На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Лукичев Б.М.
Государственный советник Российской Федерации III класса

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наше наследие

«Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»

Предыдущая Следующая

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) внес существенный вклад в развитие церковно-государственных отношений. Одна из малоизвестных сторон этой его деятельности – служебная переписка с Президентами России Б.Н. Ельциным, В.В. Путиным и Д.А. Медведевым.

В статье дан статистический анализ, а также описание содержательной стороны этой переписки, изложенные в хронологической последовательности. Для сравнения материал предваряется кратким историческим экскурсом и описанием взаимодействия Патриархов Тихона (Белавина), Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Пимена (Извекова) с первыми лицами государства.

 

 

Этими словами начинается одно из писем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину [1]. За восемнадцать лет своего первосвятительского служения Патриарх Алексий II направил на имя глав государства Б.Н.Ельцина и В.В.Путина не менее двухсот пятидесяти письменных обращений.

Деловая переписка Патриарха Алексия II с президентами России – значительная и до сей поры мало известная широкой общественности часть современного опыта церковно-государственных отношений. По своей интенсивности, широте охвата церковных проблем и результативности эта переписка представляет собой уникальное явление, ранее не встречавшееся в истории Русской Православной Церкви.

Само возникновение такой практики было обусловлено потребностями активно протекавшего под руководством Первосвятителя возрождения православной церковной жизни в России. Характерно, что эта деятельность осуществлялась одновременно со становлением и развитием самого государства, формированием его взаимодействия в новых условиях с общественными институтами, традиционными религиозными объединениями России. Но, прежде всего, это конечно результат напряженного, творческого труда Патриарха Алексия II, его поистине подвижнического отношения к своему служению.

О переписке с главой государства как существенной составляющей своей многогранной деятельности Предстоятель Церкви так сказал в приветствии организаторам и участникам Международной научной конференции «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы» (апрель 2005 г.): «В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства… Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти…» [2].

Российские Патриархи XVI–XVII веков редко прибегали к эпистолярному жанру, чтобы довести до государя просьбы о нуждах Церкви, так как их личное общение с первыми лицами государства было регулярным. Н.Ф. Каптерев. в книге «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» пишет: «Московский Патриарх был тогда слишком важное, видное и влиятельное лицо, не только церковное, но и государственное. Он был одним из самых близких к царю лиц, с которым государь советовался как о делах церковных, так и государственных. Царь и Патриарх виделись почти постоянно, так как царь обязательно присутствовал на всех торжественных патриарших службах» [3].

В истории взаимоотношений Церкви и государства Российского, конечно, имела место переписка их руководителей. Так, например, Патриарх Никон писал письма царю Алексею Михайловичу в действующую армию во время польской кампании и в период охлаждения их отношений [5], Патриарх Иоаким направил духовное завещание государю [6] т.д. Но эти письма не были устоявшейся формой коммуникации для решения важных вопросов государственно-церковных отношений.

В синодальный период (1721 – 1917 гг.) Российская Православная Церковь, как известно, была лишена патриаршей формы церковного управления, и все официальные сношения между российским императором и Святейшим Правительствующим Синодом осуществлялись через государственного чиновника - обер-прокурора.

После восстановления Патриаршества, почти все российские Патриархи, за исключением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, вынуждены были исполнять свои обязанности в условиях жесткой антицерковной политики государства, которая вылилась в гонения, запреты, инициирование расколов, репрессии и притеснения. Естественно, что такая обстановка отрицательно сказалась на возможностях личного общения предстоятелей Церкви с руководителями государства, или общения посредством переписки.

Патриарх Московский и всея России Тихон (Белавин) в период своего трагического и самоотверженного служения (1917 – 1925 гг.) несколько раз письменно обращался непосредственно к новому руководству страны и ни разу не получил адекватного ответа. Так, в связи с первой годовщиной Октябрьской революции, он написал обращение в адрес Совета народных комиссаров РСФСР (СНК), предварив его словами из Евангелия: «Все, взявшие меч, мечем погибнут» [7]. Текст этого письма стал позднее для властей одним из поводов предъявить Патриарху Тихону обвинение в контрреволюционной деятельности.

В дальнейшем Патриарх Тихон еще трижды писал в СНК и один раз непосредственно председателю совнаркома В.И. Ленину, а также четыре раза обращался к председателю Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) М.И. Калинину. Эти обращения были связаны с бандитским налетом на Николо-Угрешский монастырь, с кампанией «по вскрытию мощей», в частности, мощей Преподобного Сергия Радонежского, и в целом с правительственным решением об изъятии церковных ценностей [8]. Направлял также Патриарх Тихон заявление во ВЦИК по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе [9].

После смерти Патриарха Тихона митрополит Крутицкий и Коломенский Петр (Полянский) смог исполнять обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола лишь с апреля по декабрь 1925 г., после чего был арестован и до своей гибели в 1937 г. находился в заключении. Из представителей государственной власти митрополиту Петру пришлось общаться лишь с начальником 6 отделения секретного отдела Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) Е.А. Тучковым, а также с сотрудниками народного комиссариата внутренних дел СССР в местах лишения свободы. В 1931 г. он написал два заявления на имя Председателя ОГПУ В.Р. Менжинского с просьбами об улучшении своего положения [10], но положительной реакции на эти обращения не последовало.

Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) в период с 1925 г. по 1943 г. в силу жесткой антирелигиозной политики государства практически не имел возможности лично или письменно обращаться к высшему руководству СССР.

Лишь в феврале 1930 г., после данного им интервью для газет «Известия» и «Беднота», в котором он вынужденно отрицал факт религиозных гонений в России, смог обратиться с памятной запиской о нуждах Православной Патриаршей церкви в СССР на имя П.Г. Смидовича. Следствием этого обращения стало то, что волна массового закрытия церквей в 1931 г. пошла на спад и власти разрешили издавать Журнал Московской Патриархии [11].

Много позднее, в январе 1943 г., находясь в эвакуации в Ульяновске, митрополит Сергий направил телеграмму председателю СНК И.В. Сталину в которой просил разрешения на открытие Московской Патриархией банковского счета для внесения средств, собранных на нужды фронта. В ответной телеграмме Сталин выразил свое согласие и от имени Красной армии поблагодарил верующих и православное русское духовенство [12].

В связи с назревшей в ходе Великой Отечественной войны необходимостью изменить политику государства в отношении религии, 4 сентября 1943 г. состоялась известная встреча И.В. Сталина, с иерархами Русской Православной Церкви). На следующий день последовало адресованное И.В. Сталину благодарственное письмо, которое подписали митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). Сталин сделал пометку на письме: «Мой архив. И. Сталин.» [13].

14 сентября 1943 г. постановлением СНК СССР был создан совет по делам Русской Православной Церкви при совете народных комиссаров СССР во главе с полковником народного комиссариата государственной безопасности Г.Г. Карповым. Совет должен был осуществлять связь между правительством СССР и Патриархом по вопросам, требующим разрешения правительства СССР [14]. Это решение резко сузило для Предстоятеля Церкви возможности прямого общения и переписки с главой государства.

За четверть века своего служения (1945 – 1970 гг.) Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) лишь несколько раз напрямую письменно обращался к первым лицам государства. Возможно, первым было его письмо на имя Сталина от 24 октября 1944 г. о патриотической деятельности Церкви в годы войны и о начале всецерковного сбора пожертвований в Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии [15].

Одна из немногих личных встреч Патриарха Алексия с главой правительства состоялась 10 апреля 1945 г. в составе делегации Русской Православной Церкви, которая была принята в Кремле И.В.Сталиным. В ходе этой встречи обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви, укреплением ее материального положения и организационного состояния, а также установлением связей с Поместными Православными Церквами Европы и Ближнего Востока [16]. Показательно, что представители Церкви присутствовали также и на Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.

Из тех лиц в руководстве страны, которые реально влияли на состояние государственно-церковных отношений, более или менее регулярно Патриарх Алексий переписывался с председателем совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым.

Начиная с 1954 г. в советской прессе была организована массовая антирелигиозная, по преимуществу антиправославная кампания. Пытаясь защищать в этой обстановке интересы верующих, Патриарх Алексий неоднократно передавал через Г.Г. Карпова адресованные Правительству СССР письма и заявления, но они или не доходили до адресатов, или не удостаивались какой бы то ни было реакции [17].

На общем фоне антирелигиозной государственной политики особняком стоит постановление ЦК КПСС от 10.11.1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», которое вызвало положительный отклик у Патриарха Алексия, приславшего через совет по делам Русской Православной Церкви свою и Святейшего Синода благодарность в адрес Совета министров СССР [18].

В дальнейшем же практически безрезультатными для улучшения положения Церкви были и новые письменные обращения Патриарха Алексия и даже личная его встреча с председателем Совета министров СССР Н.С. Хрущёвым, которая состоялась 17 мая 1958 года.

В связи с принятием 16.10.1958 г. Советом министров СССР постановлений «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей», ознаменовавших новое давление на Церковь, Патриарх Алексий вновь передал через совет по делам Русской Православной Церкви личное письмо на имя Н.С. Хрущёва с просьбой о новой встрече с ним. Но Хрущёв отказался от разговора с Патриархом, поручив совету проверить изложенные в приложенной к письму записке факты [19].

16 февраля 1960 г. на Конференции советской общественности за разоружение Патриарх Алексий выступил с речью. Он напомнил собравшимся о месте Русской Православной Церкви в истории Российского государства, кратко обрисовал ее многовековой вклад в государственное строительство, в утверждение на Руси нравственных основ семейной и гражданской жизни, в развитие просвещения и культуры. Речь Патриарха в защиту Церкви была воспринята в высших партийных инстанциях как проявление несогласия с государственно-партийной политикой в отношении Русской Православной Церкви и последовали репрессивные меры [20].

В периоды, условно называемые «хрущевской оттепелью» и «брежневским застоем» некоторые православные архиереи также писали руководству страны обращения в защиту интересов верующих. Среди них, в частности, архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев) [21] и епископ Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун) [22]. Но эти обращения позитивных последствий для церкви не имели, а для самих ходатаев, как правило, оборачивались неприятностями.

При Патриархе Московском и всея Руси Пимене (Извекове), который был Предстоятелем Церкви в период с 1971 по 1990 гг., советская власть несколько ослабила антирелигиозную риторику и давление на религиозные организации. Внешне это стало проявляться в том, что Предстоятель Церкви и члены Священного Синода не только формально принимали участие в официальных приемах, но и более свободно могли общаться на них с первыми лицами государства [23].

В этот период стали появляться немногочисленные примеры позитивной реакции со стороны руководства СССР на обращения Предстоятеля Церкви.

Так, в 1972 г. по письменной просьбе Патриарха Пимена председатель Совета министров А.Н. Косыгин распорядился выделить участок земли в подмосковном поселке Софрино для строительства завода по производству церковной утвари [24].

Эта переписка, впрочем, по-прежнему осуществлялась через совет по делам религий при Совете министров СССР. Напрямую по-прежнему можно было направлять только поздравительные послания. Так, Патриарх Московский и всея Руси Пимен направил поздравительную телеграмму председателю Совета министров СССР Н.А. Тихонову в связи с празднованием 63-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, а также в связи с назначением его на «высокий пост главы Правительства» [25].

Осенью 1982 г. Патриарх Пимен обратился в Правительство СССР с просьбой о передаче Русской Православной Церкви зданий одного из бывших московских монастырей для создания духовно-административного центра. Эта просьба, в частности, обуславливалась приближающимся 1000-летием Крещения Руси. Положительный ответ был получен 5 мая 1983 года. Из четырех предложенных руководством страны монастырей (Донской, Новоспасский, Крутицкий и Даниловский) был выбран Свято-Данилов монастырь, который предоставлялся безвозмездно. Этот монастырь сохранился в более или менее в удовлетворительном состоянии Кроме того, арендаторы обещали вскоре освободить занимаемые площади. Этот монастырь и стал центром подготовки к празднованию юбилея, а позднее и официальной резиденцией Патриарха Московского и всея Руси [26].

Бывший в то время Управляющим делами Московской Патриархии, митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) направил 17 декабря 1985 года письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву, в котором впервые поставил вопрос о перестройке церковно-государственных отношений, которую предлагал начать с совершенствования законодательства о религии. В краткосрочной перспективе письмо положительных результатов не принесло. Но этот первый опыт получил свое замечательное развитие позднее, в годы служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В канун празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси Патриарх Пимен обратился к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву с просьбой о встрече, которая состоялась 29 апреля 1988 г. в Кремле с участием постоянных членов Священного Синода. Во время встречи Патриарх Пимен передал Горбачеву докладную записку, содержавшую информацию о притеснениях верующих, а также просьбу о предоставлении Церкви статуса юридического лица с полными правами общественной организации и о пересмотре государственного религиозного законодательства. По мнению авторов записки, действующие нормативно-правовые акты нередко нарушаются не в пользу верующих, при том, что реальная практика взаимоотношений Церкви и государства давно переросла их (законодательных актов) рамки. Горбачев обещал передать просьбы в Правительство, которое внимательно рассмотрит их и примет необходимые решения.

Позднее один из участников встречи митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) вспоминал: «Она (встреча), думаю, была вызвана чисто пропагандистскими целями перед празднованием 1000-летия Крещения Руси и рассматривалась как протокольная. Но в новых условиях перестройки и гласности состоявшаяся беседа оказалась предельно деловой. Членами Священного Синода были поставлены до двух десятков самых неотложных вопросов, касающихся жизни Русской Православной Церкви. Мне, как участнику беседы, по ее результатам кажется, что это была историческая встреча» [27].

В марте 1990 г. Патриарх Пимен написал предположительно свое последнее письмо на имя Президента СССР М.С. Горбачева. В этот период на Западной Украине началось грубое нарушение договоренности, которая была достигнута между Московским Патриархатом, Украинским Экзархатом, Ватиканом и Украинской греко-католической церковью (УГКЦ) по вопросу о перераспределении храмов между православными и униатами. УГКЦ фактически потребовала возвратиться к конфессиональному статус-кво, существовавшему в канун проведения Львовского Церковного Собора (1946 г.). В этой драматической ситуации Патриарх просил «советское правительство предпринять соответствующие действия, включая побуждение местных властей к строгому соблюдению закона и защите религиозных прав и человеческого достоинства граждан, исповедующих православную веру».

Ответа на это обращение не последовало. И это объяснимо, ибо Президент СССР в то время уже не контролировал политические процессы, происходящие на Украине.

Весь период своего служения (1990 – 2008 гг.) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) развивал накопленный опыт общения его предшественников с гражданской властью, активно используя для решения насущных проблем Русской Православной Церкви личную переписку с главой государства.

Содержание его писем Президентам Российской Федерации Б.Н. Ельцину и В.В. Путину дает представление о масштабе и разнообразии проблем, которые приходилось решать Патриарху Алексию II с первых дней его первосвятительских трудов, отражает полноту его служения и конкретно иллюстрирует определенные стадии развития церковно-государственных отношений в период с июня 1990 по апрель 2008 годов.

Условно можно разделить рассматриваемы период на три этапа.

Первый этап - переписка Патриарха Алексия II с Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в период с 1990 по 1999 годы.

Второй этап – его переписка с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в первый период его правления: 2000 – 2004 годы.

Третий этап – отражает переписку с В.В. Путиным в его второй президентский период: 2004 – 2008 годы.

Интересно отметить, что в своих письменных посланиях к главе государства Патриарх возродил старинное, но естественное для церковной переписки обращение к адресату. Каждое его послание Президенту Российской Федерации начинается со слов: «Ваше Превосходительство!» Существенным здесь является то, что, кроме выражения исключительной уважительности, это обращение четко очерчивает статусность того, к кому обращается Первоиерарх Церкви.

Не рассматривая подробно обоюдные поздравления и письменные благодарности за поздравления отметим лишь, что оба Президента ежегодно направляли свои приветствия Патриарху Алексию II к Рождеству и Новому году, ко дню тезоименитства (25 февраля), к Пасхе, к дню Патриаршей интронизации (10 июня). Кроме перечисленных в разные годы на имя Предстоятеля Церкви направлялись поздравления, связанные с различными юбилейными датами. Например, с 45-летием архиерейской хиротонии, с 55-летием священнического служения и другие.

В свою очередь, и Патриарх Алексий II письменно отвечал Президентам благодарностью за приветствия и направлял свои поздравления с Рождеством и Новым годом, с Пасхой, с днем рождения, а также с Днем России (12 июня) и Днем народного единства (4 ноября).

Эта часть переписки (8-10 писем в год с обеих сторон) носила протокольный, но не формальный характер. В определенной степени тексты поздравлений отражали, что называется «текущий момент», несли актуальную смысловую нагрузку. Так, поздравляя 10 июня 2007 г. Патриарха Алексия с днем тезоименитства, Президент Российской Федерации В.В. Путин особо отметил его вклад в восстановление канонического единства Русской Православной Церкви: «Во многом благодаря Вашим усилиям преодолен раскол и произошло долгожданное воссоединение Церкви с православными соотечественниками за границей».

Объективности ради следует отметить, что нередкими были в этот период письма и телеграммы соболезнования, связанные с террористическими актами, гибелью авиапассажиров, шахтеров и иными трагическими обстоятельствами. Эти документы также остаются вне пределов данного анализа.

Переписка Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Б.Н. Ельциным за весь период пребывания его у власти была значительно менее интенсивной, чем письменное общение Патриарха с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. За неполные девять лет Предстоятель Церкви непосредственно Б.Н.Ельцину написал как минимум 41 деловое письмо, с изложением нужд Церкви, в то время как в адрес Президента России В.В. Путина за 8 лет им было направлено не менее 169 таких писем.

Эта статистическая разница обусловлена, в частности, тем, что в начале девяностых годов, когда резко менялись направленность и содержание политики государства по отношению к религии и к религиозным объединениям, такого рода общение и сотрудничество между органами государственной власти и Церковью испытывали трудности, связанные с последствиями минувших десятилетий атеизма.

Властные структуры в этот период еще только начинали формулировать и отрабатывать на практике новые подходы во взаимоотношениях с религиозными объединениями, и, в первую очередь, с Русской Православной Церковь. Да и Церковь в этот период еще только определяла для себя пути эффективного взаимодействия с органами государственной власти в новых условиях.

Под влиянием логики развития религиозной жизни в стране в 1995 г. Администрация Президента Российской Федерации сформировала востребованные жизнью структуры: отдел по взаимодействию с религиозными объединениями (весна 1995 года) и совещательный орган - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (август 1995 года).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал Б.Н. Ельцину в этот период свои обращения о нуждах Русской Православной Церкви, в среднем по четыре за год. При этом были годы, когда писем было больше, например, в 1991 г. – 8 писем, в 1998 г. – 7 и, наоборот в 1999 г, в последнем году президентства Ельцина, Патриарх Алексий II лишь дважды письменно обратился с просьбами к главе государства. Эти перепады в интенсивности переписки объясняются не столько наличием или отсутствием насущных церковных проблем (проблем как раз всегда хватало), сколько ситуацией, которая складывалась в обществе и, собственно в государственно-церковных отношениях.

Известно, например, что в 1997 г., в период активной общественной дискуссии о судьбе проекта закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» имели место различные подходы к этой проблеме со стороны тогдашнего главы государства и Предстоятеля Церкви. В августе Патриарх Алексий II опубликовал «Заявление в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором, в частности, говорилось: «22 июля сего года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»… Его окончательное отклонение может создать в России напряжение между властью и большинством народа, что существенно затруднит движение нашего общества к миру и согласию...

Посему убежден в необходимости введения в действие этого закона без изменения его структуры и принципиальных положений» [28].

К общему удовлетворению эти различия в подходе к судьбе закона были быстро урегулированы. На основе доброй воли обеих сторон был найден компромисс, и ожидаемый обществом правовой акт был принят в наиболее приемлемой для государства, общества и Церкви редакции.

Отметим, кстати, что принятый в 1997 году Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» стал результатом сложных переговоров и хрупкого компромисса между представителями большого числа политических структур, общественных организаций и религиозных объединений. Активно участвуя в работе по формированию современного законодательства по вопросам религии, Патриарх объективно отстаивал, в частности, интересы и других традиционных религиозных объединений России.

Этот пример ясно иллюстрирует следующее существенное обстоятельство, характеризующее переписку Патриарха Алексия II в целом. Ему многократно приходилось обращаться к главе государства с различными просьбами. Но все эти обращения неизменно несли на себе печать высокого достоинства, поскольку в просьбах не было ничего личного, все ходатайства касались исключительно интересов Церкви. Поэтому в принципиальных моментах, как в случае с упомянутым выше заявлением Предстоятель Русской Православной Церкви мог твердо отстаивать свою позицию, опираясь на объективную силу правды и на прочную духовную основу.

Статистический и содержательный анализ писем Патриарха Алексия II Б.Н. Ельцину показывает, что наиболее часто он обращался к главе государства с просьбами о возврате Церкви в собственность или в пользование движимого и недвижимого церковного имущества (10 писем, то есть почти 25%). Часто это давало позитивные результаты. Так, уже к осени 1991 г. Патриарху удалось решить один из принципиальных вопросов: Президент России Б.Н. Ельцин своим Указом от 18.11.1991 г. № 220 разрешил Московской Патриархии использовать для богослужений храмы Московского Кремля.

В описываемый период Патриарх Алексий II последовательно и настойчиво обращается к главе государства с предложениями способствовать возврату Церкви как отдельных зданий религиозного предназначения, так и целых архитектурных комплексов Заиконоспасского (Москва), Николо-Греческого (Москва), Воскресенского Ново-Иерусалимского (Истра), Богоявленского-Анастасьинского (Кострома), Саввино-Сторожевского (Звенигород) монастырей, а также Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область).

Знаменательно, что, отстаивая интересы Церкви, Патриарх побуждал органы государственной власти к решению острых социальных проблем, касающихся обычных граждан. Так, в своем обращении на имя главы государства от 8 мая 1998 г. он ставит вопрос о переселении из находящегося в аварийном состоянии строения Богоявленского-Анастасьинского женского монастыря (Кострома) 36 семей и о предоставлении им лучших жилищных условий [29].

В этот же период, стремясь также полностью освободить от посторонних организаций одну из главных святынь России – Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Патриарх Алексий II направил Президенту Российской Федерации предложение создать первый в России музей православной культуры на базе лаврской ризницы.

Эта часть переписки Патриарха с главой государства наглядно демонстрирует, как с ясным пониманием цели Первоиерарх настойчиво и последовательно боролся за возвращение Церкви ее станового хребта – древних монастырей – для того, чтобы на их базе воссоздать материальную основу возрождения монашеской жизни в Русской Православной Церкви. С течением времени эта стратегическая задача была успешно решена.

В тот период времени в широком общественном сознании еще с трудом приживалось отношение к верующим, как к полноценным гражданам своей страны. Как следствие – актуальной была защита законных прав православных верующих. Поэтому на втором месте по количеству патриарших обращений к руководству страны были просьбы защитить права верующих граждан (7 писем, т.е. 17,1%). Были и трагические эпизоды. В частности, в июле 1999 г. было опубликовано в средствах массовой информации обращение Патриарха Алексия II к главе государства с просьбой сделать все возможное для освобождения похищенных в г. Грозном служителей Церкви иеромонаха Захарии и двоих его сотрудников [30].

На третьем месте (6 писем - 14,6%) – печалование Предстоятеля Церкви о проблемах православных общин, находящихся за границей. Предвидя возрождение имевшего многовековую традицию российского паломничества на Святую Землю, Патриарх Алексий II замыслил воссоздать здесь российское подворье для паломников. Он обращался с просьбами к главе государства о юридической поддержке в деле возвращения Церкви ранее принадлежавших ей зданий, а также о материальной помощи для проведения на них строительных и реставрационных работ.

Далее по убыванию интенсивности переписки (но не по уменьшению значимости) шли вопросы законодательства о религии (5 писем - 12,2%). Следует отметить, что количество писем Патриарха Алексия II по той или иной проблеме не всегда отражало ее важность. Бывало и так, что существенный вопрос решался с первого раза. Примером может служить быстрое положительное решение главы государства по просьбе Патриарха о финансовом обеспечении российских захоронений на кладбище в г. Сент-Женевьев-де-Буа (Франция) [31].

Значительная часть переписки этого времени была посвящена организации запуска грандиозного проекта – издания многотомной «Православной энциклопедии», как писал Предстоятель Церкви в своем обращении по этому поводу Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, «первого в истории нашего Отечества фундаментального труда, призванного собрать воедино и систематизировать двухтысячелетний духовный, исторический, научный и культурный опыт Православия» [32] (4 письма - 9,8%). На первом обращении Патриарха Алексия II по этому вопросу от 8 ноября 1995 г. Б.Н. Ельцин наложил резолюцию: «В.С. Черномырдину. Предложение Патриарха Московского и вея Руси Алексия II о многотомном издании Православной энциклопедии, приуроченном к 2000-летию Рождества Христова, поддерживаю. Прошу оказать содействие Московской Патриархии в реализации задуманного». Казалось бы, вопрос решен. Но ровно через год, 22 ноября 1996 г. Патриарх вынужден был вновь обратиться к главе государства, который в поручении В.С. Черномырдину написал: «Обещанной помощи Московской Патриархии для издания Православной энциклопедии до сих пор нет…» Нужны были годы упорного труда, чтобы государство включило расходы на этот проект в статьи федерального бюджета.

Два письма (4,9%) были связаны с организационными вопросами формирующегося Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Также дважды Патриарх Алексий II писал о своей духовной поддержке самого главы государства в самые ответственные и значимые моменты в его жизни – в моменты его избрания и переизбрания на эту должность. Характерно, что в таких случаях Предстоятель Церкви не столько поздравлял, сколько акцентировал внимание на той высокой ответственности, которая выпала на долю избранного народом главы государства.

Дважды обращения Патриарха говорили о желательности получить организационную и информационную поддержку проведения крупных церковных акций. Отдельные письма содержали просьбы о материальной помощи монастырям, о поддержке церковных средств массовой информации; имело место также письмо, которое обращало внимание главы государства на опасную для страны деятельность новых религиозных образований, создание которых на территории Российской Федерации было инициировано из-за рубежа.

С избранием в 2000 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путина переписка резко активизировалась и на протяжении всех лет его правления развивалась как в количественном, так и в качественном отношении.

Так уже в 2000 г. Патриарх Алексий II направил главе государства 12 писем, то есть сразу в три раза больше, чем в период переписки с Б.Н. Ельциным. Далее по годам шло последовательное увеличение интенсивности переписки и во второй период правления В.В. Путина (2004 -2008 годы) она осуществлялась с темпом в среднем по 24 письма в год.

В этой своей деятельности Предстоятель Церкви последовательно наращивал ранее накопленный опыт. Он продолжал настойчиво сопровождать нерешенные проблемы и по мере развития государственно-церковных отношений, ставил новые вопросы, вызванные новым положением Церкви, которые необходимо было решать с участием органов государственной власти.

Понимая сложности бюрократического устройства государственной машины, Патриарх стремился письма по наиболее актуальным проблемам передавать Президенту лично. Этому способствовало то обстоятельство, что с В.В. Путиным у него очень быстро сложились теплые, доверительные отношения. Они сделали обычной практикой регулярные личные встречи. Без учета официальных церемоний и приемов, например по случаю Дня Победы, Дня независимости и по случаю Нового года, число личных встреч Патриарха Алексия II c Президентом России В.В. Путиным в Кремле и в патриарших резиденциях достигала порой 6 - 7 раз в год. На переданных лично Патриархом обращениях Путин, как правило, накладывал такие резолюции, которые способствовали разрешению изложенных в них проблем.

Интересно отметить изменение содержания переписки в этот период. Патриарх по-прежнему держит в поле своего внимания вопросы законодательства о религии. Но теперь речь идет о нормативно-правовых актах, затрагивающих конкретные вопросы повседневной жизни религиозных организаций, прежде всего связанные с налогообложением, а также владением или пользованием движимым и недвижимым имуществом (7 писем – 12%).

Как и ранее много обращений связано с возвратом Церкви в пользование или в собственность объектов недвижимости религиозного назначения (33 письма – 20%).

Но в этот период появляются и совершенно новые темы. В связи с ростом авторитета Российской Федерации в мире Патриарх Алексий II стал чаще обращаться к В.В. Путину с просьбами о поддержке конфессиональных и имущественных интересов Церкви за рубежом. Учитывая, что речь, как правило, шла о реставрации и ремонте зданий храмов в Европе, в США и на Святой Земле, являющихся памятниками истории и культуры, эти просьбы были созвучны интересам государства. Существенную часть переписки по православному зарубежью занимали также вопросы сохранения единства Церкви на Украине и восстановления канонического общения с Русской Православной Церковью за границей (всего 32 письма – 18%).

Самым существенным изменением содержания переписки было то, что в период президентства В.В. Путина на первом месте по числу обращений Патриарха стали предложения по взаимодействию или совместному проведению крупных общественно значимых мероприятий. К их числу можно отнести проведение Международных Рождественских образовательных чтений, акций Международного фонда единства православных народов, заседаний Всемирного русского народного собора, конференций против наркотиков и распространения СПИДа, а также по проблеме демографии (всего 68 писем – 39%). Эти изменения сами по себе отражали уровень развития взаимоотношений Московской Патриархии с федеральными органами государственной власти, который был достигнут во многом благодаря именно личному вкладу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

С избранием Президентом России Д.А. Медведева Патриарх Московский и всея Руси Алексий II продолжил практику общения с первым лицом государства. Он писал ему, по своему обычаю письма по актуальным нуждам Церкви. В одном из своих обращений он писал: «Ныне государство, общество и религиозные организации имеют возможность, объединив усилия, совместно трудиться над созиданием достойного настоящего и будущего России на основе духовных и нравственных ценностей, вековых традиций нашего народа» [33].

Но были и личные встречи. Новым словом в общении Патриарха Алексия с главой государства стало то, что он после принятия присяги избранным Президентом Российской Федерации совершал молебен в Благовещенском соборе Московского Кремля, поздравлял и благословлял вновь избранного главу государства. Дважды такой молебен совершался с участием Президента России В.В. Путина.

Подобное же богослужение Предстоятель Церкви совершил 7 мая 2008 года после приведения к присяге на Конституции Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. В этот торжественный момент новый глава государства находился в Благовещенском соборе вместе с супругой Светланой Владимировной.

Этот факт с юридической точки зрения безупречен. Известно, что закон запрещает сопровождать инаугурацию Президента совершением публичного религиозного обряда. Но молебен совершался по личному желанию Д.А. Медведева, после окончания церемонии приведения к присяге и не публично.

До последних дней своей земной жизни Патриарх Алексий был активен и деятелен. В июне 2008 г. он председательствовал на Архиерейском соборе, который внес решающий вклад в укрепление единства Церкви. В период подготовки собора Патриарх обратился к Д.А. Медведеву с просьбой о передаче хранящихся в музеях Московского Кремля христианских реликвий вместе с ковчегами и мощевиками Русской Православной Церкви, чтобы сделать их доступными для поклонения. Как известно, глава государства не только принял положительное решение по этому вопросу, но и сам лично передал святыни Предстоятелю во время Божественной литургии, ознаменовавшей завершение Собора [34].

В июле Патриарх Алексий вместе с Д.А. Медведевым посетили Ново-Иерусалимский монастырь в Подмосковье, где были приняты принципиальные решения по восстановлению этой древней обители, уникального памятника церковного зодчества.

В канун проведения в Минеральных Водах Президиума Государственного Совета Российской Федерации Предстоятель Церкви просил главу государства подумать о восстановлении разрушенных богоборческой властью православных храмов в городах-курортах в этом регионе [35].

Затем через заместителя председателя ОВЦС епископа Егорьевского Марка Патриарх сообщил в Администрацию Президента Российской Федерации, что поддерживает предложение представить архиепископа Берлинского, Германского и Великобританского к награждению орденом «Дружбы» за вклад в подготовку к подписанию Акта о каноническом общении.

Последним было письмо Патриарха на имя Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 05.11.2008, в котором он предложил создать оргкомитет по подготовке к празднованию 400-летия освобождения Москвы ополчением князя Пожарского и гражданина Минина. Он писал: «Убежден, что делом государственной важности является восстановление в исторической памяти народа значения тех объединяющих начал, которые позволили сплотить нацию и стали духовным стержнем России» [36].

До блаженной кончины Патриарха Московского и всея Руси Алексия II оставался ровно один месяц.

Следует отметить также, что в последние годы своей земной жизни Патриарх Алексий II писал главе государства ходатайства о поддержке преподавания в средних образовательных учреждениях предмета «Основы православной культуры», о содействии в предоставлении священнослужителям и учащимся духовных образовательных учреждений отсрочек от призыва на военную службу, о внесении специальности «теология» в Перечень научных специальностей, по которым диссертационным советам предоставляется право приема к защите диссертаций. Увидеть результаты по этим обращениям ему уже не удалось, поскольку эти сложные вопросы к моменту его кончины оставались в процессе проработки.

В целом же опыт переписки Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой государства дал следующий результат: в подавляющем числе по обращениям Патриарха Алексия II принимались положительные решения. И хотя в ряде случаев просьбы о нуждах Церкви реализовывались с большими трудностями, не в полном объеме, порой это длилось годами, но стало ясно, что трудами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при прогрессирующей политической воле со стороны Президентов России, на федеральном уровне был обретен один из действенных механизмов влияния на решение наиболее актуальных и животрепещущих проблем, которые сопровождали возрождение православной церковной жизни в России в конце двадцатого – начале двадцать первого веков.

 

***

Исследование данного эпистолярного наследия проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на основе материалов, представленных Московской Патриархией и открытых публикаций.

 

Источники и литература

1. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину № 2833 от 05.06.1998 г. Просьба оказать содействие в ремонте храма Рождества Христова в Вифлееме в канун 2000-летия Христианства (копия в архиве автора).

2. Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП для органов информации от 11.04.2005 г.

3. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович Т. 2, М.: Изд-во Валаамского монастыря. 1996, С. 62.

4. Полознев Д.Ф. Русская православная церковь в XVII веке М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2000, С. 81.

5. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович Т. 1, М.: Изд-во Валаамского монастыря. 1996, С. 395, 403, 410, 414, 417, 421.

6. Полознев Д.Ф. Русская Православная Церковь в XVII веке М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2000, С. 95-96.

7. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, и позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг. Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института. М. 1994. С. 149 – 151.

8. Там же. С.155 – 157, 159, 165, 167 – 168, 170 – 173, 188, 213.

9. Там же. С.332 – 338.

10. Там же. С. 881 – 883.

11. Цыпин В. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917 – 1999 гг. М., ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2000, С.146.

12. Васильева О., Кнышевский П., «Кремлевская вечеря» см. журнал «К свету» № 13, С. 70.

13. Публикация письма на сайте Портал-Credo.Ru. 28.10.2008 г.

14. Постановление СНК СССР № 1095 от 7 октября 1943 г.

15. «Известия». 24 октября 1944 г.

16. Одинцов М.И. Алексий I. Патриарх Московский и всея Руси. Православная энциклопедия Т. I, М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», С 687.

17. Там же. С 687

18. Там же. С.688

19. Там же. С.688

20. Там же. С.689

21. Василий (Кривошеин) архиепископ. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. Сатисъ. Держава. СПб. 2004, С. 30.

22. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды: (1700 – 2005) – 2-е изд., перераб. М. Сретенский монастырь; МДА. 2006.

23. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский. «Человек Церкви». второе издание, М. 1999, С. 10.

24. Арутюнов Б., Крылов А. см.: статью «Свечной олигарх»в газете «Российские вести», 03.12.2003.

25. ЖМП № 12, 1980 г., С. 3 – 4.

26. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М., Даниловский благо-вестник, 2000, С. 125.

27. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский. «Человек Церкви» второе издание, М. 1999, С. 10 – 11.

28. Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 2971 от 24.07.1997 г.

29. Копия обращения Патриарха Алексия II в архиве автора.

30. См.: Cообщение ИНТЕРФАКС «Новости» от 28.07.1999 г.

31. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 г. N 1866-р, См. юридический Интернет-справочник Консультант «Плюс».

32. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину № 4300 от 08.11.1995 г.

33. Письмо Патриарха Алексия Президенту России Д.А.Медведеву № 7930 от 05.11.2008 г., архив Московской Патриархии.

34. Письмо Патриарха Алексия Президенту России Д.А.Медведеву № 4532 от 03.06.2008 г., архив Московской Патриархии.

35. Письмо Патриарха Алексия Президенту России Д.А.Медведеву № 5379 от 30.07.2008 г., архив Московской Патриархии.

36. Письмо Патриарха Алексия Президенту России Д.А.Медведеву № 7930 от 05.11.2008 г., архив Московской Патриархии.

 

Статья публикуется впервые.

Б.М. Лукичев,

государственный советник Российской Федерации III класса

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 100
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011