На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Дмитриева Н.И.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Святыни земли русской

«О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ!»

Предыдущая Следующая

  

1/14 сентября празднование обретения Черниговской-Гефсиманской
иконы Божией Матери

 

Обитель иноков. Сюда

Пришли мы помолиться.

И здесь от горя и труда

Хотим на час забыться.

 

Идем в пещерный Божий храм,

Где у святой иконы

Отрадно волю дать слезам,

Земные класть поклоны.

 

Владычица Небес глядит

Любвеобильным взором

И как бы хочет всех покрыть

Чудесным омофором...

 

Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день Ангела великого старца Варнавы Гефсиманского, спустя шесть лет после его кончины, происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой Лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ.

Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития Преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.

Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита Лавры, просияла новая чудотворная Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери.

Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве перед сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской-Гефсиманской иконы.

С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: Черниговский-Елецкий, Черниговский-Ильинский, Черниговский-Гефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает преподобный Нестор Летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговскую-Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год — в Троицын день, 16 апреля и в день Пророка Илии.

Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.

Черниговский-Гефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.

По толкованию современного богослова отца Александра Мумрикова, на этой иконе очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей Своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке — в царских венцах.

В Гефсимании на Святой Земле окончился земной путь Пречистой, это — место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой; этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа.

Успенских храмов в православном мире неисчислимое множество; Гефсиманий же на Русской земле, в силу особой святости этого понятия, было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15/28 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17/30 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная седмица.

Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Архангела Михаила под величественным краснокирпичным храмом Черниговского скита.

Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной при сельце Воронине, в двух верстах от Зарайска — тогда Рязанская губерния, ныне Московская область, где в мае 1909 года была открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения по замыслу епископа Арсения (Жадановского).

Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах», Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Задуманная в подражание подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами, которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор. Величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до 1880-х, когда было по ветхости разобрано.

Но только в Гефсимании близ Троице-Сергиевой Лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был закрыт и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950-х. Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской, колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру — Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное упокоение Василий Васильевич Розанов. До 1991 года их могилы пребывали в запустении. Святое же тело «старца-утешителя» Варнавы (1831-1906), к которому сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское кладбище.

Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда мощи старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в 1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище тогдашнего Загорска. Но как при жизни нес старец Варнава возложенный на него в 30-летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества — «с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались все новые поколения богомольцев.

Но не забывали православные и первую из его могилок, в самом Черниговском скиту, хотя попасть к ней было непросто: здесь последовательно находились: «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для искалеченных солдат Великой Отечественной войны, наконец, ПТУ для детей инвалидов. Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на могилке старца, а летом 1990 года в Черниговском скиту возобновилось иноческое общежитие.

После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная икона была перенесена оттуда в Москву, в церковь Преподобного Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), по ходатайству рабочих завода «Серп и молот». Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 году. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, — уничтожили все. Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. Храм во имя Преподобного Сергия в Рогожской слободе был заново освящен в декабре 1991 г., однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым ежевоскресно читаются акафисты).

Сейчас Черниговская-Гефсиманская икона и мощи преподобного Варнавы пребывают в Черниговском скиту. В скиту ежедневно и во всякое время года совершается Таинство соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами. В тропаре пред Черниговской Ее иконой поется:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и смиренно припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя раби тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

 

Н.И. Дмитриева

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: РАСКРЫТЬ КРАСОТУ И РАДОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский): СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Усекновение главы Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна
«ДУХОМ ПЛАМЕНЕЛ»
«САМОЙ ПРЕЧИСТОЙ ПРИЗВАН»
А.А. Константинова: «БОЖИЙ ВИНОГРАДНИК»
Начало индикта — церковное новолетие
Протоиерей Игорь Кузьмин, О.В. Шангина: АНГЕЛ НАД СЕЛЬСКИМ ХРАМОМ
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Н.И. Дмитриева: «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ!»
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Епископ Манхеттенский Гавриил: СОБОРЫ ПОД ЮЖНЫМ КРЕСТОМ
Протоиерей Николай Крикунов: МИЛОСЕРДИЕ
Александр Николаевич Ужанков: ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА – ИДЕАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ
Лукаш Иван Созонтович: «ЧУДО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИННЫЙ ВОИН ХРИСТОВ
Князь Владимир Палей: O СВЕТЕ ТИХИЙ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.
стр. 45
09.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011