтения совершительной молитвы, а не делать это перед чтением каждого последующего Евангелия или в конце Елеосвящения — при чтении разрешительной молитвы, не имея на то никакого оправдания ни в существующих, ни в древнерусских Требниках. («Руководство для сельских пастырей», 1887 г., № 40 и 42).

 

Если случится совершать Таинство Елеосвящения во дни Святой седмицы, то как должно начинать его и какой петь канон пасхальный или же положенный на ряду в чинопоследовании Елеосвящения?

Начинать следует, само собою разумеется, с «Христос воскресе», которое в сем случае должно заменять «Святый Боже». Затем, поелику начало Елеосвящения по составу сходствует с началом молебнов вообще, то всего лучше и дальнейшее продолжение этого начала приспособлять к порядку «Како поется молебен на святую Пасху», излагаемому в Триоди Цветной. А здесь прямо говорится, что, совершая молебен, иерей глаголет: «Благословен Бог наш», а мы: «Аминь». Та же иерей: «Христос воскресе» (трижды). И далее — «якоже предъизъявися» в начале утрени. Вслед за сим, по чину Елеосвящения, диакон должен произносить ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» и т.д. Далее в том же чине полагаются: «Аллилуиа» (трижды) и тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Поскольку же известно, что и «Аллилуиа» в том смысле, как оно полагается в чинопоследовании Елеосвящения вслед за малой ектенией, т.е. как преддверие к тропарям «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», совершенно не употребляется на Светлой неделе, то вместо его («Аллилуиа»), следуя вышеуказанному Уставу молебна в неделю Пасхи, лучше после ектений пропеть «Предварившия утро, яже о Марии», а затем: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и т.д. Что же касается канона, то изменять его в пользу канона пасхального в данном случае нет надобности. В особенности это нужно сказать о тропарях этого канона, столь трогательных по своему содержанию и столь близко соответствующих самому существу Таинства и его значению для болящего. Необходимо только эти тропари читать внятно для больного, а не произносить их полуголосом, как это иногда делают большей частью, к сожалению, при совершении Елеосвящения. Ирмосы же «Моря чермную пучину» можно, пожалуй, заменить ирмосами канона пасхального, тем более, что ирмосы эти, как и ирмосы канона пасхального, особенного специального отношения к Таинству Елеосвящения не имеют.

 

Может ли священник совершить сам над собою Таинство Елеосвящения?

Не может ни под каким условием:

1) потому что святой апостол Иаков, в Послании которого заключается основное учение о Таинстве Елеосвящения, положительно говорит: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне». Как замечает Преосвященный Макарий в своем «Православно-догматическом богословии», вся «целительная сила» этого Таинства, по учению святого Апостола, «приписывается им не одному елею, но преимущественно молитве священнослужителей: «да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне» (т. II, § 230). Как же сам священник может призывать себя и молиться о себе вместо других и помазывать себя елеем, когда все это возлагается на других, которых и надо и только можно призывать и т.д.

Притом же:

2) одно из существенных условий для действенности великого Таинства, по учению нашей Церкви, составляет то, чтобы как совершители Таинств, так и приемлющие их совершали и принимали не иначе, как «по Богопреданному чину» (Православное Исповедание, ч. I, отв. на вопр. 100). А о Таинстве Елеосвящения в нашей Церкви положительно говорится, что «совершителями оного апостол прямо называет пресвитеров: да призовет пресвитеры церковныя» («Православно-догматическое богословие», т. II, с. 231). Ясно, что если бы священник дерзнул совершить Елеосвящение сам над собою, то этим отступил бы от богоучрежденного чина и таким образом не совершил бы самого Таинства, так как «тогда только Таинство и будет Таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершено согласно с его установлением, по воле Господней» (там же, § 245).

3) Наконец, если бы священникам возможно было совершать Елеосвящение над самими собою, то также можно было бы им и исповедовать себя, и венчать себя, и проч. Но как невозможно ничто подобное, так невозможно и совершение Елеосвящения в указанном виде, а потому, собственно, о Елеосвящении подобного рода не должно быть и речи. («Руководство для сельских пастырей», 1886 г.).

 

(Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Недоуменные вопросы пастырской практики»)

 


Невозможно господствовать над страстями других тому, кто не победил еще собственных.

Преподобный Исидор Пелусиот


Источник:      Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Л. Успенский: Седьмой Вселенский Собор и догмат об иконопочитании
В. Духанин: «Природа есть... Евангелие»
Евангельские чтения
Митрополит Николай (Ярушевич): «Без Меня не можете делать ничего»
Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров): Для христианина смерть не страшна
Евангельские чтения
Святитель Иоанн Златоуст: Итак, не падай духом
Митрополит Симон (Новиков): Человек с душой, жаждавшей вечной правды
О.Б. Сокурова: Неколебимый камень
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Жизнь не стоит на месте
Николай Головкин, Екатерина Мельникова: Под звездой Богородицы
прот. Василий Швец, Александр Трофимов: Почаевское чудо
Неделя 26-я по Пятидесятнице
А.А. Константинова: Символ Церкви воинствующей
А.А. Андрианова: Под покровительством благоверного князя
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
И.И. Козлов: Прости мне, Боже, прегрешенья
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.
стр. 74
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011