На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

МИЛОСЕРДИЕ

Предыдущая Следующая

  

Истинная любовь, исполненная простоты и веры к ближним, проявляется в делах христианского милосердия. Милосердие — это особое чувство, которое имеет своим источником Бога и выражается в доброте, благожелательности, сострадании, долготерпении к согрешающим и прощении обидчикам. Эта добродетель неизменно сопутствует любви и является ее выражением. А если это так, то добродетель милосердия одна ходатайствует пред престолом Самого Бога и просит у Него милости для благодетеля. «Потому это так, — говорит епископ Феофан, — что милостыня есть самая большая добродетель, самая ценная у Бога и близкая к престолу Его. — Святой Григорий Богослов, перечисляя много добродетелей и, высоко оценив каждую, прибавляет, что выше всех их есть любовь, а из дел любви выше всех деятельное сострадание и помощь нуждающимся».

Углубляя мысль о христианском милосердии и его значении в деле спасения человека, епископ Феофан говорит, что добро необходимо делать без ожидания от этого выгоды или похвалы, делать с усердием, с внутренним сердечным чувством и расположением. Оказывая милость людям, христианин должен всячески остерегаться самомнения, тщеславия и превозношения, так как эти страсти могут обесценить эту добродетель в очах Божиих, и тогда вместо похвалы и награды от Бога человек может навлечь на себя Его гнев и осуждение. Поэтому, делая дела христианского милосердия, христианин должен видеть главную цель в том, чтобы исполнить волю Божию, которая выражена в заповеди Христа: Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

«Надо освятить свое сердоболие, — пишет богомудрый наставник, — бого-любием и покорностью воле Божией или заповедям, делая всякое дело, как бы оно прямо вам Самим Богом было поручено».

Зная все это, христианин на протяжении всей своей жизни обязан постоянно упражняться в добродетели милосердия и уподобляться милосердному Богу, проявляющему заботу о человеке до самопожертвования. А это в свою очередь сделает его сердце сострадательным к каждому человеку, находящемуся в нужде. Кроме того, милосердие, как проявление христианской любви к ближним, является одним из средств для приготовления последователя Христова к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. И это по той причине, что, какую бы милость ни оказал христианин ближнему, Господь принимает ее как оказанную Ему Самому. Особенно большое значение эта добродетель будет иметь на Страшном суде Христовом, когда участь человека будет определяться в зависимости от того, имел ли он в своей душе милосердие или нет. «Господь благоволит усвоить Себе всякую милостыню так, как бы она шла прямо в Его руки. Понеже, говорит, сотвористе единому сих братии Моих меньших, т.е. бедным, Мне сотвористе (Мф. 25, 40).

Ты голодного напитал, а Господь говорит, что это ты Его Самого напитал; ты нагого одел, а Господь говорит, что это ты Его Самого одел; ты больного посетил, а Господь говорит, что это ты Его посетил; и всякое благотворение нуждающимся Господь считает благотворением Себе Самому».

Побуждая последователя Христова к милосердию, Преосвященный Феофан напоминает, что в вечную жизнь никто не сможет взять с собой материальные ценности: человек как наг приходит в этот мир, так нагим и отходит из него. Напротив, дела милосердия ради Христа являются залогом вечных, нескончаемых благ. «Привлеките к себе милость Божию милосердием к нуждающимся, — говорит владыка, — и будете иметь верный залог благоденствия в будущем».

Добродетель милосердия не должно понимать, как только лишь оказание материальной помощи нуждающимся; она включает в себя и духовную поддержку ближнего. Из дел милостыни духовной, особое внимание епископ Феофан уделяет делу прощения долгов, оскорблений и обид, потому что в этом христианин проявляет и свою любовь. Такая активная любовь христианина к ближнему уподобляет его милосердному Богу. «Ничто так не сильно перед лицем Господа, — говорит он, — как прощение обид; ибо оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия».

Кроме того, наша душа постоянно нуждается в очищении, и это христианин может получить в покаянии, прося у Бога прощения за содеянные грехи. И если он не будет прощать обиды и оскорбления, причиненные ему от ближних, то Господь не простит и ему его согрешения. «Помяни грехи, в коих прощен или ищешь прощения, и — то из благодарности за милость полученную, то в несомненной надежде получить милость желаемую и искомую — прощай, — прощай широким, отверстым сердцем, — говорит богомудрый владыка. И продолжает далее: ведь Господь все видит. Видит движение сердца твоего, надзирает за склонением его к прощению, утешается совершением там прощения и оценивает жертву такою ценою, какой ты вообразить не можешь». Прощение обид есть, следовательно, ближайший и надежнейший путь ко спасению. «Хочешь спастись,— прощай всем и все, что на кого имеешь, — и будешь спасен: ибо так говорит Господь: Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). — А кому отпущены грехи, тому чего больше и желать? — Святой пророк Давид говорит: Блажени, ихже оставишеся беззакония, и их же прикрышася греси. Блажен муж, ему же не вменит Господь греха (Пс. 31, 1-2). Блажен, — стало быть, спасен».

Поэтому, желая получить милость от Господа за свои многочисленные грехи, совершенные во время земной жизни, человек должен стараться как можно больше оказывать милосердия своим ближним. «Эту жизнь, — учит епископ Феофан, — Бог нам дал, чтобы мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а та конца не имеет. Но хотя она коротенькая, а в продолжение ее можно заготовить провианту на целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой; из всех таких вкладов составится общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто больше пошлет туда вкладов, того содержание будет богаче; кто меньше, того и содержание будет менее богато. Вот об этом и должна быть теперь у нас вся забота, — чтоб побольше переслать туда вкладов».

Таким образом, добродетель милосердия оказывает самую существенную помощь в деле спасения человека и ходатайствует перед престолом Всевышнего не только об отпущении грехов и помиловании, но и о блаженной вечности вместе с небожителями.

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: РАСКРЫТЬ КРАСОТУ И РАДОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский): СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Усекновение главы Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна
«ДУХОМ ПЛАМЕНЕЛ»
«САМОЙ ПРЕЧИСТОЙ ПРИЗВАН»
А.А. Константинова: «БОЖИЙ ВИНОГРАДНИК»
Начало индикта — церковное новолетие
Протоиерей Игорь Кузьмин, О.В. Шангина: АНГЕЛ НАД СЕЛЬСКИМ ХРАМОМ
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Н.И. Дмитриева: «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ!»
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Епископ Манхеттенский Гавриил: СОБОРЫ ПОД ЮЖНЫМ КРЕСТОМ
Протоиерей Николай Крикунов: МИЛОСЕРДИЕ
Александр Николаевич Ужанков: ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА – ИДЕАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ
Лукаш Иван Созонтович: «ЧУДО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИННЫЙ ВОИН ХРИСТОВ
Князь Владимир Палей: O СВЕТЕ ТИХИЙ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: сентябрь 2008 г.
стр. 57
09.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011