На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Симон (Новиков) /Митрополит Рязанский и Касимовский
Симон (Новиков)
Митрополит Рязанский и Касимовский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Годичный круг

НАША РАДОСТЬ И ИСТОЧНИК РАДОСТИ

Предыдущая Следующая

Митрополит Симон (Новиков)

 

2 (15) июня — День Святой Троицы. Пятидесятница

 

В Церкви все живет и дышит Троицей, все устремлено к Ней: вероучение, Таинства, богослужение, молитва, покаяние, подвиг.

В Пресвятой Троице — наша жизнь и источник жизни, наша радость и источник радости. Поэтому высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражается хвалой Пресвятой Троице.

И на небе бесплотные силы — Архангелы и Ангелы — не знают высшего блаженства, как лицезреть Бога и непрестанно воспевать: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3). И на земле неумолкаемо воссылается хвала Богу, в Троице Славимому, в Божиих храмах и в сердцах верующих людей — членов Церкви Христовой.

Святитель Григорий Богослов говорит: «Торжества никогда не должно прекращать, всегда же надобно праздновать, ныне даже и телесно, а впоследствии и скоро совершенно духовно, когда чище и яснее узнаем и сему основания в Самом Слове и Боге и Господе нашем Иисусе Христе — истинном празднике и радовании спасаемых, с Которым да будет слава и чествование Отцу со Святым Духом». Церковь Христова в ее земном странствии управляется и руководится благодатию Святого Духа.

Дух Святой, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, с того времени непрерывно пребывает в Церкви, подает жизнь и освящение каждой христианской душе в отдельности и всему собору церковному в целом.

«Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается», — напоминает нам церковная песнь, которую мы воспеваем на полиелейной утрени перед чтением Евангелия.

С того часа, как человек духовно рождается в таинстве Крещения и запечатлевается дарами Святого Духа в таинстве Миропомазания, он непрерывно живет в этой благодатной атмосфере. Благодать Святого Духа просвещает ум христианина светом истинного боговедения, укрепляет волю его к деланию добра и правды, озаряет сердце радостью жизни в Господе и собирает все силы человеческого духа, чтобы сделать его обителью Святой

Троицы, по неложному слову Спасителя: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Тогда душа христианина «светлеется Троическим единством священнотайне».

Не только каждый христианин, но и вся Церковь в целом живет этой благодатной жизнью.

Вся ее жизнь, весь путь, который она совершает в истории и в конце которого чает пришествия Нового Неба и Новой Земли, сопровождается действиями благодати Святого Духа.

«Все подает Дух Святый: точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари благословцы показа, весь собирает собор церковный» (Служба в неделю Пятидесятницы. Вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах»).

Поэтому мы можем сказать словами замечательного русского богослова Алексея Степановича Хомякова, что Церковь есть единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, подчиняющихся этой благодати.

Подчинивший себя добровольно Божественной благодати, христианин может сказать о себе словами святого апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Соединенный таким образом со Христом, он не то, что был, не одинокая личность, он стал членом Церкви, которая есть Тело Христово (1 Кор. 12, 27), и жизнь его стала нераздельной частью высшей жизни, которой она себя свободно подчинила.

Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при созидании «Тела Христова» (Еф. 4, 12) имели постоянное утверждение в лучшем бытии, в вечном и неизменяемом Божестве и взиранием на Святую Троицу побеждали страх перед «ненавистною разделенностью мира», отражающегося в сердце каждого несовершенного еще христианина.

По словам преподобного Исаака Сирина, «страсти действуют во всяком, кто носит на себе тело, хочет ли он того, или не хочет». И он же говорит в другом месте, что «до самой смерти человек не может не иметь помыслов и брани».

Святые отцы, предупреждая о трудностях духовной жизни, не перестают призывать к ней, утешая надеждой на Божественную помощь и спасение.

Поэтому без веры в Святую Троицу эта борьба с самим собой, с силами зла, действующими в мире, в его прошлом, настоящем и будущем, была бы беспочвенной мечтой. Без этого догмата и заповедь о любви бессильна.

Догмат о Пресвятой Троице — это догмат о торжестве любви, о высшем единстве в любви.

Целью сотворения и жизни человека является уподобление его Богу в любви, или обожение. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними по образу Лиц Святой Троицы.

Бог познается сердцем, потому что сердцем познается любовь.

Мы знаем о Боге только то, что открыто нам Самим Богом в Божественном Откровении. Божественное же Откровение — это излучение Божественной любви, ее свет. «Я есмь Сущий», — сказал Господь (Исх. 3, 14). Называя Себя Сущим, Бог тем самым указывает нам, что Он есть Свет и Жизнь, что Он есть Бог являемый и познаваемый.

Учение о Святой Троице было открыто Сыном Божиим в конце Его земного служения, когда Он, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1). Тайна о Вечной Любви Божией была открыта не как передача одного только знания о ней, но в соединении с действием этой Любви — установлением Таинства Евхаристии в ту ночь, когда Господь наш Иисус Христос был предан (1 Кор. 11, 23), и совершением того дела, которое Отец поручил Сыну исполнить (Ин. 17, 4).

Дело это — домостроительство нашего спасения крестными страданиями и смертью Сына Божия, где действием проявилась любовь всей Святой Троицы.

Это ясно раскрывается в Церкви за Богослужениями Страстной седмицы.

Святитель Московский Филарет говорит: «Вниди во внутреннее святилища страданий Иисусовых... Что там? Ничего, кроме святыя и блаженныя Любви Отца и Сына и Святаго Духа к грешному и окаянному роду человеческому.

Любовь Отца, распинающая,

Любовь Сына, распинаемая,

Любовь Духа, торжествующая Силою Крестною.

«Тако бо возлюби Бог мир» — вот начало, и середина, и конец Креста Христова».

Поэтому Крест Христов есть «знамение непостижимыя Троицы» и возвышает к зрению Троическому.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ШКОЛА ВЕРНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ БРАТСКОЙ ЛЮБВИ
Святитель Ростовский Димитрий: ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ
Митрополит Симон (Новиков): НАША РАДОСТЬ И ИСТОЧНИК РАДОСТИ
Н.А. Свердлова: ЖЕМЧУЖИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси: АЩЕ ХОЩЕШИ ИНОК БЫТИ...
Святитель Московский Филарет: Духовная жизнь
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ ДУХОВНОМУ»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: ЭТО ТА САМАЯ ЦЕРКОВЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
О. В. Шангина: ВОРОТА МОНАСТЫРЯ ВЕСЬ ДЕНЬ ОТКРЫТЫ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
Игумен Лука (Головков), Н.А. Свердлова: «ИКОНА - ОКНО В МИР ИНОЙ»
Протоиерей Валентин Бирюков: «ГОСПОДЬ ЗА НАС ЗАСТУПАЕТСЯ»
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопросы читателям
Монахиня Сергия (Клименко): Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.
стр. 15
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011