На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Глинская миссия

«ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»

Предыдущая Следующая

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

Из книги «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI — XX веках». М., 1994.

 

Не только благотворительностью славилась Глинская пустынь. Велика была ее роль в духовно-просветительной деятельности. В конце XIX века просветительная деятельность особенно была необходима для ограждения народа от различного рода вредных лжеучений, укрепления православной веры, христианского благочестия.

Заботясь о духовном просвещении народа и понимая, какое огромное значение имеет изучение творений святых отцов в духовной жизни христианина, игумен Исайя обратился к Курскому епископу Иустину (Охотину) с прошением разрешить Глинской пустыни издавать листки и книги религиозно-нравственного содержания. Преосвященный поручил председателю Епархиального братства, ректору Семинарии разработать правила для издания подобных листков, рассмотреть их в совете братства и представить на утверждение архипастыря.

На основании этих правил с 1891 года Глинская пустынь стала издавать духовно-нравственную литературу. Это начинание было поддержано и благотворителями обители. Так, в 1892 году дворянкой Белгородского уезда Юлией Викторовной Суджанской была пожертвована обители тысяча рублей на издание религиозно-нравственной литературы. К середине 1893 года обитель уже издала 35 «Глинских листков» и 22 книги. Они бесплатно раздавались в благословение богомольцам.

Об издательской деятельности игумена Исайи современники писали: «Настоятель Глинской пустыни отец Исайя выделяется из многих игуменов монастырей. Для него дороги все приходящие помолиться в пустынь (а их в год перебывает у него до 50 тысяч). Он заботится о всех православных христианах, ради которых и занялся издательской деятельностью».

Литература, издаваемая Глинской пустынью при отце Исайи, имела огромное значение в деле спасения человека.

О большом нравственном воздействии «Глинских листков» свидетельствует следующий пример. Однажды к Глинскому старцу Архиппу (Шестакову) пришла девушка, оставившая должность учительницы и желавшая всецело посвятить свою жизнь богоугождению. Отец Архипп, имевший дар прозрения, не выслушав вопроса, сказал ей: «Дома лучше себя учи, а потом в монастырь» и при этом дал ей один из «Глинских листков», прочитав который девушка в восторге воскликнула: «Хорошо, что я пошла к старцу: этот листок открыл всю мою душу».

Большой популярностью среди народа пользовались издания серии «Глинские Богородицкие книжки», содержание которых было построено на материале творений святых отцов, проповеднических трудов учителей Святой Православной Церкви, житий великих подвижников Божиих. Среди них: «Солнце» — из творений святителя Тихона Задонского; «Покайтеся», «Приготовьтесь ко сретению Жениха» — из творений святого Ефрема Сирина; «Поучительные примеры из жития святого Нифонта», «Как спасся блаженный Досифей» — из книги аввы Дорофея; ряд назидательных книг благочестивым людям: о дарах Божественной благодати, об исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, о необходимости хранения очей и много других.

«Глинские Богородицкие книжки» были неотъемлемой частью книжных фондов школьных библиотек. Дети охотно читали и перечитывали их. Информация о выходе в свет очередных изданий «Глинских Богородицких книжек» публиковалась на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» и других периодических изданий.

Одновременно Глинская пустынь приступила к выпуску изданий о самой обители.

В 1891 году было издано подробное историческое описание монастыря — «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь». Эта книга получила высокую оценку на страницах печати. В 1899 году вышла книга о вновь устроенном в Глинской пустыни Спасо-Илиодоровском ските и его замечательных старцах. В 1901 году был выпущен очерк современного состояния Глинской пустыни. Он пользовался большой популярностью и переиздавался с некоторыми дополнениями в 1904 и 1912 годах.

В 1901 году обитель издала книгу об истории явления чудотворной Глинской иконы и чудесах, от нее происшедших. Эта книга также была очень популярна среди богомольцев, она переиздавалась в 1907 году.

Обитель поставила своей задачей издание жизнеописаний замечательных подвижников Глинской пустыни. И уже в 1892-1894 гг. ею были изданы три книги: об игумене Филарете (Данилевском), иеросхимонахе Макарии (Шарове) и старце Феодоте (Левченко). В журнале «Богословский библиографический листок» за 1894 год (в приложении к журналу «Руководство для сельских пастырей») появилась рецензия, в которой высокую оценку получили все три жизнеописания Глинских подвижников. Особенно выделено среди этих книг второе издание жизнеописания старца игумена Филарета, которое, как отмечено в рецензии, «и по содержанию интересно, и по изложению прекрасно; тон и слог речи древнеотеческий. Жизнеописание старца Макария в высшей степени назидательно: наставления этого старца отличаются замечательною меткостью и духовной проницательностью. Сказание о старце Феодоте, отличавшемся глубоким смирением, терпением и послушанием, заслуживает полного внимания любителей духовной жизни и может быть прочитано с великою душевною пользою».

Особенно много книг о Глинских подвижниках издала обитель в начале XX века. В 1901 году вышло второе издание книги о старце Макарии (Шарове); в 1902 году было опубликовано жизнеописание старца Архиппа (Шестакова); в 1905 году — третье, значительно дополненное и переработанное, издание книги о возобновителе Глинской пустыни игумене Филарете; в 1906 году — очерк жизни настоятеля архимандрита Иннокентия (Степанова); в 1907 году — жизнеописание старца схимонаха Луки (Швеца); в 1909 году — очерк жизни монаха Петра (Лешенко) и значительно дополненное жизнеописание старца Феодота (Левченко); наконец, в 1910 году вышли книги о Глинских подвижниках: монахе Мартирии (Кириченко) и схимонахе Евфимии (Любимченко).

Огромный вклад в составление жизнеописаний Глинских старцев внесли сами Глинские иноки. Наиболее известен среди них игумен Иассон.

Отец Иассон поступил в Глинскую пустынь в 1863 году. Шестнадцать лет он прожил под руководством высокодуховного старца схиархимандрита Илиодора (Голованицкого). «Имея к нему полное доверие и любовь, — пишет игумен Иассон, — я старался напечатлеть в своей памяти все его деяния и все то, что мне довелось не раз слышать от него. Опасаясь, что с течением времени многое может изгладиться из моей памяти, я еще при жизни старца, не мудрствуя лукаво, начал записывать для себя то, что мне казалось в каком-нибудь отношении замечательным.

Таким образом, у меня составилось довольно материала, не подлежащего для меня никакому сомнению». Так появилась книга о жизни и духовных подвигах старца Илиодора. Она вышла в 1887 году, через восемь лет после блаженной кончины старца. Второе издание этой книги (дополненное и переработанное) было опубликовано в 1906 году, когда отец Иассон стал уже наместником Курского Знаменского монастыря.

Большой материал был собран игуменом Иассоном о великом старце монахе Феодоте от его учеников и почитателей, от братии, многие из которых лично знали отца Феодота, что и послужило основанием для написания о нем книги, вышедшей в 1894 году. В том же году опубликовано составленное отцом Иассоном жизнеописание Глинского монаха Досифея (Колченкова). Перу отца Иассона принадлежат также названные выше книги о старцах монахе Мартирии и схимонахе Евфимии.

Автору данной работы удалось установить также имя составителя последнего, наиболее полного жизнеописания игумена Филарета. Им был инок Глинской пустыни Михаил (Кузьмин).

В 1905 году, обращаясь к настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Ксенофонту, отец Михаил писал:

«Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка, Отец Архимандрит! Благословите!

В житии Молдавского старца Паисия Величковского, издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возоб-новителя...» При следующем издании книги о старце Паисии благоволите приказать сделать соответствующее исправление.

С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни

Михаил Кузьмин. 14 июля 1905 г.»

 

Отец Михаил (Кузьмин) родился в 1852 году. Окончив юнкерское училище, он успешно проходил службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана и на 38 году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исайя назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников.

Это позволило ему значительно дополнить жизнеописание игумена Филарета сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого рукописного описания Глинской пустыни 1829 года, из других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни.

И. Ювачев, посетивший Глинскую пустынь в начале XX века, писал об отце Михаиле: «Этот офицер-монах занимался составлением небольших назидательных статей, которые Глинская пустынь издает в виде маленьких брошюр».

Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, отец Михаил записывал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка о явлении иконы и описания чудес, от нее происшедших. Отец Михаил в 1906 году был рукоположен во диакона, затем — во иерея. В 1908 году пострижен в монашество с именем Мартиниан. Через год по прошению, из-за болезни, он был пострижен в схиму с именем Максим. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеромонах Максим упоминается в послужных списках братии за 1911 год.

 

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ШКОЛА ВЕРНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ БРАТСКОЙ ЛЮБВИ
Святитель Ростовский Димитрий: ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ
Митрополит Симон (Новиков): НАША РАДОСТЬ И ИСТОЧНИК РАДОСТИ
Н.А. Свердлова: ЖЕМЧУЖИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси: АЩЕ ХОЩЕШИ ИНОК БЫТИ...
Святитель Московский Филарет: Духовная жизнь
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ ДУХОВНОМУ»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: ЭТО ТА САМАЯ ЦЕРКОВЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
О. В. Шангина: ВОРОТА МОНАСТЫРЯ ВЕСЬ ДЕНЬ ОТКРЫТЫ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
Игумен Лука (Головков), Н.А. Свердлова: «ИКОНА - ОКНО В МИР ИНОЙ»
Протоиерей Валентин Бирюков: «ГОСПОДЬ ЗА НАС ЗАСТУПАЕТСЯ»
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопросы читателям
Монахиня Сергия (Клименко): Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.
стр. 57
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011