На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Модестов Сергий
Протоиерей

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Годичный круг

С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ

Предыдущая Следующая

 

Протоиерей Сергий Модестов

 

(Протоиерей Сергий Модестов. Духовная трапеза православного христианина. Годичный круг душеполезного чтения. Москва, 1902)

 

Светло торжествует весь род христианский в день восстания Спасителя из гроба. Прошло уже около двух тысяч лет со времени этого события, но значение праздника от того не умаляется и радость христианская не ослабевает. Сколько великих и поразительных событий, некогда совершившихся в жизни народов и в свое время возбуждавших всеобщее торжество, с течением времени изгладилось из памяти, а если сохранены в воспоминании, то уже не с прежней живостью и торжественностью. Отчего же событие Воскресения Христова не поддается неизменному закону времени, все поглощающего, все приводящего в забвение, сокрушающего все памятники славных дел человеческих? Оттого, что Воскресение Спасителя есть исключительно дело Божие, от века предопределенное Триипостасным Богом и приводящее род человеческий к сознанию вечного торжества веры, правды и добродетели христианской над неверием и неправдою.

Воззрите на Спасителя, восстающего из гроба с победным знамением в руке! Как победитель смерти и ада, со всеми их исчадиями — неверием, лукавством, злобою и другими язвами души человеческой, Христос всем верующим подает светлую надежду такой же победы, и Его знамя для христиан всегда служило знаменем торжества веры христианской. Знамя воинское драгоценно для каждого воина — оно собирает ратоборцев вокруг себя при рассеянии во время битвы, воодушевляет и ободряет. Такое же значение для победного торжества христианского имеет знамя Воскресшего Спасителя. Под этим знаменем собранные христиане, несмотря на свою беззащитность, бедность и малочисленность, постепенно восторжествовали над своими сильными и озлобленными врагами. Воскресение Христово было чудо из чудес, долженствовавшее окончательно поразить неверие и утвердить истину Христову. И как никогда не может погаснуть в душе человека искра любви к истине, так никогда не престанет человек выражать искреннюю радость о торжестве этой истины, потому и праздник Воскресения Христова всегда будет самым светлым и торжественным выражением этой радости.

Взирая на Христа Спасителя, в силе Божественной восставшего из гроба и посрамившего все козни вражьи, не должен ли радоваться христианин, скорбящий и изнемогающий от жизненных невзгод и озлоблений? Не должны ли укрепляться отрадным упованием все невинные страдальцы при мысли о том, что воскресший Господь силен защитить и поддержать попираемую неправдою добродетель и за временные лишения воздать вечным воздаянием в Небесном Царствии Своем? Он Своим воскресением положил начало нашему блаженному воскресению и открыл пред нами светлую область вечной жизни, где должны завершиться все дела человеческие праведным мздовоздаянием. Теперь, сколько ни торжествуй порок, сколько ни усиливайся злоба человеческая попрать невинность и правду, эта правда и эта добродетель непременно восторжествуют, по силе правды Божией, если не в сей, то в будущей жизни. Теперь в победном торжестве воскресшего Спасителя каждый христианин может обрести и ободрение для своего скорбящего сердца и опору для своей колеблющейся веры.

Пасха наша есть праздник всемирного и вечного откровения свободы чад Божиих силою распятого и воскресшего Спасителя. Потому, чтобы достойно и благоплодно праздновать этот наш торжественный праздник, должно тщательно блюсти великий дар благости Божией, какой сообщен нам смертью и славным Воскресением Христовым, именно — дар духовной свободы. Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1) — вот нам самое благовременное для настоящего дня наставление апостольское.

Ни один предмет так смутно не представляется обыкновенному понятию человеческому, как понятие о свободе. Обыкновенно свободу смешивают со своеволием и всеми силами стремятся к удовлетворению своих прихотливых желаний как к истинному вожделенному плоду свободы. Но это самое превратное и гибельное понятие о той свободе, к какой призваны христиане. Истинная свобода христианина состоит в отрешении от своей греховной воли и во всецелой преданности высшему водительству воли Божественной. К свободе призваны вы, братия, – говорит апостол Павел, — только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Угождение плоти ни к чему иному не приведет нас, как опять к рабству греховному и осуждению праведным судом Божиим. Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 7-8). Нельзя угождать двум господам, требования коих совершенно противоположны, — так нельзя служить Богу и плоти. Христиане, усыновленные Богу и обновленные благодатью Христовою, должны вести жизнь не по плоти, а по духу, не по страху рабскому исполнять закон Христов, а по духу сыновней любви к Отцу Небесному. Христианин тогда только познает истинную свободу, когда его ветхий человек, т. е. грехолюбивая природа, его страсти и похоти распинаются с Христом, его тело греховное упраздняется и он становится мертвым для греха, живым же для Бога во Христе Иисусе (Рим. 6, 11). Соединенный с Христом подобием смерти христианин соединяется с Ним и подобием воскресения (Рим. 6, 5). Спогребшись со Христом крещением в смерть, христианин воскресает с Ним для новой жизни. Грех уже не царствует над обновленным христианином. Освободившись от греха, он становится рабом праведности (Рим. 6, 18), рабом Богу в послушании Ему. Плод такого послушания есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6, 22). Вот какова истинная свобода, к какой призваны христиане Христом Спасителем!

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Сергий Модестов: С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Святитель Филарет Московский: Мысли о духовном
Митрополит Лавр: НАДО САМИМ ПОЕХАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Епископ Серпуховской Роман, Вальков В.М.: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Монахиня Елисавета (Семенова): МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Алексеев А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бочков А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Евангелия Лагопулу: СВЯТЫНЯ НА ОСТРОВЕ АНДРОС
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ СВЯЩЕННИКОМ
Вопросы читателям
Духовная помощь
Мария Сладкова: ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
Архимандрит Исаакий (Виноградов): РАЗГОВОР МИРСКОГО ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЛАЮЩИМ ИДТИ В МОНАХИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.
стр. 5
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011