На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: март-апрель 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Молитва в бронзе

ПЕРВАЯ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

Предыдущая Следующая

 

Древнейшая в России Иверская икона Божией Матери находилась с 24 января 2009 года в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря. Она была выставлена на поклонение из фондов Государственного исторического музея согласно договору, заключенному между Новодевичьим монастырем и музеем.

Новодевичий монастырь производит глубокое впечатление. Как только переступаешь его порог, оказываешься в ином мире. Тишина и покой. Создается ощущение, что оказался в допетровской Руси: Смоленский собор, палаты XVII века, от которых не можешь отвести глаза. Прошлась по монастырским дорожкам мимо деревьев, черные контуры которых прорисовывались на сером февральском небе. Направилась к Успенскому храму, в котором находилась Иверская икона Божией Матери. Заканчивался молебен перед святым образом. Приложившись к иконе, обратилась к священнику, служившему в храме. Это был иерей Андрей Дрогонин, настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеймона в городе Мытищи.

 

— Насколько знаком Вам Новодевичий монастырь?

— Эта обитель для меня — родное место, здесь меня рукополагали в диакона и в священника.

 

— Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем служении перед чудотворным афонским Иверским образом Божией Матери.

— У Иверского образа Божией Матери, который по милости Божией сейчас находится в храме Новодевичьего монастыря, каждый день служатся молебны. Установлена чреда служений священников Московской епархии, сегодня с часу до пяти молебны перед святым образом служит клир нашего храма. Мы собрались полным составом — три священника и певчий.

Если где-то на поклонение выставляется святыня, конечно, у верующего человека возникает желание по мере возможности ее посетить. Появление чудотворной иконы — это случай не рядовой. Люди подходят к образу совершенно осознанно. Матерь Божия по Своему милосердию явила нам возможность поклониться Ее святой иконе.

После беседы с батюшкой по благословению игумений Маргариты (Феоктистовой), настоятельницы обители, побеседовала с благочинной монастыря монахиней Евдокией (Киреевой).

— Иверская икона, находящаяся в нашей обители, — древнейшая, — сказала матушка Евдокия.— Она представляет собой точную копию чудотворной афонской Иверской иконы, пришедшей по морю в огненном столпе. По письменному свидетельству архимандрита Пахомия, чьим усердием был сделан список, икона ничем не отличается от афонской, «ни длиной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая». О ее подлинности неоспоримо свидетельствует автограф иконописца: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий».

Этот самый первый список с афонской Иверской иконы был принесен в Москву в 1648 году тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскином и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля. В 1654 году образ был взят государем в военный поход. Хранимые Богоматерью, русские дружины разбили поляков под Вязьмой. После возвращения в Москву царь Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. К тому времени в обители уже была почитаемая Смоленская икона Божией Матери, относящаяся, как и Иверская, к тому же иконографическому типу Одигитрии, или Путеводительницы.

Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей земле Русской. Уже через 8 лет, в 1656 году, стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. А в 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города на месте встречи первого списка Иверской иконы появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен уже третий список Вратарницы, сделанный в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, только большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Этот список на протяжении веков особо почитался москвичами.

Итак, Иверская икона — первый список, появившийся в России, — вот уже более трех с половиной столетий находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Однако еще в начале XX века известный духовный писатель Евгений Поселянин писал, что афонская Иверская икона стоит «забытой у южной стены монастырского собора».

 

— Матушка Евдокия, почему икона к началу XX столетия была предана забвению?

— Тому может быть много причин. В петровские времена монастырь был закрытым. В нем содержалась в заключении царевна Софья Алексеевна. Все дела монастыря были переданы в ведение Преображенского приказа. По смерти царственной узницы монастырь несколько лет стоял закрытым. Может быть, именно это оборвало связь народа с монастырем и одновременно с Иверской иконой.

Также не надо забывать, что Девичье поле начало осваиваться только в начале XX века. До этого времени Новодевичий монастырь был за пределами Москвы и воспринимался как пригородный. Как я уже сказала, в то время москвичи ходили на поклонение к Иверскому образу, что у Воскресенских ворот.

 

— Расскажите, пожалуйста, о судьбе иконы после революции.

— Когда монастырь закрыли, Иверская икона вместе с другими ценностями богатейшей монастырской ризницы попала в фонды филиала Государственного исторического музея, который был создан на территории монастыря.

 

— Значит, все-таки икона не покидала монастырь на протяжении столетий.

— Да, почти. Лишь в 1913 году на празднование 300-летия дома Романовых икона временно была принесена на поклонение в Чудов монастырь.

 

— Каково значение пребывания Иверской иконы в храме монастыря?

— Для нас и всего верующего народа это событие имеет большое значение. Иверская икона — одна из общероссийских святынь, в своем роде уникальная, если говорить об истории ее написания, которая сохранила тот факт, что будущий Патриарх Никон хотел получить с Афона подлинную Иверскую икону. В монастырь были сделаны богатые вклады. Но без воли Царицы Небесной Иверская икона никогда Святую Гору не покинет. В утешение монахи-святогорцы предложили царю точную копию иконы и настолько серьезно отнеслись к созданию списка, что старались передать как можно большее сходство с подлинником. Хотелось бы отметить таинственный, необычный даже для середины XVII века способ создания этого образа, о котором мы узнаем из послания архимандрита Пахомия царю Алексею Михайловичу. Вот что он пишет: «Когда мы вернулись в свой монастырь, то, собравшись со всею братнею (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портатиссу (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, дабы, смешав ее с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. И новая та икона не разнится ни чем от первой иконы». Теперь мы воспринимаем этот список как благословение Святой Горы Афон и Самой Царицы Небесной.

Многие уже посетили монастырь для поклонения иконе. Монастырь находится в подчинении Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, поэтому перед святым образом служат молебны священники Московской епархии. Молебны совершаются постоянно, начинаются после Литургии и длятся до начала вечернего богослужения.

 

— Как монастырь готовился к принятию иконы?

— Довольно долго готовились к этому. Вели переговоры. Но не такие они были сложные, скажем честно, потому что нам шли навстречу. И генеральный директор Исторического музея Александр Иванович Шкурко, и директор филиала «Новодевичий монастырь» Марина Макаровна Шведова отнеслись к нам с пониманием. Марина Макаровна с радостью участвовала в торжественном богослужении по случаю перенесения иконы в Успенский храм. Приходили многие сотрудники музея принять участие во встрече иконы.

 

А как Вы ее храните?

— Мы исполняем все требования музея, согласно условиям, прописанным в договоре.

 

— Расскажите о том, как икона была принесена в монастырь.

— В тот день Иверский образ несли архиереи — митрополит Ювеналий и архиепископ Григорий — и священнослужители. Для иконы был сделан специальный аналой, учитывающий ее размеры. Все могли молиться перед ней во время вечернего богослужения. Было большое стечение народа, встречали икону со слезами. Почти сразу, в первые же дни после перенесения иконы в храм, начались чудеса исцелений от святого образа.

 

А откуда приезжают на поклонение этой святыне?

— Многие участники Поместного Собора были у Иверской иконы. Приезжали из всех приходов Московской области, все священство Московской епархии. Естественно, приезжали москвичи, потому что это — прежде всего их святыня.

 

Беседовала Н.А. Свердлова

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: март-апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий: ВЫСОЧАЙШЕЕ ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Н.В.Маслов: ЖИЗНЬ ЖИТЕЛЬСТВУЕТ
Р.В. Францева: ЧТОБЫ ПОМОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ, КОГО ЗНАЕТ И ЛЮБИТ...
Иерей Андрей Елисеев, В.М. Вальков: «СЧИТАЮ, ЧТО НУЖНО СОХРАНЯТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ»
А.С. Александров: «БОГ НЕ В БРЕВНАХ, А В РЕБРАХ»
В.М. Вальков: ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОБЩАЯ МОЛИТВА?
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: НАШЕ ДЕЛО — СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ХРИСТЕ
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов: НАСТОЯЩАЯ НАУКА НЕ ОТДАЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА
Е.И. Гоголева: СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ
А.С. Бочков: КОЛОКОЛА — ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Н.А. Свердлова: ПЕРВАЯ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
А.С. Хомяков: КРЕМЛЕВСКАЯ ЗАУТРЕНЯ НА ПАСХУ
Знаете ли вы?


Публикация:
Журнал «Пастырь»: март-апрель 2008 г.
стр. 61
04.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011