На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастыри наших дней

В ХРАМ ПРИХОДЯТ ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ

Предыдущая Следующая

 

Деревянная церковь в подмосковном селе Фили известна с 1619 г. В 1690–1693 гг. боярином Л.К. Нарышкиным построен ныне существующий двухэтажный храм — уникальный памятник русского зодчества в стиле «московское барокко». Храм построен по типу «восьмерик на четверике» и завершен ярусом звонницы. Престолы верхнего храма — в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, нижнего — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Иконы верхнего храма написаны в 1693– 1694 годах иконописцем К. Золотаревым, возглавлявшим мастерскую Посольского приказа. Девятиярусный резной иконостас верхнего храма и «царская ложа» выполнены белорусскими мастерами. Убранство нижнего храма относится к XIX веку. Нижний храм исторически был приходским, а верхний до 1783 года — домовым, он имел свое сверхштатное духовенство.

В советское время безбожники последовательно добивались закрытия храма. В 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель прихода священник Алексей Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (Червякова). В июле 1941 года храм был закрыт. С 1971 года в нем располагается филиал Центрального музея русской культуры имени Андрея Рублева.

С 1991 года община верующих пыталась вернуть храм Церкви. С 2000 года в нижней церкви совершается Литургия.

Настоятель храма, протоиерей Борис Михайлов, по гражданской специальности — искусствовед. До перестройки отец Борис работал в музее-усадьбе Шереметевых в Останкине, в ансамбль которого входит храм Живоначальной Троицы, построенный в 1677–1683 годах в стиле «русское узорочье». 23 марта 1991 года игумен Феофилакт (Безукладников) совершил в нем первую после закрытия Литургию. Почувствовав духовные устремления сотрудника музея искусствоведа Бориса Михайлова, отец игумен предложил ему изучить историю храма, его архитектурные особенности, традиции внутреннего убранства. Научное исследование было проведено, результаты его обобщены в богато иллюстрированной монографии «Храм Живоначальной Троицы в Останкине». Следующим шагом игумена Феофилакта стали тактичные рекомендации Борису Михайлову о его воцерковлении. Прошло некоторое время, и кандидат искусствоведения Борис Михайлов стал клириком Русской Православной Церкви. Вскоре отца Бориса назначили настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Сотрудники музея, расположенного в помещении храма, встретили священника и верующих без энтузиазма. Долгое время настоятель служил молебны для прихожан рядом с храмом под открытым небом. Такое развитие событий

привело к тому, что у отца Бориса появились стойкие сомолитвенники и соработники на ниве восстановления литургической жизни храма. Отец Борис стал проводить новое историческое и искусствоведческое исследование, длившееся несколько лет. Результаты своих изысканий он обобщил в фундаментальной научной монографии «Храм в Филях: История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, XVII– XX века».

Медленно, неприметно таяла отчужденность сотрудников музея. Со временем и до людей, называющих себя неверующими, доходило понимание, что, помимо жизни мирской, реально существует и жизнь духовная и что богослужения должны совершаться в храме, а не под дождем на улице, как это было в течение многих лет. В храм, когда он стал доступен верующим, вошел сложившийся приход с опытным духовником во главе.

Придя в храм на воскресную Литургию в жаркий солнечный летний день, я увидел, что церковь полна прихожан и что среди них много молодежи. По тому, как приветливо прихожане приветствовали друг друга перед службой, чувствовалось, что здесь собралась большая семья. Потом мне рассказали, что в приходе действует служба взаимопомощи. За церковной оградой прихожане помогают друг другу в различных жизненных и бытовых ситуациях. Более того, здесь учреждена диспетчерская оперативной помощи, и все это на добровольных началах.

Евангельская проповедь о любви находит в приходе конкретное воплощение — добровольцы помогают пациентам московской клинической больницы №19. Прихожане опекают больных с черепно-мозговыми травмами и повреждениями позвоночника, неся во мрак человеческого страдания, одиночества и отчаяния свет веры и надежды. Среди пострадавших много молодых людей, спортсменов, любителей экстремальных видов спорта. Резкий переход от состояния спортивной бодрости к положению инвалидов, подчас пожизненных, многих вводит в состояние уныния и отчаяния. Им особенно нужна морально-психологическая помощь, некоторые после общения с добровольцами начинают воцерковляться. Помощь больным — это один из наиболее надежных путей духовного самосовершенствования. Именно опека больных способствует искоренению в человеке эгоизма и гордости. Эти страсти тяжело победить в себе без активной практики добрых, самоотверженных дел. В больнице прихожане получают возможность приобщиться живой братской любви, которой так оскудело наше общество.

Многие прихожане углубленно изучают Священное Писание, читают толкования святых отцов. На возникающие вопросы настоятель отвечает во время бесед с прихожанами. Все желающие креститься участвуют в огласительных беседах. Еще до крещения человек должен узнать многое о вере и Церкви. Серьезная подготовка предшествует таинству Венчания.

Неудивительно, что в храм Покрова в Филях на службу приходят целыми семьями. Совместная молитва укрепляет семью, гармонизирует отношения между детьми и родителями. Первое, на что невольно обращаешь внимание во время богослужения, — благоговейное отношение прихожан к пребыванию в храме: никто не ходит и не разговаривает во время службы. Это воспринимается как естественный способ поведения в намоленном храме, перед его святынями, у которых молились прежде мученики и исповедники веры Христовой. Создание такой духовной атмосферы бытия прихода — результат неутомимых пастырских трудов протоиерея Бориса. На его примере становится очевидным, что высокий интеллект священника благотворно способствует утверждению веры пасомых.

Сам внешний вид отца настоятеля, его приветливая улыбка, естественная вежливость и благожелательность, неспешная и проникновенная речь невольно вызывает уважение и доверие к нему.

Выдерживая строго устав богослужения, протоиерей Борис во время проповеди раскрывает значение читаемых на церковнославянском языке во время Литургии апостольского Послания и Евангелия. Это помогает прихожанам лучше понять смысл богослужения, и постепенно они все больше приобщаются к церковнославянскому языку.

У протоиерея Бориса сугубо продуманный, индивидуальный подход к окормлению каждого члена прихода. Индивидуальны и назначаемые им епитимии. Практика наложения епитимий направлена на развитие искреннего сердечного покаяния.

Опытный и эрудированный искусствовед, протоиерей Борис считает, что знаменный распев — вершина литургических песнопений. Практика пастыря свидетельствует о том, что подавляющее большинство прихожан не готово к восприятию древнего распева, поэтому пока на клиросе храма практикуют партесное пение, но и оно при должном молитвенном благоговейном настрое певчих не нарушает благолепия и цельности богослужения.

В приходе организуются паломнические поездки, инициатива исходит от самих прихожан и всегда находит поддержку протоиерея Бориса. По Подмосковью прихожане путешествуют самостоятельно, в дальние поездки отправляются с помощью паломнических служб.

До сих пор храм Покрова в Филях не передан Церкви. Богослужения совершаются только в нижней церкви, а верхняя функционирует как музей. Но приходу удается избегать конфликтов с музейными работниками.

 

Записал А.С. Бочков

Фото автора

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: В ПОКАЯНИИ — ВСЯ ТАЙНА СПАСЕНИЯ
События церковной жизни
Поздравления
Протоиерей Николай Крикунов: «МОЛИТВА ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ДЕЛО»
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон: СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ ОТЦОМ ДЛЯ СВОЕЙ ПАСТВЫ
А.С. Бочков: В ХРАМ ПРИХОДЯТ ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ
Священник Кирилл Жолткевич, О.Г. Кирьянова: «БОЖИЯ МАТЕРЬ НАМ ПОМОГАЕТ, ЗНАЧИТ — У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: НАУКА ПОДВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ПРИЗНАНИЮ БОГА
В.М. Вальков: В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ТОРЖЕСТВА
Игумен Симеон (Шевцов), А.С. Бочков: НА САМОМ КРЕПКОМ ОСНОВАНИИ
Б.М. Лукичев: «ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ ПО ДОЛГУ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
А.В. Валькова: ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИНА И СИЛА ПРАВОСЛАВИЯ
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
Из духовной поэзии
Обращение Народного радио


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.
стр. 20
08.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011