На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Нет веры без знания, нет знания без веры

Предыдущая Следующая

Первые христианские школы

(Основные начала духовно-нравственного воспитания. 1913 г.)

 

Постоянное умножение верующих и потребность в их назидании создали в первенствующей Христианской Церкви особого рода просветительные учреждения, известные под именем катехуменатов (огласительных училищ), в которых не только дети, но и взрослые язычники без разбора пола, сословия и национальности, желавшие вступить в Церковь христианскую, получали наставления в христианской вере и подготовлялись к принятию Крещения. Огласительные училища первоначально помещались в домах христианских учителей, а впоследствии, когда явилась возможность, были устрояемы для них особые помещения в притворах храмов, при крещальнях. Учители назывались катехетами (огласителями), а ученики — катехуменатами (оглашенными). Ученье было преподаваемо в форме устных бесед и в общей своей системе составляло то, что нам известно под именем катехизиса.

Таким образом, огласительные училища имели исключительно религиозно-просветительный характер, и иных христианских школ в первенствующей Церкви не существовало. Обучение чтению, письму, счету и разным светским наукам и искусствам было введено в школах языческих, куда в первое время отдавали своих детей и христиане. Многие христианские юноши посещали и высшие языческие школы, где изучали языческую философию и древних классиков. Выдающиеся христианские учителя первых веков, каковы Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, получили свое образование в языческих школах.

Ввиду вредного влияния языческих школ на христианское юношество многие из отцов Церкви с опасением смотрели на то, что христианские дети обучались в школах языческих, и настойчиво требовали учреждения христианских школ в возможно большем числе. Это было ближайшею причиною того, что уже к концу I века стали возникать и собственные христианские школы, в которых дети могли обучаться не только истинам веры, но и разным наукам. Первым школьным христианским учителем был некто Протоген. Занимаясь преподаванием высших наук в Эдессе, он в то же время открыл здесь школу и для детей. По его примеру такие же школы стали открываться повсюду в христианских общинах. Научение молитвам, пение псалмов, чтение и письмо были главными предметами обучения в этих первых христианских народных школах.

Некоторые из первоначальных огласительных училищ достигли высокой степени своего процветания и славы. В ряду таких школ, имеющих важное историческое значение, особенно выделялись Александрийская и Антиохийская.

Основателем Александрийской школы, по преданию, был евангелист Марк. Сначала она служила для образования христианских детей и для приготовления оглашенных к Крещению, но вскоре явилась необходимость расширить круг преподавания и приготовлять христиан к борьбе с образованными язычниками.

Александрийская школа находилась в городе Александрии, бывшей в то время центром всемирной образованности. Все, что было выдающегося в области литературы, науки, философии, религии, соединилось в Александрии. Знаменитый ее музей и библиотека привлекали ученых со всего света.

Первым по времени выдающимся представителем Александрийской школы был Пантен (189-195 г.). По словам историка Евсевия, это был муж высокого ума и обширной учености, основательно изучивший не только богословские науки, но и языческую философию. Первоначально он принадлежал к школе стоиков, но, ознакомившись с учением Евангелия, стал ревностным христианским миссионером, проповедовавшим Христово учение даже в Индии. За свою ученость и педагогическую опытность он поставлен был главою Александрийской школы, в которой долгое время подвизался в качестве ее учителя и воспитателя. К сожалению, мы не имеем достаточно точных сведений о характере его педагогической деятельности.

Приемником Пантена в Александрийской школе был ученик его Климент Александрийский (+217 г.). Климент получил блестящее образование в высших языческих школах. Не находя полного духовного удовлетворения в языческой философии, он стал искать его в христианстве и с этой целью предпринимал далекие путешествия на Восток и Запад, чтобы на месте ознакомиться с христианским учением из бесед с мужами, которые сохранили чистое предание веры от времен апостольских.

Климент первый сделал попытку систематического изложения основных начал христианской педагогики. В своем сочинении «Педагог» он изображает Самого Христа под видом педагога и в лице Его представляет нам идеал воспитателя. «Наш Педагог, — говорит он, — подобно Богу Отцу Своему, безгрешен, безупречен; Его душа совершенно свободна от страстей. Это безупречный наш идеал, к духовному сходству с которым мы считаем своею обязанностью из всех сил стремиться». Представляя Христа общечеловеческим Педагогом, Климент разумеет под воспитанием всех людей.

«Педагогика Христа, — говорит Климент, — состоит в Божественной религии, в наставлении, как служить Богу, в обучении, приводящем к познанию истины». <...> И «подобно тому, как кормчий не всегда следует за ветром, но направляет нос корабля также и против ветра и противоборствует всяким бурям: подобным образом и наш Педагог не соображается с нравами и обычаями; господствующими в этом мире, и не представляет им своего питомца на произвол, как какую-нибудь ладью». «Педагог внушает питомцу, чтобы он держался твердо единственного ветра — истины; доколе бережно взлелеянным дитятей не войдет он в гавань небесную».

<...> Вера должна лежать в основании всякого знания. «Нет веры, — говорит Климент, — без знания, нет и знания без веры. Вера есть основание знания; и знание есть здание, которое разум строит на вере. Вера столь необходима для знания, как дыхание для жизни». В свою очередь, для правильного и разумного понимания истины веры необходимо изучение наук.

Христос-Педагог воспитывает людей не одним учением Своим, но главным образом примером собственной жизни, так же и христианские воспитатели. Педагог побуждает к добродетели других и это важная мера воспитания. В отношении к людям Педагог-Христос руководится безграничной любовью; тем же чувством должны руководствоваться и христианские воспитатели. Одним словом, Христос-Учитель есть совершеннейший Педагог, Которому во всем должны подражать и христианские воспитатели. Таковы главнейшие педагогические наставления, изложенные Климентом Александрийским в его труде «Педагог».


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 63
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011