На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Ириней (Орда)
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Методический кабинет

Как искоренять детские пороки

Предыдущая Следующая

 

Материалы для проведения родительского собрания

 

Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский (XIX век) – иерарх Русской Православной церкви, духовный писатель и переводчик. Педагогика всегда была предметом его особой пристальной заботы. Школа, считал владыка, – это родное дитя Церкви и ее первая помощница в деле учительства. Предлагаемые материалы из книги Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского «О воспитании детей» будут актуальны и полезны педагогам, особенно при подготовке к проведению родительского собрания.

 

Послушание, правдивость и стыдливость — такие добродетели, которые родители должны с ранних лет насаждать в сердцах своих детей и к которым должны приучать их с особенною заботливостью.

Но, уважаемые родители, вы не только должны насаждать в сердцах детей ваших доброе, но и побеждать и искоренять злое. И прежде всего надо бороться с главным пороком, какой заметили в своем ребёнке, и истребить в нем с корнем этот порок. Каждый ребёнок имеет свой выдающийся недостаток; и если в семействе даже и десятеро детей, то каждый из них имеет свой недостаток. один от природы склонен к тщеславию, самолюбию, другой — к скупости, третий — задиристый, четвертый — завистливый и злорадный, пятый — ленивый, любит бездельничать и т.д. Обыкновенно каждая страсть — один из семи главных грехов. Но почему же нужно прежде всего искоренять в детях главные их недостатки и пороки?

Вот послушайте историю о Голиафе. Воевали филистимляне с израильтянами, и враждебные войска стояли строй против строя в ожидании сражения. В это время выступил исполинского роста филистимлянин Голиаф, стал издеваться над израильтянами, поносить как их самих, так и Бога их, и дерзко вызывал себе единоборца. Никто не дерзал вступить в единоборство со страшным великаном, пока молодой пастух Давид, в уповании на помощь Божию, с пастушескою сумкою и пращою в руках не выступил против него. Искусно и с силою брошенным камнем он повалил Голиафа на землю и умертвил его. Тогда филистимляне, увидев, что силач их умер, бежали.

Применим эту историю к нашему разговору. Среди различных недобрых склонностей, которые имеют дети, в каждом есть и своего рода голиаф, т.е. главный недостаток, главная страсть, главный порок. И против него-то и нужно прежде всего направлять удары, чтоб свалить его с ног; ибо если только будет убит этот великан между злыми наклонностями ваших детей, то войско его тотчас предастся бегству.

Говоря просто, это значит: старайтесь искоренить главный порок ваших детей, и мало-помалу все другие пороки исчезнут сами собой. Хотите вы, чтобы сорняки и бурьян не росли на ниве вашей — вам нужно прежде всего уничтожить корни их, тогда цветы и листья этих сорных трав засохнут и отпадут сами собой.

А главный порок вашего ребёнка и есть тот корень, из которого вырастают другие пороки и грехи; и если вы сможете вырвать из его сердца этот греховный корень, тогда сами собой завянут и опадут другие его грехи и пороки. Кто хочет осушить ручей, тот должен преградить исток его. А главный порок, любимый грех вашего ребёнка и есть источник, из которого проистекают все его пороки, и если ты преградил этот источник, удалил главный этот порок, тогда скоро не будут более показываться другие.

Очень важно искоренять главный порок как можно раньше, так как чем больше ты замедлишь, тем сильнее и крепче станет страсть и тем труднее будет победить её. Один отец, по словам евангелиста, привел к Спасителю своего сына, одержимого бесом, и просил об исцелении, так как Апостолы не могли изгнать беса. Но почему же Апостолы не могли изгнать его? Причина этому видна из вопроса, с которым Спаситель обратился к отцу бесноватого: «Как давно это сделалось с ним?» — и из ответа отца, который сказал: «С детства» (Мк. 9, 21). Следовательно, потому сатана получил такую власть над этим отроком, который в страшных муках испускал пену, скрежетал зубами, цепенел, бросался на землю, в огонь и в воду, — потому это, что диавол еще с детства возобладал над ним и не был раньше изгнан. Уважаемые родители, то же самое бывает, когда бес лживости, бес тщеславия, бес лености и т.д. поселяется в сердцах ваших детей. Если не изгнать его в раннем детстве, то он усаживается так твердо и получает такую власть, что впоследствии побороть его бывает очень трудно или совсем нельзя. так что пораньше прогоняйте из сердец ваших детей главную страсть!

Но чтобы победить и искоренить главный порок, вы сначала должны узнать, какой этот порок. Что поможет определить его?

Во-первых, старайтесь узнать, какие у вас самих главные пороки, и употребляйте все силы к тому, чтобы преодолеть их. Кто хорошо знает самого себя, тому не слишком трудно узнать и другого. Отец, мать, которые хорошо знают свое сердце, — родители, которые знают свою слабую сторону, свои излюбленные и главные пороки, — без затруднения заметят их и в своих детях, и тем более, что дети весьма часто получают в наследство дурные наклонности своих родителей, так как сын и дочь большею частию имеют те же главные недостатки, какие у отца или матери. Но нужно сказать, что такое самопознание — дело нелегкое и может быть достигнуто с великим усилием. Если вы хотите обладать таким самопознанием, то нужно с особою внимательностью следить за самими собой. Ежедневно поверяйте свою совесть и вообще стремитесь к истинной чистоте сердца, так как только такой человек по-настоящему может знать самого себя.

Но если вы, по недостатку истинного благочестия, недостаточно знаете самого себя, не сознаёте своего главного порока, то, может быть, тем лучше знаете недостатки своего мужа, своей жены, прекрасно знаете слабую его или ее сторону. И это также может навести вас на путь к отысканию главных недостатков детей. Будь внимателен, отец: не замечаешь ли ты в своей девочке тех именно недостатков, которые так неприятны для тебя в жене твоей; а ты, мать, смотри: не видишь ли в своем мальчике тех самых недобрых наклонностей, которые в твоем муже причиняют тебе столько неприятностей и огорчений?

Прислушивайтесь, что другие люди говорят о ваших детях. Чужие люди обыкновенно гораздо лучше видят недостатки в ваших детях, чем вы, родители, так как они не бывают ослеплены ложною родительскою любовью. Поэтому, если кто обратил ваше внимание на тот или другой проступок ваших детей, то не обижайтесь за это; особенно если священник или учитель укажут вам благожелательно на неодобрительное поведение ваших детей, не сердитесь за это; напротив, будьте благодарны им: это указание может помочь вам.

Любите своих детей разумною христианскою любовью. Безрассудная родительская любовь, какую, к сожалению, большинство родителей питают к своим детям, служит обыкновенно причиной, что они не обращают внимания на важные проступки детей, что они видят в них одно только хорошее, и самые их непростительные шалости считают часто хорошим качеством.

Наблюдайте внимательно за детьми своими, особенно тогда, когда они и не подозревают, что за ними кто-то смотрит, — например, в играх, когда они находятся в среде своих сверстников, когда их истинная природа лучше всего сказывается и как добрые, так и худые их наклонности скорее всего обнаруживаются.

Итак, отыщите главный порок в своих детях. Старайтесь, прежде всего, знать свои слабые стороны и исправлять их. Прислушивайтесь, что другие люди говорят о ваших детях, и не раздражайтесь, когда придется услышать что-то нехорошее. Любите детей разумною и истинною христианскою любовью. Имейте, наконец, зоркие глаза за детьми. Если вы таким способом заметили этот главный порок, то смело идите против него, просите помощи Божией и не переставайте воевать с ним, пока не поразите его совершенно. Если удастся вам истребить корень греха, то мало-помалу исчезнут и прочие пороки в сердцах ваших детей.

 

Об искоренении в детях гордости

Мы показали, почему родители в своей борьбе с дурными наклонностями своих детей должны обращать главное внимание на то, чтобы искоренить и уничтожить в каждом дитяти отличительный его нравственный недостаток, победить «голиафа», чтобы войско его разбежалось. Указаны и главнейшие правила, как отыскать в дитяти этот выдающийся в нем порок.

Обыкновенно, главный порок — это один из семи так называемых смертных грехов. Первый из них — гордость.

Что же нам делать, когда замечаем в ребёнке ростки этого греха, и как насаждать в душе его противоположную добродетель — скромность, смирение?

Скромность, кротость, смирение так естественны в детях, во всех отношениях нуждающихся в помощи других. Сам Спаситель, чтобы наглядно показать ученикам Своим образец истинного смирения, поставил среди них дитя и сказал: итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствии Небесном. Тем не менее и в детях, большею частию вследствие ложного воспитания, уже может в разных формах обнаруживаться гордость.

Раньше всего она обыкновенно обнаруживается в тщеславии одеждою. Дело совершенно естественное и невинное, что малые дети рады бывают, когда им купят новую одежду, если только эта радость не переходит надлежащих границ. Но эта граница переходится, когда дети слишком выражают свою радость своей красивой одеждой, когда они тщеславятся своим нарядом и с презрением смотрят на других детей, хуже их одетых. Большею частию эта смешная суетность и пустое тщеславие возбуждается самими неразумными родителями, которые нередко наряжают своих детей, девочек и мальчиков, как кукол, сами восхищаются их нарядом, подводят их смотреться и любоваться в зеркало и т.п. чтобы не возбуждать в детях своих тщеславия одеждою, родители должны избегать этих и подобных недостатков. Напротив, они должны дать понять своим детям, что пред Богом нарядные, дорогие одежды не имеют никакой цены, что Бог взирает не на одежду, но на сердце, что прекраснее ребёнок в бедной и плохой одежде, у которого благочестивое и чистое сердце.

Обратите внимание, что Иисус Младенец в яслях был повит бедными пеленами, и это также может служить предостережением для детей, чтобы они не придавали значения дорогим и красивым нарядам. Разумные родители будут говорить своим детям не о дорогих и красивых нарядах, но о чистых и опрятных, так как дети, конечно, должны быть приучаемы к опрятности. Поэтому не следует ругать и считать за гордость, когда ребёнок не хочет надевать грязной и разорванной одежды, если он аккуратно моет руки и лицо, если он отказывается есть и пить из немытой посуды и если вообще любит, чтобы все вокруг него было чисто и аккуратно. Напротив, всячески нужно развивать в детях вкус к опрятности и чистоте.

Второй род гордости, обнаруживающийся уже и в детях, состоит в том, что дети много думают о богатстве или высоком чине своих родителей и потому с презрением смотрят на детей бедных и невысокочиновных родителей, считают себя лучше их и потому уклоняются от общения с ними. Чтобы ваши дети не усвоили этого порока, приучайте их к тому, чтобы они ко всякому – к богатому и бедному, знатному и простому — были внимательны, ласковы, учтивы.

Не позволяйте, чтобы дети ваши о ком бы то ни было дурно отзывались. Внушайте им, что Бог смотрит не на богатство, не на знатность, но на добродетель и честность.

Третий род гордости обнаруживается в том, что дети много думают о своих действительных или только мнимых добрых качествах и преимуществах. Есть немало детей, которые гордятся своим прилежанием, своим благочестием и своею скромностью, которые много о себе воображают, являясь лучшими учениками в классе и т. д. Конечно, нет еще ничего предосудительного в том, что ребёнок считает для себя честью, если он успевает хорошо в науках и отличается прекрасным поведением, так как честолюбие такого рода свойственно всякому человеку, — следовательно, вложено в сердце человека Творцом. Но это честолюбие должно быть в известных границах, не должно вырождаться в тщеславие. Ребёнок должен быть прилежным, скромным, благочестивым не потому только, что за это его хвалят, но потому, что этого требует от него Бог. И чем старше становятся дети, тем больше они должны быть приучены к тому, чтобы делать добро по чувству долга, с мыслию о Боге, а не для того только, чтобы пожинать похвалу у людей; они потому должны главным образом избегать греха и зла, что Бог запретил грех, а не потому только, чтобы избежать порицания или наказания. Берегитесь сами, чтобы не насадить в детях самомнения, высокомерия и хвастовства, позволяя им толковать и судить о предметах, которых они не понимают совсем, или же, как это часто бывает, расточать им похвалу за доброе поведение. Ласковый взор, довольная улыбка, краткое замечание, что вы довольны им, должно быть для ребёнка достаточною наградою за исполнение им своих обязанностей.

Не допускайте никогда, чтобы дети хвалили самих себя, много говорили о самих себе или же вмешивались в разговоры взрослых, осмеивали или же дерзко поправляли их мнения.

Старайтесь приучать их постоянно к беспрекословному послушанию, так как послушание есть самый лучший учитель смирения и кротости.

Чтобы внушить детям отвращение ко всякого рода тщеславию, самомнению и суетности, указывайте им на то, какой великий грех пред Богом гордость, что она, по словам Св.Писания, начало всякого греха (Притч. 8, 13) и мерзость пред Богом (Сир. 10, 15). Рассказывайте им о злых духах (они, известно, за гордость свержены с неба), о наших прародителях в раю (по внушению диаволом гордости, они захотели быть как боги); говорите им, к чему приводит гордость, как страшно Господь наказывает за нее и как высокомерие предшествует падению. При этом не забывайте учить их, как богоугодна добродетель смирения и скромности, как Бог возвышает смиренного, как это мы видим на примере Матери Божией и святых. Но высочайшим образцом как всех прочих добродетелей, так и смирения, должен быть для них Спаситель, Который сказал о Себе Самом: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).

Уважаемые родители! Вы все желаете, чтобы ваши дети были добрыми, послушными детьми. Если вы истинно хотите этого, то побеждайте в них гордое высокомерие, так как высокомерные дети будут и своенравны и непослушны; насаждайте в них смирение и скромность, потому что скромные дети всегда бывают и послушными. Все вы хотите, чтобы ваши дети были благодарны — не допускайте в них вкорениться высокомерию и гордости, ибо человек гордый большею частию и неблагодарен. Все вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы — насаждайте же в них скромность и смирение, ибо скромный и непритязательный человек бывает спокоен и доволен своим положением, а человек довольный, в сущности, и есть честный и счастливый. Все вы, без сомнения, хотите, чтобы на ваших детях почивало благоволение Божие — сохраняйте же их от гордости; учите их и словом, и примером смирению и скромности, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6) и милость.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 81
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011