На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНИМ

Предыдущая Следующая

 

Христианин, твердо ставший на добродетельный путь жизни, должен приложить все силы души на приобретение любви к Богу. По учению Священного Писания, Бог любовь есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин. 4, 16). Господь наш Иисус Христос назвал наибольшей заповедью эту добродетель потому, что на ней весь закон и пророцы висят (Мф. 22, 40). Истинная любовь к Богу захватывает все существо человека и всецело перерождает его по началам жизни Божественной, Христовой. Любовь — это живая Божественная сила, движущая христианина ко спасению. Только любовь может привести христианина к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом. Именно ради этой цели был создан человек, ради этого пришел на землю и искупил род человеческий Господь наш Иисус Христос. К этому же направлены все правила христианской жизни.

Ничего так часто и настойчиво не внушает Христос верующему человеку, как любовь к Богу и ближнему. И это потому, что она является основой и главным руководствующим началом христианской нравственности. Господь и Его святые апостолы своим учением и жизнью засвидетельствовали эту любовь перед всем миром, внушая людям отлагать ветхого человека с его деяниями и облекаться в нового (Кол. 3, 9), созданного по Богу в праведности и святости, то есть путем нравственного обновления достигать единения с Богом и того первозданного блаженного состояния, какое он имел, будучи в раю. Любить Бога побуждает христианина, прежде всего, Его благость, превосходящая всякий разум и понятие, а также множество благодеяний Божиих, проявленных к роду человеческому. И этих Божиих благодеяний к нам несчетное множество. Святитель Феофан довольно подробно перечисляет и объясняет все то, что сделал Бог по Своей любви для человека. «Бог ищет тебя и, ища, окружает всеми милостями и попечениями Своими. Жизнь твоя — Его есть, и все к жизни потребное — Его же — и свет, и воздух, и пища, и одежда, и жилище, и все, что есть в тебе и у тебя, Его есть». Господь оградил человека от многих несчастных случаев и непредвиденных бед, которые могли бы неожиданно лишить человека этой жизни. «Усмотрите же, — говорит Святитель,— в своей жизни такие случаи и исповедайте, что то была милость к вам Бога, возлюбившего вас». Господь и Ангелов приставил к каждому человеку, которые охраняли бы его духовную и телесную жизнь.

Но более всего любовь к Богу должно возбуждать то обстоятельство, что Бог ради Своей любви послал Сына Своего Единородного, чтобы спасти грешного человека, избавить от власти греха, диавола и смерти и восстановить в прежнем сыновнем достоинстве. И ради этого Сын Божий «с неба нисшел, — говорит епископ Феофан, — страдал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небо, Духа Святого послал и учредил на земле Церковь, в коей совместил все ко спасению твоему нужное, и главное путем рождения и порядком внешней твоей жизни ввел уже тебя в сию сокровищницу благ духовных. Видишь, сколько любви! Такая любовь Бога не может быть одинокой. Сердце христианина, согретое от видения таких великих милостей Божиих, возгорится ответной любовью к своему Богу и Отцу».

Не менее важным средством, возбуждающим любовь к Богу, служат промыслительно попускаемые скорби и искушения. И как сын оказывает благодарность отцу если тот своевременными наказаниями воспитывает его в благонравии и воздержании и тем самым делает достойным членом общества, так и христианин должен быть бесконечно благодарен Богу за то, что Он Своими промыслительными действиями не только очищает его от скверны греховной, но и делает достойным жителем Небесного Царства. «Сам Господь, — говорит святитель Феофан, — биет всякого сына, его же приемлет, чтобы скорбями уподобить его Себе и тем открыть в него вход сокрытым в Себе благам».

Любовь к Богу у человека должна проявляться еще по той причине, что Господь, видя человека пребывающим во грехе, не наказывает тотчас за беззакония, но милостиво и терпеливо вразумляет и ждет его покаяния. К тому же у христианина, принесшего искреннее покаяние в грехах и стремящегося к исправлению своей жизни, сердце по мере очищения от страстей все больше становится одухотворенным любовью к Богу. «Любовь к Богу, — пишет епископ Феофан, — сродна естеству нашему. Полагаю, что она не совсем угасает даже в грешниках, действует в них, призывая их к покаянию... Начинающиеся вслед за тем труды богоугождения развивают ее все сильнее и сильнее, пока она не обратится в пламень и не обымет всего естества его. В этих степенях любви столько оттенков, что и перечислить их невозможно. Делом обнаруживается любовь так, что иной делает только частью для Бога, оставляя часть и для себя; другой все делает для Бога; а иной и себя, и все свое приносит в жертву Богу безусловно».

Истинная любовь к Богу должна исходить из всего сердца, всей души и всего ума. Она должна обнимать все естество человека. Но в такой форме любовь человека к Богу проявляется на высших ступенях духовного совершенства. «Любить Бога как Бога, с полным самопожертвованием, без всяких видов, есть чистая любовь, — учит Преосвященный Феофан. — Святой преподобный Иоанн Лествичник говорит о себе, что хотя бы и в ад послал его Бог, он и там также неизменно будет любить Его всею душею. Очевидно, что чистая любовь есть венец совершенства в богоугождении и является в силе только в конце трудов, на сем пути подъемлемых. В начале, при первых проявлениях Царства Божия в нас, ее требовать нельзя: она может быть в цели, но не на деле: она воцаряется тогда, когда уже Бог поглощает все наше».

Самым существенным признаком, плодом и следствием любви к Богу является любовь к ближним. Чувство любви к ближним присуще каждой душе человеческой, но, как и все другие чувства, естественная любовь извращается грехом. Истинная любовь к ближним будет только тогда ценна в очах Божиих и принесет великую пользу христианину, когда она будет основана на заповедях Христовых. Любовь к ближним — это полное отражение любви к Богу. А отсюда явствует, что не любит тот Бога, кто не проявляет любви к ближнему. Наша любовь к Богу должна подтверждаться деятельной любовью к ближним. Вспоминая слова апостола Иоанна Богослова, Святитель далее показывает, на чем основывается заповедь любви к Богу. «Обманывает себя тот, — пишет он, — кто говорит: люблю Бога — и довольно. Нет. Заповедь такова, чтоб любящий Бога, любил и брата своего. Ибо кто не любит брата, которого видит, Бога, Которого не видит, как может любить?» (см.: 1 Ин. 4, 20). В ближнем христианин должен видеть образ Божий и в нем любить Бога. Господь Сам благоволил все сделанное ближним во имя Его принимать как дар Ему Самому. «Кто бы ни приходил к вам со слезами, — наставляет богомудрый архипастырь, — не отпускайте его, не осушивши сей слезы».

Богомудрый наставник призывает мирян добросовестно относиться к своим общественным обязанностям, быть верными своему общественному долгу, ибо общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и воспитания любви к ближним, и тем самым употребить служение общественное в средство к богоугождению и стяжанию Царства Небесного. «Господь благоволил быть на земле, — говорит он, — гражданскому устройству для того, чтобы вспомоществуя друг другу, друг друга вразумляя и исправляя, тем успешнее достигать вечного блаженства».

Христианская любовь должна распространяться не только на своих естественных близких и родных, но и на всех окружающих. Более того, истинная любовь христианина не чуждается и тех, кто питает к нему неприязнь, отвращение и даже ненависть и зло. Если рассуждать по-человечески, то очень трудно любить того, кто не любит нас и делает нам зло. Но в том и состоит назначение христианина, чтобы греховное естество покорять духу, зло побеждать любовью. Образованию истинной любви к таким людям способствует глубокое, внутреннее почитание образа Божия в каждом человеке. Причиной же злых дел и поступков, совершаемых человеком по невниманию к своей жизни, чаще всего является злоба исконного врага нашего — диавола, который, пользуясь удобными случаями, ввергает человека в грех. Поэтому, видя согрешающего человека, надо не осуждать его, а скорбеть, что враг рода человеческого искушает создание Божие и вредит его спасению. Помогает такой настроенности мысль, что и я по личной немощи могу оказаться в подобном положении. Следовательно, в каждом человеке надо видеть, в первую очередь, не его дела и поступки, а образ Божий, великое творение Небесного Отца. И если ветхому, не просвещенному благодатью человеку бывает трудно это сделать, то новому, во Христа облекшемуся, все возможно.

Если христианин не любит христианской любовью своих ближних, значит, он еще не живет правильной жизнью, а дела его не имеют той цены, какую бы они имели при наличии любви. «Где нет любви, — говорит Святитель, — там все дела, все услуги и труды ничто, там царствует безжизненная мертвенность. Не любяй в смерти пребывает (1 Ин. 3, 14), — говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов; а апостол Павел уничтожает все добро, все отличия духовные, если при них нет любви» (1 Кор. 13, 1-3). Во избежание этой смерти христианину необходимо снисходительно относиться к окружающим его людям, прощать совершаемые ими погрешности, не гневаться и не скрывать в своем сердце мести. Любви к таким людям не должна погашать не только какая-нибудь случайная неприятность, но даже намеренно причиненные от них по допущению Божию напасти, лишения и обиды, потому что только в таком случае Господь проявит милосердие к немощам самого христианина.

По заключению Святителя, если все добродетели заканчивают свое действие со смертью христианина, то истинная христианская любовь продолжается и в жизни будущего века. «Все отпадает, — говорит он, — даже вера и надежда — одна любовь пребудет во веки».

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери

«Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В. Маслов: «ОН СТЯЖАЛ БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО»
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ
БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ПЕРВАЯ СЕССИЯ СОБОРА ЗАКОНЧИЛАСЬ, ВТОРАЯ СОСТОИТСЯ ОСЕНЬЮ
Е.Л. Мельникова: «ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон: ОБРАЩЕНИЕ К АРХИПАСТЫРЯМ И ПАСТЫРЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ 4(17) НОЯБРЯ 1921 ГОДА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ГОСПОДЬ ДАСТ ГЛАГОЛ БЛАГОВЕСТВУЮЩЕМУ»
Святитель Иоанн (Максимович): «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Протоиерей Симеон Вишняков: «ИОАНН ДА БУДЕТ ИМЯ ЕМУ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава: «ЭТО БЫЛ РЕВНИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЖИВОЕ, ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА
29 июня /12 июля. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Епископ Курганский и Шадринский Михаил, Дмитрий Литвиненко: ВОЗРОЖДАЕТСЯ ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАУРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
В.М. Вальков: «КОГДА ДЕТИ СОПРИКАСАЮТСЯ С НАСТОЯЩИМ...»
А.А. Трофимов: ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ
Протоиерей Николай Крикунов: ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНИМ
Сергей Роженцев, О.В. Шангина: «МЫ ИЩЕМ ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
С.С. Бехтеев: МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль 2008 г.
стр. 67
07.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011