На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

 Преподобный Илиодор Глинский
Преподобный Илиодор Глинский

 Святитель Серафим Глинский
Святитель Серафим Глинский

 Преподобный Макарий Глинский
Преподобный Макарий Глинский

 Преподобный Филарет Глинский
Преподобный Филарет Глинский

 Преподобный Феодот Глинский
Преподобный Феодот Глинский

over2


over3


over4


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Глинская пустынь

Глинская пустынь как центр духовного просвещения

Предыдущая Следующая

 

«Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь основана в начале XVI века в 160 км от Курска на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы (ныне село Сосновка Глуховского района Сумской области). В течение почти пяти столетий пустынь является могучим центром духовного просвещения. Просветительная деятельность обители многогранна, действенна и поучительна для потомков. За несколько веков пустынью накоплен огромный опыт в этой области. Обитель издавна славилась своей миссионерской, издательской деятельностью, борьбой с сектантством, ересями, большим вкладом в дело народного просвещения и образования. Поэтому изучение ее богатых традиций столь важно сегодня. Святые Русской Православной Церкви, архиереи, известные церковные историки издавна отмечали огромное нравственное влияние этой обители. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни», алтайский миссионер преподобный Макарий (Глухарев) — «школой Христовой, светлейшей точкой на земле», архиепископ Ювеналий (Половцев) — «идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига», митрополит Антоний (Храповицкий) — «лучшей обителью», а Глинских старцев — «украшением монашества». Святитель Филарет (Дроздов) писал, что «Глинская пустынь процветает благодатью». Глинская пустынь поставлена на первое место в определении Поместного Собора Русской Православной Церкви (6 — 8 июня 1988 года), посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, при канонизации преподобного Паисия Величковского: «Русская школа старчества, возрожденная на протяжении всего XIX века и позднее, приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной и в других монастырях и пустынях...». В житии преподобного Паисия сказано, что известная Глинская пустынь была продолжательницей духовного наследия старца Паисия и вместе с Оптиной «определяла духовное возрождение русского народа в XIX веке». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет Глинскую пустынь монастырем особой духовной судьбы и значения. Что же лежало в основе того огромного духовного потенциала обители, за который ее и назвали «школой Христовой»?

В чем особенности Глинской пустыни? Во-первых, находившаяся здесь чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская и многочисленные чудеса исцелений, совершавшиеся от нее, привлекали сюда благочестивых православных паломников со всех концов обширной России. Во-вторых, духовным стержнем, фундаментом жизни Глинской пустыни, определявшим все стороны ее деятельности, был общежительный устав, составленный «по образцу» Афонского. Этот устав послужил краеугольным камнем прочного устройства и процветания не только Глинской пустыни, но и многих других мужских и женских монастырей, которыми он был заимствован. Значение устава было столь велико, что его изучали даже русские императоры Александр I и Николай I.

Отличительные особенности устава и всего аскетического духовного строя жизни Глинской пустыни отмечали многие исследователи. «В благодатной духовной жизни Глинских иноков много своеобразного, оригинального, невиданного в других обителях», - писал протоиерей Сергий Четвериков. Богослужения начинались в полночь, ни у кого не было никакой собственности, братия сама исполняла все черные труды, женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен, с родственниками можно было видеться только в гостинице, и то по благословению настоятеля, в келлиях не разрешалось никого принимать. Устав Глинской пустыни служил и служит образцом для православных обителей. Только в XIX веке он был введен в двадцати мо настырях. В некоторых монастырях, например, в Святогорской пустыни Харьковской епархии, Глинский устав был введен по именному повелению Николая I. В результате Глинский устав получил широкое распространение по всей России, что явилось ярким выражением благотворной просветительной деятельности Глинской пустыни. Но особенно выделялась Глинская пустынь среди других монастырей процветавшим в ней старчеством. Это была одна из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом. В соответствии с уставом все поступавшие в обитель с первого дня «поручались искусному старцу в повиновение». Ежедневно они приходили к старцу, очищали совесть подробным исповеданием всех своих помыслов, желаний и поступков, во всем должны были «советоваться со старцем, ...ни в чем не составлять своего разума», то есть полностью отказаться от своей воли, беспрекословно выполнять все указания старца. В начале двадцатого века архиереи Курской епархии свидетельствовали, что «старчество как духовный институт издавна существует в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблуждающихся. Благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении».

(Из статьи схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Просветительная деятельность Глинской пустыни»)

 

После революции в 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта. В 20-х годах XX в. все храмы, кроме больничного Крестовоздвиженского, и колокольня были взорваны, имущество расхищено. Местонахождение чудотворной Глинской иконы с тех пор остается неизвестным. В корпусах обители был образован городок для детей голодающих из Поволжья. С 1928 г. здесь находились сельскохозяйственная артель, колхоз, промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии после закрытия обители перешла в Рыльский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь, Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигумен Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Николай (Хондарев), иеросхимонах Иоанн (Примаков), схимонах Симон (Хондошко) и другие. В годы Великой Отечественной войны, в 1942 г., пустынь вновь была открыта, в 40-50х гг. в ней сохранялась традиция старчества.

С 1954 г. здесь подвизался схиархимандрит Иоанн (Маслов). Во время хрущевских гонений на Церковь Глинская пустынь была вновь закрыта в 1961 г. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или хотя бы продукты. Все помещения и имущество пустыни были переданы Сосновскому дому инвалидов. Схиархимандрит Иоанн (Маслов), исследовав различные архивы страны, восстановил архив Глинской пустыни, собрал и опубликовал сведения об обители и ее подвижниках. Написал фундаментальные труды: «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XXвв.» и «Глинский патерик» (приложение: архив Глинской пустыни), которые издаются теперь за счет средств государственной поддержки, выделенных в соответствии с распоряжением Президента от 14 апреля 2008г. № 192-рп. В 1994 г. Глинская пустынь была возвращена Церкви. С 1996г. монастырь является ставропигиальной обителью, находящейся в подчинении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. Восстановлены и построены заново надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери,

Никольский храм с колокольней, кельи. В поселке Ямполь на месте разрушенного возведен новый Преображенский храм, при котором открыто подворье. На месте Ближнего скита освящен источник, поставлена часовня в честь св. праведных Иоакима и Анны. Рядом со скитом восстановлено монастырское кладбище. На месте Дальнего скита расчищен источник. Источники найдены и восстановлены в конце 1990-х годов в схиархимандритом Иоанном (Масловым).

 

Святейший Патриарх московский и всея Руси Алексий II о Глинской пустыни и ее старцах

 

(Из обращений к Международному образовательному форуму «Глинские чтения»)

 

«Глинская пустынь – могучий центр духовного просвещения, великая святыня Православия, монастырь особой духовной судьбы и значения. Эта обитель всегда славилась своими старцами, высокодуховная жизнь которых привлекала множество паломников. Старчество, процветавшее в обители, духовно возрождало и преображало целые поколения нашего народа.

Глинские старцы считали счастье другого человека как бы своим собственным, делали для его здравия и спасения все, что только было можно. Глинские старцы безвозмездно кормили голодных, лечили больных, учили детей в созданном при обители Доме трудолюбия, издавали духовную литературу. Монастырь поистине был источником народной грамотности. Вот почему в наше сложное время так важно обратиться к опыту духовно-просветительской, благотворительной, педагогической и патриотической деятельности Глинских пастырей.

Старцы не отстранялись от решения сложных вопросов мирского бытия, не замыкались в узком кругу монашеских интересов. Они совершали наивысший христианский подвиг: живя вне мира, служили ему. Имея особую любовь к Отечеству Небесному, они учили народ любить и Отечество земное. Патриотизм, по их учению, это христианский долг, священное чувство. Отсутствие патриотизма они считали тяжким грехом и одной из причин людских страданий. Многие нынешние пастыри основывают на духовном наследии Глинской пустыни свои проповеди, многие педагоги используют его в своей работе. Командиры Российской армии вдохновляют солдат на подвиг служения Отечеству примерами жизни Глинских насельников. <….>

И пастырь Церкви, и учитель должны руководствоваться в своей жизни и деятельности теми же принципами, какими руководствовались Глинские просветители, – любовью к Богу, к ближним, к Родине, снисходительной мудростью и кротостью. Но, чтобы иметь эти качества, нужно непрестанно возделывать ниву своего собственного сердца. <.…>

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) является продолжателем традиции старчества Глинской пустыни.

Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен как духовный просветитель, к которому люди обращались и обращаются доныне как к источнику спасения. Своими мудрыми наставлениями отец Иоанн мог исправить грешника. Как истинный духовник он благодатью Духа Святого преображал и перерождал сердце человека, многие души спасал от отчаяния, извлекал из тины греха и возвращал к праведной жизни.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 8
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011