На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март-апрель 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн Златоуст /святой, святитель,
Иоанн Златоуст
святой
святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Годичный круг

«БУДЕМ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ОДНИМ ТОЛЬКО НЕОБХОДИМЫМ»

Предыдущая Следующая

 

Святитель Иоанн Златоуст 

 

Слово о посте и целомудрии

 

Хочешь ли знать, какое украшение для людей пост, какая он оборона и защита? Подумай о блаженном и чудном роде монашествующих. Они, убежав от мирского шума и востекши на вершины гор и построив кельи в тишине пустыни, как в некоей спокойной пристани, взяли себе пост в товарищи и сообщники на всю жизнь. Зато он и сделал их из людей ангелами; да и не их одних, но и кто в городах соблюдает его, — всех возводит он на самую высоту любомудрия. Пост и ныне собрал нас в отеческий дом; он и сегодня привел в материнские объятия тех, которые доселе были ленивы. Если же он, только еще ожидаемый, внушил нам столько ревности, то сколько благочестия произведет он в нас, когда явится и наступит? Если бы Адам послушался этого голоса, то не услышал бы другого: Земля ecu, u в землю отидеши (Быт. 3, 19). Но так как он не послушался того голоса, то за это постигли его смерть, печаль, заботы и жизнь, тягостнейшая всякой смерти. И как за презрение к себе пост наказал презрителя смертью, так, напротив, за уважение отвратил смерть. Так, когда великий и дивный город ниневитян лежал уже поверженный долу, склонив голову к самой пропасти, и готов был принять направленный сверху удар, пост, как некая слетавшая свыше сила, исторг его из самих рук палача и возвратил к жизни. Посмотрим же, как постились ниневитяне и как избавились от угрожавшего гнева. Человецы, — говорится, — и скопи, и волбве, и овцы да не вкусят (Ион. 3, 7). Что ты говоришь, скажи мне? И бессловесные постятся, и лошади и мулы покрываются вретищем? (Так называлась еврейская траурная одежда, изготовленная из темного грубого волоса и, следовательно, очень жесткая. — Прим. ред). Да, говорит. Как по смерти богатого человека родственники одевают во вретище не только рабов и рабынь, но и коней и заставляют следовать за гробом, чтобы этим выразить тяжесть потери и возбудить во всех сожаление, так и тогда, когда городу угрожала гибель, жители облекли во вретище и бессловесную тварь и наложили на нее иго поста. Бессловесных, говорили они, нельзя вразумить о гневе Божием словом, пусть же они вразумятся голодом, потому что если они должны разделить с нами наказание, то пусть разделяют и пост. Если же некоторым из присутствующих здесь телесная немощь препятствует предаваться посту, то таких я убеждаю и облегчать телесную немощь, и не лишать себя этого духовного наставления, но потому-то самому и показывать тем большее рвение. В самом деле, воздержание от пищи Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей. Если же мы, по причине телесного недуга, не воспользуемся помощью поста и покажем еще большую беспечность, то причиним себе величайший вред.

Если и пост, не сопровождаемый добрыми делами, не приносит нам никакой пользы, то тем более мы подвергнемся осуждению, если, не будучи в состоянии воспользоваться врачеством поста, покажем еще большее нерадение к исполнению заповедей. Если занимающиеся мирскими делами никогда не решатся взяться за дело, не определив наперед приносимой им прибыли, то тем более нам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующей и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем управлять собой таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым мы подвергаем себя. Итак, если ты по телесной немощи не можешь целый день оставаться без пищи, то никто здравомыслящий не может порицать тебя за это. Мы имеем кроткого и милостивого Владыку, Который не требует от нас ничего сверх силы. Ведь Он требует от нас не просто воздержания от яств, чтобы мы оставались только без пищи, а для того, чтобы мы, удаляясь от мирских занятий, весь досуг употребляли на занятия духовные. Если бы мы с трезвящейся душой вели свою жизнь, обнаруживали все усердие к делам духовным, принимали пищу для того лишь, чтобы удовлетворить необходимой потребности, и проводили всю жизнь в благих делах, то для нас не было бы нужды и в помощи поста. Но так как природа человеческая беспечна и склонна более предаваться удовольствию и распущенности, то Человеколюбец Господь как нежно любящий отец изобрел для нас врачество поста, чтобы истребить в нас и соблазны удовольствия и заставить нас перенести заботу о мирских делах на делание духовное. Однако есть много людей, которые, готовясь сражаться с постом, как бы с диким зверем, ограждают себя объядением и, до крайности обременив и омрачив себя, весьма неразумно встречают тихое и кроткое лицо поста. И если я спрошу тебя: «Для чего ты сегодня идешь в баню?», ты скажешь: «Чтобы с чистым телом встретить пост». А если спрошу: «Отчего упиваешься?», ты скажешь: «Оттого, что готовлюсь вступить в пост». Но не странно ли этот прекраснейший пост встречать с телом чистым, а с душой нечистой и опьяненной? Приучимся же вкушать пищу в той лишь мере, в какой нужно для поддержания жизни, а не переполнять и отягощать себя яствами. Не для того явились мы на свет и живем, чтобы есть и пить, а для того едим, чтобы жить; не жизнь ради пищи, а пища ради жизни создана была изначала. Жизнь, братия, соразмерена не с удовольствием, а с необходимостью. Итак, отвергнув все излишнее для природы, будем довольствоваться одним только необходимым. Что может быть святее той трапезы, на которой изгнаны пьянство, объедение и всякое излишество, а вместо того введено некое чудное соревнование в охранении законов Божиих; где муж наблюдает за женой, чтобы она не впала в бездну клятвопреступления, а жена оберегает мужа и преступнику угрожает тягчайшим наказанием; где господин не стыдится ни принимать обличение от рабов, ни сам исправлять своих слуг? Не погрешит тот, кто назовет такой дом церковью. Где господствует такое воздержание, что даже в часы удовольствия все присутствующие заботятся о законах Божиих, все состязаются и соперничают в этом друг с другом, там, очевидно, изгнана всякая злая сила демонов и в прекрасном соревновании рабов присутствует Христос. Но с пороком, говоришь ты, соединено много удовольствия, а с добродетелью — великий труд и усилие. Но какая же была бы тебе благодарность, за что бы ты получил награду, если бы дело не было соединено с трудом? В самом деле, я могу указать много людей, которые по природе гнушаются общения с женщинами; назовем ли мы их поэтому целомудренными или признаем ли достойными венцов? Ни в каком случае, потому что целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями. Часто волны страстей, превосходящие своей свирепостью морские волны, нападают на нашу душу и производят в ней большое смущение. Человек беспечный и нерадивый, когда начинается буря, тотчас же приходит в смущение и смятение и смотрит со страхом, как душа терпит крушение и потопляется страстями; напротив, сильный и мужественный человек, поставив, как бы кормчего у руля, разум над страстями, не перестает принимать все меры, пока не направит ладью в тихую пристань любомудрия. Не будем же расслаблять свою крепость и разрушать свои силы беседами с женщинами, потому что отсюда происходит невыразимо великое зло для душ наших. А что сказать, если мы даже и не чувствуем этого, опьяняемые пристрастием? Это-то и ужаснее всего, что мы даже и не сознаем, как расслабеваем и делаемся мягче всякого воска. Как если кто, поймав гордого и грозного льва, отрежет у него гриву, вырвет зубы и острижет когти, делает презренным, смешным и даже для детей одолимым того, кто был страшен, неприступен и все потрясал одним рычанием, — так точно и женщины, кого привлекут к себе, всех делают удобоуловимыми для диавола, изнеженными, раздражительными, бесстыдными, безрассудными, гневливыми, дерзкими, непристойными, неблагородными, жестокими, раболепными, подлыми, наглыми, болтливыми, и, вообще, все женские дурные нравы передают и внедряют в их душу. Невозможно, чтобы живущий так сочувственно с женщинами и питающийся беседами с ними не был сплетником, болтуном и легкомысленным. Станет ли он говорить о чем-нибудь, все он будет говорить о пряже и тканях, потому что язык его заражен свойством женских речей; станет ли делать что-нибудь, сделает с великим раболепством, потому что он далеко уклонился от свойственной христианам свободы и стал неспособен ни на какое великое дело. Итак, если ты воочию хочешь доказать нам, что ты не находишь удовольствия говорить срамные речи, то не дозволяй себе и слушать их. Теперь же будешь ли ты когда-нибудь в состоянии понести труды ради целомудрия, когда постепенно расслабляешься смехом и этими срамными речами? Ведь даже и чистая от всего этого душа едва только может быть святой и целомудренной.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Святейший Патриарх Кирилл: ПЕРВИЧНА ЖЕ СИЛА НАШЕЙ МОЛИТВЫ
Н.В.Маслов: СЛАВНОЕ ИМЯ
Новости
Поздравления
«ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ»
Святитель Иоанн Златоуст: «БУДЕМ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ОДНИМ ТОЛЬКО НЕОБХОДИМЫМ»
Святитель Николай Сербский: «СЕ, ОН ПОБЕДИЛ НЕ РАДИ СЕБЯ, НО РАДИ НАС»
Преподобный Ефрем Сирин: «ПРИЯТНО И СЛАДОСТНО ИГО СМИРЕНИЯ»
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
К.М.Долгов, Игумен Петр (Пиголь), Я.С. Алексеенко: «БУДУ ЖЕ ВЕРИТЬ В ЕВАНГЕЛИЕ...»
Монахиня Иоанна (Калашникова), В.Р. Анищенков: МОНАСТЫРЬ, РОДИВШИЙСЯ ПО ДВОЙНОМУ БЛАГОСЛОВЕНИЮ
А.Н.Панин: НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ
И.В. Злотникова: СПИСКИ КИККСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БРЯНСКИХ ОБИТЕЛЯХ
РЕЗОЛЮЦИЯ участников конференции православной иконописи
Схиигумен Парфений (Агеев): «ВОТ ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ И СДЕЛАНА СИЯ РИЗА...»
Игумения Таисия Леушинская: ДОРОГИЕ МИНУТЫ
Известно ли вам?
На восстановление утраченной святыни
Обращение «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.
стр. 11
03.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011