На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Елисавета (Семенова)
Настоятельница обители во имя преподобного Алексия, человека Божия

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО

Предыдущая Следующая

 

За беззаветное служение Русской Православной Церкви, Отечеству и обществу, за многостороннюю просветительскую деятельность, за утверждение в обществе духовно-нравственных ценностей находящийся на покое схимитрополит Иувеналий (Тарасов), долгие годы управлявший Курской епархией, награжден премией «Народное достояние» 2008 года, которая учреждена Фондом святого благоверного князя Александра Невского по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при поддержке министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Награду схимитрополиту Иувеналию вручил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.

Одно из благих начинаний владыки Иувеналия — строительство нового монастыря в поселке Золотухино, где никогда, даже в дореволюционные времена, не существовало не только православной обители, но и приходского храма.

Предыстория монастыря такова. В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Иувеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя земельного участка с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Заручившись поддержкой администрации Курской области, владыка Иувеналий обратился к директору предприятия с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель. Когда переговоры были в самом разгаре, архиепископ Иувеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения: на хозяйственном дворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского. В Золотухине же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в еще не существующий монастырь. Еще до официальной регистрации монастырской общины в обители начались богослужения. В ноябре 2002 г. митрополит Иувеналий обратился к настоятелю храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами в Москве, с просьбой о выделении частицы мощей преподобного Алексия, человека Божия. Просьба не осталась безответной. Так золотухинский монастырь обрел свою первую святыню: ковчежец со святыми мо-щами был помещен в киот иконы угодника Божия Алексия, которая постоянно пребывает на аналое посредине монастырского храма…

По просьбе редакции журнала «Русский инок» своими впечатлениями от общения с владыкой Иувеналием поделилась настоятельница обители во имя преподобного Алексия, человека Божия.

 

«Дивна дела Твоя, Господи!» — эти слова вспоминаются мне, когда я смотрю на нашу обитель. Трудно поверить, что еще совсем недавно здесь не было ни храма, ни корпусов, ни новых хозяйственных построек. Все созидается очень быстро, не по дням, а по часам. Основатель и строитель нашей обители во имя преподобного Алексия, человека Божия, в далекой Курской глубинке — схимитрополит Иувеналий (Тарасов). «Сила Божия в немощи совершается» — этими словами апостола Павла можно охарактеризовать и строительство и строителя. Видишь перед собой физически слабого владыку, но после первой же беседы с ним начинаешь понимать, какая духовная мощь сокрыта в нем. Его тихое слово, исполненное силы, мудрости и благодати, оставляет в сердцах людей яркий след. А дела его явно запечатлелись в восстановленных и украшенных храмах в городах и селах Курского края и в нашей строящейся обители.

Едва столкнувшись с проблемами строительства (например, с решением некоторых вопросов устройства бытовых помещений корпусов, организацией питания рабочих и т.п.), мне довелось оценить, скольких сил, душевных и физических, стоит владыке сооружение монастыря.

Конечно, все совершается с Божией помощью, но и свои силы, все до капли, владыка Иувеналий вкладывает в строительство обители. В каждое свое посещение он объезжает всю стройку, очень внимательно наблюдая за происходящим, иногда задавая вопросы или делая замечания строителям. Для меня было удивительно, что на погрешности строителей, о которых я даже не задумывалась, владыка сразу же обратил внимание. Например, когда строилась кирпичная сторожка, в ней сделали окошко только с видом на внутренний двор. Владыка сказал, что в сторожке должно быть окно и на улицу. Когда делали кровлю над алтарной частью храма, положили плоские плиты. Владыка первым заметил это и поправил строителей. Вовремя был изготовлен кровельный свод. Храм и корпуса обители должны были по проекту окрасить в нежно-бирюзовый цвет. Но владыка предложил другое решение. Он сказал, что храм и корпуса лучше выкрасить в белый цвет. И действительно, это оказалось очень красиво и практично.

А как много сил даже у меня уходило на участие в собраниях с начальниками строителей-генподрядчиков, субподрядчиков и представителями организаций, контролирующими качество работ. Бывало столько вопросов, что к концу собрания я уже не могла сосредоточиться при всем желании. А владыка все внимательно слушал, делал предложения, высказывал пожелания, иногда на чем-то настаивал, если дело касалось устроения храма. Иной раз в строительстве что-то не ладилось, работы приостанавливались, но после приезда владыки как-то все приходило в движение, проблемы начинали решаться.

Одна из главных черт, характеризующих владыку как устроителя монастыря, — очень чуткое внимание к сестрам и к людям, которые помогают обители или просто приходят посмотреть, как она строится. Ведь монастырь — это прежде всего люди, а не стены. Перед началом строительства монастырских построек владыка основал сестричество, он попросил схимонахиню Антонию с несколькими сестрами из Курского Свято-Троицкого женского монастыря приехать в строящуюся обитель, чтобы наладить монастырскую жизнь, исполнять монашеское правило, совершать ежедневные богослужения, поминовение живых и усопших, особенно пострадавших во дни гонений на Православную Церковь.

Владыка Иувеналий подробно беседует с каждой сестрой, желающей остаться в нашей обители. И со всеми, кто хочет устроиться к нам на работу. Для него очень важно, чтобы каждый человек добросовестно трудился и чувствовал ответственность перед Богом и людьми. После каждого воскресного богослужения владыка всех прихожан приглашает на трапезу. Он говорит, что трапеза обеденная является продолжением Божественной Трапезы, по образу агапы первых христиан. Как правило, богослужение или трапеза заканчивается поучительным словом владыки, в котором он рассказывает о празднике или святом, которому совершалась служба, призывает благоговейно молиться в храме и оказывать помощь обители, трудиться для спасения собственной души и душ своих ближних.

Наблюдая отношения схимитрополита Иувеналия с благотворителями, замечаешь, что они благоговеют перед ним и почитают за радость послужить Церкви, оказать услугу и помощь владыке, они доверяют ему и слушаются его, а он относится к ним с любовью, как к своим детям. Паломники, приезжающие в обитель из разных мест, соприкасаясь с владыкой, получают его благословение на благие дела, советы и наставления, а кто-то даже и материальную помощь.

Особое отношение у схимитрополита Иувеналия к детям. Владыка очень хочет помочь детям-сиротам, он думает организовать для них воскресную школу в монастыре и по возможности кого-то из них содержать в обители. Ведь он сам вырос в семье без отца. Однако не только воспоминание о потере отца и о трудной жизни подвигает владыку на оказание милости, но и истинная доброта и забота о будущем России. Он говорит, что если мы потеряем наше подрастающее поколение, русский народ может исчезнуть, как исчезла Римская империя — в силу нравственной деградации — или Византийская империя — в результате падения нравов и отступничества от православной веры. Он призывает всех — и монахов, и мирян — вносить вклад в созидание достойной жизни, показывать пример высокой нравственности, культуры и воспитанности и передавать наши традиции подрастающему поколению.

 

Монахиня Елисавета

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Сергий Модестов: С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Святитель Филарет Московский: Мысли о духовном
Митрополит Лавр: НАДО САМИМ ПОЕХАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Епископ Серпуховской Роман, Вальков В.М.: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Монахиня Елисавета (Семенова): МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Алексеев А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бочков А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Евангелия Лагопулу: СВЯТЫНЯ НА ОСТРОВЕ АНДРОС
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ СВЯЩЕННИКОМ
Вопросы читателям
Духовная помощь
Мария Сладкова: ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
Архимандрит Исаакий (Виноградов): РАЗГОВОР МИРСКОГО ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЛАЮЩИМ ИДТИ В МОНАХИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.
стр. 36
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011