На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах

Круглый стол в Государственной Думе

Предыдущая Следующая

 

9 апреля 2009 года в Государственной Думе состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы по образованию по теме «Развитие непрерывного образования: правовые аспекты и проблемы».

Председатель Комитета Государственной Думы по образованию Г.А. Балыхин во вступительном слове напомнил том, что ещё пять лет назад, в декабре 2004 года, Министерство образования и науки разработало приоритетные направления развития российской системы образования. Одним из этих пяти приоритетов был приоритет развития современной системы непрерывного образования.

Создание конкурентной образовательной среды связано с внедрением в непрерывное образование современных образовательных технологий и, прежде всего, таких, например, как дистанционное обучение с использованием ИКТ, и ряд других современных технологий образования.

С докладом от Комитета по образованию выступил Г.К. Сафаралиев.

В своем выступлении он отметил, что идея непрерывного образования эквивалентна идее образования через всю жизнь.

Первое. Необходимо так организовать учебные, воспитательные и иные сопутствующие социальные процессы, чтобы не только не подавить, но и развить в человеке жажду познания. Именно в школе нужно учить, как учиться. И главная задача школы не погасить тот творческий огонёк, который не даёт покоя детской душе.

Второе. Ввести прогноз и мониторинг спроса на услуги системы образования, предоставляемые в ответ на заказы экономики, а также на публичные государственные запросы. Это относится не только к системе основного образования, но и к повышению квалификации, переобучению, а также ко всем формам дополнительного образования.

Инновационная экономика предполагает подготовку специалистов с опережающим уровнем знаний. Поэтому необходимо знать, в каких направлениях будут развиваться наука, производство и, исходя из этого, готовить специалистов.

Третье. Ввести мониторинг непрерывного образования, чтобы отслеживать процесс его развития.

Непрерывное образование нужно не только тем, кто учится, но и тем, кто учит. Характерной для нашего времени тенденцией учиться в течение всей жизни стало актуально и для профессии тех, кто учит. Необходимость непрерывного образования учителей диктуется, прежде всего, непрекращающимся развитием самого общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых учебников и пособий, появлением новых педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности учителя, и возрастающими темпами роста научной и научно-технической информации.

Непрерывное образование представляет из себя целостный процесс, который обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности, всесторонне обогащение его духовного мира.

В своем выступлении Нелли Михайловна Розина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации остановилась именно на ситуации с дополнительным профессиональным образованием и отметила, что оно решает три задачи: 1. двигаться позитивно внутри какой-то профессии, постоянно повышая квалификацию, 2. обеспечить переход с одной профессии на другую, с одной специальности на другую и 3. индивидуальное развитие человека.

Далее выступил ректор Академии труда и социальных отношений Алексей Аполлинариевич Шулус. В своем выступлении он остановился на трех возможных позициях непрерывного образования. Первая – обучение только взрослых, что сводит всю проблему к ДПО. Вторая – непрерывное образование – это школа, вуз, ДПО. Третья позиция, – это образование человека в единстве множества траекторий в течение всей его трудовой жизни.

Владимир Иванович Подобед – директор института образования взрослых Российской академии образования г. Санкт-Петербурга в своем выступлении отметил, что в представляемом им институте разработан комплекс модельных законов – об образовании взрослых, модельный закон о последипломном образовании и о просветительской деятельности.

Далее он сказал, что получение максимальной отдачи возможно только в условиях, когда каждое звено образовательной системы будет вписано в единую систему непрерывного нравственного и интеллектуального развития человека, в единую общегосударственную систему непрерывного образования взрослых. Решение этой проблемы возможно только на государственном уровне. Законодательное решение проблемы непрерывного образования взрослых должно быть направлено на социальную защиту человека, на устойчивое развитие экономики страны, на нравственное развитие общества.

Далее слово было предоставлено Елене Олеговне Крыловой, ректору Московской педагогической академии, которая отметила, что проблема непрерывного образования, безусловно, должна решаться системно. Но под системой надо понимать не систему получения только профессиональных, научно-прикладных знаний на разных этапах жизненного пути, но прежде всего систему знаний нравственных, и это самое главное.

Во-первых, если человек не воспитан в системе нравственных ценностей, то никакие усилия государства в обучении внешним знаниям не приведут к повышению качества рабочей силы. Во-вторых. Нравственное совершенствование человека тесно связано с состоянием его познавательных способностей, ума, памяти.

В русской педагогике давно известны тезисы: «Ум нравственного человека думает по-другому». «Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность научная, ремесленная и др., получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший нравственный человек, а потом на этом основании будет хороший специалист».

Непрерывное нравственное совершенствование человека приводит к тому, что его ум становится проницательным, ясным, способным к быстрому восприятию знаний. Память очищается. Здесь справедливо было замечено, что поток информационных знаний сейчас настолько велик и изменчив, что их практически невозможно освоить. Потому непрерывное образование должно включать в себя прежде всего развитие тех внутренних нравственных сил, познавательных способностей, которые позволят новые знания воспринять, освоить и систематизировать.

В-третьих. В процессе непрерывного нравственного совершенствования человек приобретает важнейшее свойство – способность принимать оптимальные решения в самых разных ситуациях. Это очень важно. Перед нами не стоит задача непрерывно образовывать человека только ради того, чтобы он постоянно обновлял свои профессиональные знания. Цель и задача непрерывного образования гораздо глубже. Нужно постепенно научить человека выбирать из всего многообразия информации – главное, из профессий и специальностей – те, где он будет наиболее эффективно трудиться, т.е. принимать оптимальные решения. Если человек нравственно совершенен, то он найдет свое место в жизни, и сумеет освоить те знания, которые ему в данный момент необходимы. Отечественные педагоги вывели важный для нас сейчас тезис. Нравственное поведение восполняет недостаток разума.

И, с другой стороны, восполняет также недостаток знаний, которые мы не успели получить. Потому, что чистый ум проницателен (проникает в суть вещей) и принимает правильное решение.

«Душа видит истину по силе своей жизни». Поэтому проблему непрерывного образования прежде всего надо начинать решать с непрерывного нравственного совершенствования человека, совершенствование его познавательных способностей, ума, памяти, внимания. Методы и средства этой сферы прекрасно разработаны и известны русской педагогике и эффективно используются в отдельных образовательных учреждениях. Таким образом, необходимо законодательно принять государственную концепцию непрерывного образования, ядром которой должно стать духовно – нравственное совершенствование человека.

Анатолий Георгиевич Демьянченко, президент межгосударственной ассоциации постдипломного образования отметил, что до сих пор фактически ставилось равенство между непрерывным образованием и дополнительным профессиональным образованием. Глобальная задача – законодательное обеспечение именно системы непрерывного образования.

Владимир Борисович Лившиц, секретарь ЦК профсоюза народного образования и науки, отметил, что, во-первых, должна быть государственная программа – «Образование через всю жизнь». Непрерывное образование – это не только профессиональные навыки, это развитие личности, это то, что определяет, суть человека. Поддержал важность концепции непрерывного образования, с точки зрения нравственного совершенствования, предложенной ректором МПА Е.О.Крыловой.

Маркелова Ирина Ивановна – председатель совета директоров учреждений НПО и СПО Калининградской области отметила, что сегодня возможность переобучиться людям, которые в период кризиса стали безработными, получить другую профессию, дает только система низшего и среднего профессионального образования. Важно дать возможность этим системам развиваться.

Юрий Юрьевич Ухин – научный руководитель Института повышения квалификации информационных работников отметил, что следует вернуться к налоговым льготам, которые имели образовательные учреждения ранее. Законодательно оградить от захвата имущества образовательных учреждений. Необходимо в закон «Об образовании», в статью 39, пункт 4, в типовые положения всех образовательных учреждений внести поправку, что не допускается отчуждение или изъятие имущества образовательных учреждений по решению собственника.

Сергей Валерьевич Коршунов – проректор МГТУ имени Баумана сказал, что в системе непрерывного образования важны и все формы, и все уровни, и все технологии образования, потому что это вся жизнь, это масса категорий граждан со своими задачами, со своими потребностями.

Поляков Вячеслав Павлович (Экспертный совет по оборонно-промышленному комплексу) отметил, что в действующем законодательстве у нас в России по поводу непрерывного образования не работает 26-я статья закона об образовании, совершенно не определяет понятийный аппарат непрерывного образования. Министерство образования и науки приступило уже к разработке интегрированного законодательного акта с рабочим названием «Закон об образовании в Российской Федерации» необходимо уже сейчас включиться активно в работу по разработке этого законопроекта он обратился к представителям системы образования субъектов, чтобы они поработали с Законодательными Собраниями своих субъектов. Они обладают правом законодательной инициативы. Важно сейчас уже переключиться на подготовку и разработку интегрированного законодательного акта, где должен быть весь понятийный аппарат и все, что касается налогов, чтобы освободить образовательные учреждения дополнительного и непрерывного образования от налога на прибыль, необходимо в план законопроектной работы правительства включить вопросы по дополнительному и непрерывному образованию, на которое ложится дополнительная нагрузка в связи с кризисными явлениями.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 53
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011