На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Калашникова С.Н.
Заместитель начальника управления образования и науки Белгородской области

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: ГОСУДАРСТВО И НРАВСТВЕННОСТЬ

Создается целостная система воспитания

Предыдущая Следующая

С.Н. Калашникова,
заместительначальникауправления образованияинауки
Белгородскойобласти

 

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

Учитывая, что решение этой проблемы на федеральном уровне пока еще является невозможным, представляется необходимым выстраивание системы духовно-нравственного воспитания в рамках регионального и школьного компонента образования.

В Белгородской области в течение ряда лет создается целостная система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Положительным импульсом в этой работе послужило принятое 9 декабря 2004 года постановление губернатора Белгородской области Е.С. Савченко «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи».

Основными направлениями в разработке данной системы являются:

а) воссоздание национально-культурного компонента и обновление содержания социально-гуманитарного образования;

б) интеграция традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;

в) разработка программ взаимодействия школы, семьи, культурно-образовательных учреждений для создания единого воспитательного пространства. В 2005 году участники образовательного форума «Духовно-нравственные основы образования: прошлое, настоящее, будущее» в обращении к жителям Белгородчины акцентировали внимание на образовании и культуре как приоритетных направлениях государственной политики, синтезирующих духовную и материальную жизнь общества. Решения форума стали своеобразной программой действий для органов управления образованием, учреждений культуры и для благочинии. На сегодняшний день усилия всех структур принесли позитивные результаты.

Организована широкомасштабная работа по формированию школьных укладов, школьных традиций и воспитательных систем в коллективах, в образовательные учреждения внедрены государственная символика и символика области, возрождается система внешкольного воспитания через учреждения дополнительного образования детей (клубы, Дома и Центры детского творчества).

В области проведено четыре местных конкурса воспитательных систем, свыше десяти образовательных учреждений области стали победителями и призерами всероссийских конкурсов.

Предусмотрен целый комплекс мер по совершенствованию форм работы учреждений образования в области патриотического воспитания. Это и включение в курсы и учебники по ОБЖ раздела «Основы военной службы», и взаимодействие школ с молодежными общественными организациями, с местными отделениями Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), и создание школьных музеев боевой славы, и активное участие в юнармейском движении, в поисковых отрядах.

На Белгородчине создано свыше 140 военно-патриотических клубов и объединений, в которых занимается около 30% подростков, свыше 90 кадетских классов, в которых обучается около 2 тысяч школьников. Юные патриоты выступают инициаторами увековечения памяти героев-земляков в названии улиц, открытии мемориальных досок, в организации и помощи ветеранам и семьям погибших воинов. Они берут на себя заботы о воинских могилах, о поиске без вести пропавших воинов.

Образовательные учреждения области поддерживают тесную связь с государственными и муниципальными музеями области.

Постановлением правительства области с 1 сентября 2005 года введено бесплатное посещение музеев, включая экскурсионное обслуживание для детей дошкольного, школьного возраста и студентов, разработана и утверждена тематика музейных уроков.

Системность подхода к духовно-нравственному воспитанию отражена в постоянно совершенствующейся нормативно-правовой базе области, расширении сети духовно-просветительских центров, деятельности координационного совета по духовно-нравственному воспитанию, развитии реального сетевого взаимодействия социальной службы и инфраструктуры области.

Принятие закона Белгородской области от 3 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» позволило в качестве регионального компонента базисного учебного плана Белгородской области со 2 по 11 классы ввести с 2006-2007 учебного года учебный предмет «Православная культура» в объеме одного часа в неделю.

На протяжении восьми лет данная учебная дисциплина изучалась в форме факультативных занятий на добровольной основе во всех школах области, при этом их посещаемость составляла около 98 процентов.

В 2006 году в образовательных учреждениях области были проведены родительские собрания, на которых вопрос о переводе этого предмета из факультативного в региональный компонент подробно обсуждался и получил одобрение родителей.

Сегодня в 720 школах Белгородской области более 130 тысяч учащихся изучают традиционную для России и Белгородской области православную культуру.

Специфика предмета заключается в обеспечении усвоения школьниками основ социального и культурного опыта развития России, для которой Православие явилось государство-образующей религией. Православие оказало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и определило ее специфику в пространстве мировой цивилизации.

Изучение православной культуры в образовательных учреждениях имеет определяющее значение для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе, уважения к правам и свободам человека.

Следует отметить большую организационную работу областного Координационного совета, возглавляемого губернатором области Е.С. Савченко, и рабочей группы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, созданной при аппарате губернатора области. Это их усилиями разработаны концепция и программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения области на 2007-2010 годы». Концепция и программа призваны способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала каждого жителя Белгородской области.

Областная программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы» является документом, отражающим совокупность практических мер, направленных на реализацию концептуальных подходов к духовно-нравственному воспитанию.

В основе программного обеспечения концепции лежит моделирование духовно-нравственного содержания воспитательного пространства Белгородской области с учетом специфики различных слоев населения, а также их социального партнерства и межведомственного взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания.

Программа составлена с учетом исходного уровня духовности и нравственности населения Белгородской области, своеобразия его этнического состава, воспитательного потенциала и имеющегося опыта работы.

Комплекс программных материалов отражает целостное видение проблемы воспитания, предполагает его положительную динамику и выход на иной, более высокий уровень духовности и нравственности населения Белгородской области, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

Подготовка педагогических и руководящих кадров в области духовно-нравственного воспитания осуществляется на курсах, слушатели которых занимаются по программе в объеме 108 часов (выдача свидетельства о повышении квалификации) или 72 часов (выдача удостоверения) в Белгородском региональном институте повышения квалификации. На сегодняшний день более тысячи человек прошли курсы повышения квалификации. Управление образования и науки области тесно сотрудничает с Московской педагогической академией, привлекая ее профессоров к качественной подготовке специалистов.

В районных (городских) управлениях образования созданы научно-методические центры и объединения по духовно-нравственному воспитанию.

В области осуществляется комплекс мер по материальному стимулированию педагогов образовательных учреждений, активно работающих по данному направлению. Уже стал традиционным областной конкурс, задачей которого является поддержка перспективных инновационных программ и проектов в области духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. По итогам конкурса в 2005 году 25 образовательных учреждений области получили 30%-ю надбавку к фонду заработной платы. В 2006 году в конкурсе приняли участие 27 образовательных учреждений, стали победителями — шесть.

Разработанный «Образ выпускника общеобразовательной школы Белгородской области», в котором обозначены главные качества, к которым должен стремиться юный гражданин нашего Отечества — это целая программа воспитания ребенка, человека, определяющая базовые ценности, исходя из которых моделируется как сама воспитательная система, так и образ образовательного учреждения.

Целесообразность формирования целостного образа учебного заведения обусловлена тем, что воспитательный процесс не может быть ограничен рамками внеклассных мероприятий, так как включает в себя и обучение, и любое другое взаимодействие, влияющее на развитие личности учащегося. Следовательно, при моделировании воспитательной системы необходимо иметь видение всей жизнедеятельности учебного заведения.

Создана областная экспериментальная площадка на базе Хотмыжской СОШ Борисовского района по взаимодействию всех субъектов села в целях повышения духовно-нравственного уровня населения.

Одной из форм воспитания подрастающего поколения является краеведческая работа. Областной центр детского и юношеского туризма систематически организует туристические паломнические маршруты «Духовное наследие Белгородчины», «Храмы Белгородчины», «Святое Белогорье», «По местам жития святителя Иоасафа Белгородского», которые позволяют прикоснуться к Белгородским святыням, посетить места жития святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца, лучше узнать свой край.

Основу становления воспитательной системы области составляет взаимодействие и активное сотрудничество различных социальных институтов и возрастных групп.

Учитывая большую роль Русской Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала России, стоит отметить значимость сотрудничества с духовенством в решении задач воспитания и просвещения. Соглашения и договоры о сотрудничестве и взаимодействии в сфере духовно-нравственного воспитания детей и подростков, заключенные органами управления образованием и благочиниями Белгородской и Старооскольской епархии, значительно расширяют возможности в работе с детьми и молодежью.

В области активно совершенствуется и развивается сеть духовно-просветительских центров, которые объединили ресурсные и кадровые возможности школ, библиотек, домов культуры, храмов для воспитания и образования не только детей, но и всего населения. Сейчас в области их уже более 60. Лучшие из них обеспечивают реальное сетевое взаимодействие социальной инфраструктуры.

Управлением образования и науки области совместно с представителями Белгородской и Старооскольской епархии создана региональная общественная организация «Общество православных педагогов Белгородчины». Основной целью Общества является возрождение православных традиций, национальной русской духовной культуры, содействие в профессиональном становлении и реализации творческого потенциала православных педагогов.

Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать: активизация духовного и культурного сознания населения, повышение уровня его нравственности, укрепление института семьи, увеличение количества зарегистрированных браков, многодетных семей, снижение числа бракоразводных процессов, количества абортов, числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрождение и сохранение традиций семейного воспитания, повышение уровня взаимодействия семьи, учреждений образования, культуры, здравоохранения, детских и молодежных общественных организаций, Церкви в деле воспитания и социализации детей и подростков, снижение уровня беспризорности и преступности несовершеннолетних, увеличение количества граждан, желающих служить в Российской Армии, снижение остроты межэтнических, национальных конфликтов, уровня криминализации, активное противодействие пропаганде безнравственности.


Когда судят о человеке, надобно отыскивать в нем не одну лишь отрицательную сторону а, прежде всего, положительную: мы скорее замечаем, чего нет в человеке, нежели что есть в нем. А что есть, это всего важнее.

К.П. Победоносцев


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 21
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011