На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Проповедь

Проповедь в Неделю перед Просвещением

Предыдущая Следующая

 

Отец Иоанн известен как замечательный проповедник. Его проповеди имеют глубокий педагогический аспект. В предлагаемом Слове отец Иоанн раскрывает основы христианской антропологии, показывает неестественное (ветхое) состояние человека, с которым приходится работать каждому учителю, и указывает средства, как человеку прийти в состояние естественное (обновленное), как научить ученика «украшать свою душу верой, правдой, любовью и другими добродетелями», как сохранять в душе мир и спокойствие. На примере данной проповеди учитель может показать ученикам, и что главная сила в мире не физическая, не материальная, а духовная. «Вера есть величайшая духовная сила, дарованная нам Господом».

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте

путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

(Мк. 1, 3).

Эти слова Священного Писания говорят о том, как великий Пророк и Креститель Господень приуготовлял народ к принятию Христа Спасителя. Этот великий избранник Божий был предназначен для того, чтобы уготовить путь Единородному Сыну Божию, грядущему в мир, чтобы расположить и приготовить людей к принятию Иисуса Христа своею проповедью о покаянии. Всех, приходивших к нему в пустыню, приглашал к раскаянию в грехах и к перемене образа жизни. И Сам Спаситель, по вступлении в общественное служение роду человеческому, прежде всего обратился к людям со словом о покаянии. «Покайтесь, — взывал Он, — и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,15).

Под покаянием, о котором проповедовал в пустыне святой Иоанн Предтеча и которого требовал от людей Сам Спаситель, разумеется не одно только временное исповедание грехов, а покаяние как добродетель, как постоянное расположение, постоянное старание сознавать свою греховность, очищать свое сердце сокрушением и стремлением к добродетели. На покаяние мы должны смотреть как на существенный наш долг, который должен быть постоянным и непрерывным подвигом всей нашей земной жизни. Нет человека, который бы мог избежать грехов. Такова доля падшего человека. Об этом говорит святой апостол Иоанн Богослов: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1,8). Апостол Павел говорил о себе, что он есть «первый из грешников» (1 Тим. 1,15) и «окаянный» (Рим. 7, 24). Что касается нас, то трудно и выразить, как велико, как тяжко бремя грехов наших.

Мы грешим каждый день, каждый час, грешим мыслями, словами и делами. Грех преследует нас на всех путях нашей жизни, сопутствует нам на всех поприщах нашей деятельности. Некоторые из нас бесстрашно продолжают предаваться грехам и коснеют в них, что может привести нас к полному духовному омерщвлению.

Человек не может быть совершенно безгрешным, но он должен очищать себя от сделанных им грехов искренним покаянием и сокрушением. Если человек впал в какой-либо грех, он должен немедленно восстать от своего падения, то есть мобилизовать все духовные силы и вступить с помощью благодати Божией в борьбу с грехом, а это требует большого подвига. И всякий, кто хочет подвигом добрым подвизаться, кому дорого спасение, не может не считать своим долгом покаяние как постоянный подвиг.Еще мы часто грешим и потому, что в нас весьма сильна наклонность ко грехам, наследованная нами от прародителей. Наклонность ко грехам, взятая со всеми ее видами, именуется в слове Божием «ветхим человеком». Ветхий наш человек так крепко, так глубоко укоренился в нас, что сами собой мы ни как не можем освободиться от него, искоренить и умертвить его в себе. И только Господь наш Иисус Христос, придя на землю, указал нам все способы, даровал нам все силы, посредством которых мы бы могли освобождаться от ветхого человека, умерщвлять его в себе и облекаться в нового человека, то есть украшать свою душу верой, правдой, любовью и другими добродетелями. После этого борьба с ветхим человеком и победа над ним стали совершенно возможны. И первое оружие против ветхого человека — это покаяние. Если же мы чужды это го спасительного таинства, если, допуская грехи, не раскаиваемся в них, то ветхий человек более и более утверждается и развивается в нас, овладевая всем существом нашим, покоряя себе и ум, и сердце, и волю нашу. Тогда спасительное пришествие Иисуса Христа на землю останется бесплодным для нас. Кроме того, мы можем лишиться вечного блаженства в Царствии Отца Небесного.

Господь наш Иисус Христос в Своем учении соединяет долг веры с долгом покаяния. «Покайтесь, — взывает Он к нам, — и веруйте в Евангелие». Для получения жизни вечной одного покаяния еще недостаточно для нас, нужна еще вера в Того, Кто Сам в Себе имеет жизнь и блаженство. Вера есть величайшая духовная сила, дарованная нам Господом. Она облекает нас заслугами Иисуса Христа, соединяет нас с Ним, оправдывает нас, делает нас истинную и крепкую веру, тот благопоспешно восходит выше и выше по лестнице христианских добродетелей. Но все эти плоды проистекают от веры только тогда, когда ей предшествует и соединяется с ней покаяние как подвиг духовной жизни. Без покаяния нет в душе нашей надлежащей почвы для веры. Без него не мыслимы чудные ее действия для нас. Только покаяние, состоящее в глубоком осознании грехов наших, в сердечном сокрушении о них и старании избегать их, дает возможность семе нам веры укорениться в душе нашей, произрастать и благоухать добродетелями. Если мы чужды духа покаяния, то грехи умножаются, усиливаются в нас и заглушают семена веры, как сорные травы на ниве заглушают пшеницу.

Так необходим для нас постоянный подвиг покаяния. Мы должны постоянно следить за собой, за своими мысля ми, делами и пожеланиями и всячески избегать всего того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца. Самолюбие наше обыкновенно шепчет нам, что мы не хуже других людей, и силится разными способами извинить, оправдать наши греховные дела. Под влиянием самолюбия иные люди, если заме чают в себе какие-либо добрые расположения, уже считают себя благочестивыми и добродетельными, хотя в душе их скрываются и действуют разные похоти и страсти. По всем этим причинам многие христиане совершенно забывают о подвиге покаяния.

Нам, братья и сестры, следует помнить, что Бог, как везде присущий, всегда находится с нами, взирает на нас, видит все наши помышления и дела, что Он будет некогда судить нас на Страшном суде, где обнаружатся все наши мысли и дела, за которые мы должны будем отдать отчет. И, как говорит Священное Писание, одни пойдут в жизнь вечную, а другие — в муку вечную (Мф. 25, 46).

Постараемся, братья и сестры, всячески избегать греха, бороться с ним, а если и подпадем под его влияние, не будем отчаиваться, но поспешим снова восстать от падения и принести истинное раскаяние пред священнослужителем. И это искреннее раскаяние поможет восстановить в нашей душе мир, спокойствие и единение с Богом. Аминь.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 21
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011