На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: март-апрель 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Молитва в бронзе

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см. «Пастырь»,
октябрь 2006 г. — январь-февраль 2009 г.)

 

Распоряжение Минского Преосвященного касательно святого престола

На рапорте настоятеля Ляданского монастыря о разрешении сдвинуть с места в монастырской церкви престол, по случаю починки пола в алтаре, последовала такая резолюция Минского Преосвященного от 4 апреля 1878 года:

1) Снять святой престол руками священнослужителей, с благоговением, разрешается.

2) Всегда, как только святой престол сдвигается с места, должно утверждение и освящение его вновь совершать по чину полного обновления и освящения храма.

3) Для предупреждения частого передвижения престола и охранения его от недостойного прикосновения, при устройстве престола поступать следующим образом: никогда не должно утверждать святой престол на полу и на балках, его поддерживающих. На месте, где имеет быть престол, возводится в виде основания для него каменный столб. В столбе вделываются в уровень с полом и даже несколько, на полвершка, выше его, из четырехугольных брусков, четырехугольная с перекрестьем рама. По углам рамы делаются четыре выемки для четырех ножек престола, а в середине перекрестья — выемка для креста со святыми мощами, на случай освящения храма архиереем. Пол церкви пригоняется к самой раме, но не имеет с нею никакой связи, так что при починках пола святой престол остается непоколебимым и неприкосновенным. Можно, пожалуй, обойтись и без рамы, сделав отверстие для утверждения ножек престола и креста в самом каменном основании.

4) Нынешний престол, если он совершенно прочен и не покоробился, может быть утвержден снова, без снятия верхней доски, но удобнее и благоприличнее устроить новый престол. В последнем случае прежний престол, если он не может быть материалом для нового, надо сжечь в церковной печке или, при необходимости, какой-либо иной.

 

Порядок освящения престола в отсутствие архиерея

Один из благочинных Минской епархии, сделав представление Преосвященному, что в церкви его ведомства при разоблачении во время починки престол оказался неопоясанным, просил разъяснить, как в данном случае поступить. Преосвященный по этому поводу положил следующую резолюцию: «Обвязывание вервием престола так, чтобы на всех его сторонах выходил крест, составляет, собственно, принадлежность архиерейского освящения храма. В последовании, как освящаются антиминсы, положенные в новосозданном храме, то есть в чине освящения, бываемого без архиерея, сказано: «Также кропится срачица святою водою и полагается на святую трапезу и обвязуется просто вервиею, на то устроенною и окропленною святою водою». В «Известии учительном», печатаемом при Служебнике, в разделе «Вещи пред служением и проч.», между прочим, сказано: «Сии же срачица и индития и литон да будут чисты, не раздраны и не диравы, и аще обветшают, переменити по повеленному чину с молитвословием». В дополнительном Требнике, изданном в Киево-Печерской Лавре, есть чин благословения индитий, или одежд и покровов божественных трапезы и жертвенника. Индитиями здесь названы все вообще одежды престола, в том числе и срачица. Посему учинить следующее:

1) Священник собственноручно снимает со святого престола срачицу, а святой престол тотчас покрывает верхнею индитиею или приличною пеленою. В таком виде святой престол должен быть до наступления времени освящения, когда сие временное прикрытие должно быть снято;

2) Если срачица совершенно цела, то помыть ее только; если же повреждена, раздрана, дирава, то приготовить на место ее новую;

3) Перед обновлением храма срачицу, индитию, литой и прочие принадлежности престола положить пред алтарем на отдельном столике;

4) Освящение воды по чину;

5) По погружении святого креста в воду и по пропетии трижды «Спаси, Господи...», служащий подходит к столику с одеждами, читает молитву на благословение индитий по дополнительному Требнику и кропит святою водою;

6) По окончании молитвы столик с одеждами вносится в алтарь, певцы поют псалом 92: «Господь воцарися...», а священники облачают престол. Если есть искусный из иереев, то дозволяется совершить обвязывание вервиею по срачице престола по образу, указанному в чине освящения архиерейского, так, как сие обычно делается во многих местах. Можно по указанию Требника совершить обвязывание просто, то есть обтянуть снурком трижды по углублении на верхней доске престола и конец завязать на правом углу престола;

7) По окончании облачения читать молитвы на обновление храма;

8) Затем каждение и окропление святою водою всего храма и икон, певцы поют псалом 25: «Суди ми, Господи...» Обычный отпуст».

 

Что делать с ветхим упраздненным престопом?

Благочинный Новосильского уезда 1-го округа священник Николай Глаголев, обращаясь за разрешением этого вопроса в редакцию «Тульских епархиальных ведомостей», с своей стороны, сообщает, что в Московской епархии будто бы есть такой обычай: «Святой престол, предназначенный к уничтожению, сжигают на реке и не просто, а с некоторой церемонией, а именно: совершив в последний раз Литургию соборне на престоле, предназначенном к уничтожению, священники и диаконы, совершавшие Литургию, при благовесте к ходу, поднимают святые иконы и, наконец, престол и, при звоне, идут на реку с пением псалма 18-го «Небеса поведают славу Божию...» и пр. По приходе на назначенное место, где должен быть устроен предварительно плот и на плоту насыпана земля, священники с диаконами сокрушают здесь престол, сжигают его и пепел ссыпают в реку». «Но так ли это? — спрашивает священник. — На сие чиноположение нигде не указано».

В подобных случаях священнику обыкновенно приходится действовать или по своему разумению, или по принятому в какой-либо местности обычаю. В том и другом случае более правильным считается тот образ действия, который в основании своем имеет если не прямо относящиеся к данному случаю, то, по крайней мере, аналогические указания, заимствуемые из богослужебных или канонических уставов Церкви. Указанный обычай, существующий будто бы в Московской епархии, очевидно, основывается главным образом на высоком понятии об освящении, сообщаемом престолу. Обычай поэтому, конечно, требует не простого истребления ветхого престола огнем, но с торжественными обрядами и даже священнослужением. Истребление престола огнем и ссыпание оставшегося пепла в реку имеет в основании своем аналогичные правила относительно истребления некоторых священных предметов (см. в «Учительном известии» правила в случаях с Кровью Христовой). Неизвестно только, почему обычай указывал петь псалом 18. Вообще же мы ничего не сказали бы против этого обычая, если бы могли быть уверены, что он действительно принят в той или в другой епархии и одобрен местной епархиальной властью. Но в последнем есть причины усомниться. В одной из резолюций митрополита Московского Филарета, напечатанной в духовном журнале, сказано, что престол можно употребить на сожжение при печении просфор, без всякой торжественности. Один московский священник сообщил нам еще другую словесную резолюцию того же митрополита: при перестройке церкви нужно было заменять ветхий престол новым, но кипарисная доска на прежнем престоле была еще крепка; поэтому священник просил Преосвященного дозволить употребить доску на иконы для обновленной церкви, и это было дозволено; остальные же части престола были сожжены просто в церкви в затопленной печи. К этому мы прибавим еще одно соображение. Если некоторые части престола могут быть употреблены на иконы, то также могут быть употреблены и на материалы для нового престола, особенно же престольная дека, точно так же, как ничто не препятствует поставить в церкви и вновь освятить прежний престол, если он, при исправлении алтаря, был сдвинут с места или только поколеблен. (Указ Святейшего Синода от 1 августа 1743 г.). Здесь заметим, кстати: необходимость нового освящения для престола, сдвинутого с места, показывает, что он уже лишен своего прежнего освящения; тем не менее вещество, прежде причастное святыни, не может быть безразлично обращено на какое-либо мирское употребление. В Кормчей книге решается такой вопрос: не получают ли освящение те орудия (инструменты), которые употребляются для переделки попортившихся священных сосудов, и вопрос по отношению к орудиям решается отрицательно, именно в том смысле, что святость не переходит от одной вещи к другой; что же касается самих священных вещей, как-то: золотых или серебряных сосудов, то их святость представляется как будто сохранившейся даже и тогда, когда они уже подвергнуты переделке в руках мастера; и священные сосуды могут быть продаваемы только в одном случае — для выкупа пленных и притом не иначе, как в слитках.

 

(Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Недоуменные вопросы пастырской практики»)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: март-апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий: ВЫСОЧАЙШЕЕ ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Н.В.Маслов: ЖИЗНЬ ЖИТЕЛЬСТВУЕТ
Р.В. Францева: ЧТОБЫ ПОМОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ, КОГО ЗНАЕТ И ЛЮБИТ...
Иерей Андрей Елисеев, В.М. Вальков: «СЧИТАЮ, ЧТО НУЖНО СОХРАНЯТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ»
А.С. Александров: «БОГ НЕ В БРЕВНАХ, А В РЕБРАХ»
В.М. Вальков: ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОБЩАЯ МОЛИТВА?
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: НАШЕ ДЕЛО — СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ХРИСТЕ
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов: НАСТОЯЩАЯ НАУКА НЕ ОТДАЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА
Е.И. Гоголева: СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ
А.С. Бочков: КОЛОКОЛА — ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Н.А. Свердлова: ПЕРВАЯ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
А.С. Хомяков: КРЕМЛЕВСКАЯ ЗАУТРЕНЯ НА ПАСХУ
Знаете ли вы?


Публикация:
Журнал «Пастырь»: март-апрель 2008 г.
стр. 67
04.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011