На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: С места события

«УКРАШЕНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»

Предыдущая Следующая

 

Снова и снова приходишь к заключению, что мы непростительно мало знаем отечественную историю и совсем плохо — историю русского православного подвижничества. Очередной повод для таких раздумий дала церковно-научная конференция в Паломническом центре Московского Патриархата, приуроченная к 130-летию со дня преставления схиигумена Парфения (Агеева). Она состоялась на следующий день после открытия фотовыставки, посвященной этой памятной дате. С приветствием к участникам конференции обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С докладами выступили настоятель московского подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне игумен Никон (Смирнов), настоятели Николо-Берлюковского и Гуслицкого Спасо-Преображенского монастырей Московской епархии игумены Евмений (Лагутин) и Георгий (Хлебников), другие священнослужители, ученые, журналисты.

Имя отца Парфения (Агеева), постриженного в монашество и великую схиму на Афоне, к сожалению, основательно забыто. Но в дореволюционные годы, как отмечалось на конференции в Паломническом центре Московского Патриархата, его знала вся Россия. Знала как устроителя монастырей, паломника, проповедника и миссионера, знала и как автора книги «Странствия по Афону и Святой Земле». Изданная в 1855 году, она вызвала многочисленные отклики в печати. Высокую оценку современников получили не только содержание, но и литературные достоинства книги. М.П. Погодин называл ее «украшением русской словесности». И.С. Тургенев писал: «Парфений — великий русский художник и русская душа». Ф.М. Достоевский использовал эпизоды, описанные отцом Парфением, в романах «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Недавно вышло в свет новое издание книги отца Парфения, которое осуществлено при участии Николо-Берлюковского монастыря. Оно было представлено на конференции в Паломническом центре Московского Патриархата.

После долгих странствий по святым местам отец Парфений вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. Оттуда по благословению митрополита Филарета (Дроздова) он перешел в Николо-Берлюковскую пустынь, которой управлял три года. Позднее в течение нескольких лет отец Парфений был настоятелем вновь созданного Гуслиц-кого Спасо-Преображенского монастыря. Схиигумен Парфений (Агеев) окончил свои земные дни в Троице-Сергиевой Лавре...

На следующий день после конференции ее участники посетили Николо-Берлюковский монастырь. Когда они вошли через святые врата в обитель, их встретил настоятель монастыря отец Евмений и провел в храм Христа Спасителя. Этот грандиозный храм, возведенный в честь победы русских над французами, был построен раньше, чем Храм Христа Спасителя в Москве.

В верхнем храме была отслужена панихида по схиигумену Парфению. В слове после панихиды настоятель обители рассказал о больших трудах отца Парфения на благо Православной Церкви. Игумен Евмений познакомил гостей с историей и современной жизнью монастыря. Участники конференции побывали в нижнем храме Христа Спасителя, в котором проходят богослужения в холодное время года. Отец Евмений обратил внимание гостей на басменный иконостас, который воссоздается в настоящее время. Другие храмы монастыря располагаются на территории, которую по-прежнему занимает психиатрическая больница. Недалеко от монастырских стен, в лесу, был найден разбитый колокол, принадлежавший Николо-Берлюковской обители. Сейчас по его образцу отлит новый колокол, воссоздающий форму и звучание прежнего.

Через игуменский сад гости прошли к скитской части монастыря. Когда-то в этом саду выращивались овощи и фрукты для монахов. Сейчас сад возрождается. Монашенские пещеры — та часть монастыря, где находился Иоанно-Предтеченский скит, основанный иеросхимонахом Макарием. Здесь в пещерных кельях жили схимники и монахи, стремившиеся к полному уединению. Гостям показали место, где была обретена чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою».

По возвращении в обитель участники конференции посетили святой источник. Паломничество завершилось поминальной трапезой.

 

В.М. Вальков,

Н.А. Свердлова

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Н.В. Маслов: СИЛА ЦЕРКОВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВСЯ ИХ ЖИЗНЬ БЫЛА НЕПРЕСТАННЫМ ПОДВИГОМ
Святейший Патриарх Алексий II: ВАЛААМСКАЯ ОБИТЕЛЬ ОБРЕТАЕТ БЫЛОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ
В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: «УКРАШЕНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
Преподобный Амвросий Оптинский: О ТОМ, СКОЛЬКО МЫ ЗАБОТИМСЯ О ТЕЛЕ И СКОЛЬКО О ДУШЕ
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий: БАТЮШКА СТЯЖАЛ БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.М. Вальков: ПОЯС «ВСЕРОССИЙСКОГО БАТЮШКИ»
В.О. Ключевский: ИЗМЕНЯЛОСЬ НАПРАВЛЕНИЕ УМОВ
В ОБИТЕЛИ НА БЕЛЫХ ПЕСКАХ
Н.А. Свердлова: ЗДЕСЬ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО УТЕШИТЬ, НО И ВЫЛЕЧИТЬ
Игумен Филипп (Новиков): «ВАЖНО ОТОГРЕТЬ ДУШУ РЕБЕНКА»
«УСЛЫШАЛ ГОСПОДЬ МОЛИТВУ ПРЕПОДОБНОГО»
ПРИЗВАНИЕ
Вопросы читателям
Монах Аристоклий: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" июль 2008 г.
стр. 17
07.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011